19. Находки

Валерий Суханов 3
На следующий день после празднования Вурна Хатл состоялись похороны Ильи Ермакова. Возле священной берёзы был построен помост, на который уложили и привязали тело. Затем помост подняли и закрепили на четырёх ошкуренных сосновых столбиках.

На вопросы Алексея по ходу процедуры Ванхо ответил:

-  Так хоронить нам завещали предки, чтобы душа умершего могла улететь по воздуху в верхний мир для следующего воплощения.
 
Потом добавил:

-  Душа мужчины после смерти перевоплощается пять раз, а женщины четыре.

- Когда поедем на песчаную гриву? Реки могут вскрыться? Не проедем? – спросил Алексей.
- Реки начнут вскрываться, начиная от Оби. Пока до нас дойдёт хул коем тылась (май) придёт. Через  неделю ранним утром Ванхо с Алексеем отправились на гриву из песка.

Переехав левый приток Ингу Ягуна, их упряжка с трудом преодолела крутой подъём. Олени тяжело дышали, высунув длинные языки. Ванхо решил дать им отдохнуть. Вдвоём они сошли с нарт и стали прислушиваться к звукам пробуждавшейся от долгой зимней спячки северной природы.

Вокруг стволов невысоких сосен и карликовых берёз образовались углубления в уже рыхлом снегу, усыпанном остатками коры и хвойными иголками. Доносилось беличье цоканье, дробь частых ударов дятлов, какофония прерывающих друг друга мелких птах, кедровок, кукш. Где-то вдалеке послышался лай песцов, прерываемый карканьем ворОн.

- Это там, на песчаной гриве, - показывая рукой в том направлении, куда они ехали, сказал Алексей.
 
Дав оленям передохнуть, тронулись дальше, и вскоре перед ними показалась цель поездки. Почти вся поверхность плоской песчаной дюны была уже свободна от снега. Он лежал только в небольших углублениях. В одном из них что-то чернело. Вокруг этого места было множество звериных и птичьих следов. Ванхо показал Алексею на цепочку следов росомахи. Больше всего тут было следов песцов.

Чёрное пятно оказалось растерзанным трупом вмёрзшего вниз лицом человека.  Талый снег был усыпан кусками материи, меха и шерсти. Кое-как удалось высвободить останки из снежного плена и перевернуть лицом вверх. Блеснули на плече две звёздочки с красным просветом на голубом погоне и цифрой 2, а сбоку они увидели казачью шашку.

- Так это хорунжий Зварыч, - вырвалось у Алексея.
В порванной зверями и птицами одежде что-то блеснуло. Алексей нащупал этот предмет и вытащил.

- Боже мой! Это же портсигар Глеба.
- Он убил твоего брата? – спросил Ванхо.
- Я не знаю точно. Возможно.
- Если это враг то можно забрать его вещь, а самого его звери и птицы отправят в нижний мир, - сказал Ванхо, забирая себе понравившуюся ему шашку.
 
Вдалеке они увидели ещё что-то похожее. Подошли ближе, спугнув большого вОрона. Этот труп лежал лицом вверх, если это было можно назвать лицом. Во рту на почти голом черепе выделялись щелястые зубы.

- Да ведь это же тот красный, которой ударил меня рукояткой нагана в Белом Яру. А вот и тот наган, - показывая на исклёванную до костей пальцев руку погибшего, сказал Алексей.

- Что же здесь произошло?

- Открытое место. Одни уходили от погони, другие их преследовали. В лесу сложнее попадать во врага. Тут они увидели друг друга и начали стрелять. Видишь пустые гильзы, - сказал Ванхо.

Потом добавил:

- Сходи к нартам за топором.

Старик, отрубив кисть державшую оружие, с помощью ножа вынул из неё револьвер и отдал Алексею. Глеб во время плавания на пароходе научил  его пользоваться наганом. Проверив барабан, Алексей обнаружил два не израсходованных патрона.

- Теперь у тебя есть своё оружие, - сказал Ванхо.
- Надо ещё поискать. Может, найдём что-то, - произнёс Алексей.

Однако находок больше не оказалось. Стал накрапывать дождь и Ванхо сказал, что надо возвращаться пока не подтаял лёд на реке.

Подъезжая к стойбищу, Алексей услыхал звуки песни на языке остяков, которую пела Евья.

- О чём поёт Евья? – спросил он у старика.

- Ими (женщина) Евья поёт о том, что у неё началась иная жизнь, - ответил Ванхо.

- Что значит иная жизнь?

- Она ждёт ребёнка.

КОНЕЦ ПЕРВОЙ ЧАСТИ

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ