6. Ощущение и восприятие мира

Лариса Болотова
                Из книги «Восприятие и познание мира» З.С. Беловой:

(стр.17) «Ощущение – это субъективный образ объективной действительности, отражение свойств предметов объективного мира, возникающие в результате непосредственного их воздействия на органы чувств».

                Создают ли ощущения реальный объективный мир?  Человеку, находящемуся под гипнозом, можно внушить другие ощущения и другой мир.

                Субъективный образ. Так ли это? Разве свойства предметов имеют образ? Например, холодное и тёплое тело. Даёт ли ощущение холода или теплоты образ тела. Оно даёт состояние тела. То есть любое ощущение не даёт полного образа объекта и его формы. Даже зрение. Мы видим на небе Солнце и Луну в виде кругов, а не в виде сфер.

                Любое ощущение должно быть воспринято, для этого необходимо сознание, определённый его уровень. Так даже камень ощущает воздействие окружающей среды, он разрушается.

                Какие ощущения может испытывать земной человек?

«Отличают зрительные, слуховые, вибрационные, осязательные, обонятельные, вкусовые, общеорганические ощущения. Каждая форма ощущения отражает определённо конкретную сторону вещи или явления, а через единичное отражаются общие свойства материи».

                Я бы применила здесь другое слово вместо формы, а именно импульс. Ощущения – это отдельные импульсы.

 «Наиболее развито у человека зрительное ощущение, оно как бы проверяет, конкретизирует, дополняет, уточняет образы, получаемые органами слуха, вкуса и т.д. Поэтому в процессе познания мира особую роль играют зрительные образы».

                Человеческий взгляд сканирует окружающие объекты. И только после этого  возникают зрительные ощущения. Мозг обрабатывает их и создаёт определённый образ, а именно форму.

                Чем определяется субъективность? Сознанием человека. Чем определяется объективность? Внешними органами чувств человека. То есть внешние органы чувств дают нам ощущения отдельности от окружающего мира.

«Проблема ощущений всегда волновала философов. Ещё в древней Греции основоположник атомизма Демокрит считал, что единственным источником истины являются наши ощущения.

Философы – сенсуалисты, преувеличивая роль органов чувств в познании, не обращали достаточного внимания разуму (рассудку?). По их мнению, в разуме (рассудке?) нет ничего такого, что не отражалось бы предварительно через органы чувств. Но роль только органов чувств в познании абсолютизировать нельзя. Человек познаёт объективную реальность не только через личный опыт, но и из книг, рассказов старших».

                Каким образом это происходит? Человек созерцает слова в книге глазами, то есть, задействованы зрительные органы чувств. Далее сигналы поступают в мозг, и начинается поиск в памяти (подобно компьютеру), чтобы понять написанные слова.

«Учителей школ, как и философов, сильно волновали проблемы познания. Многие убеждались, что познание нужно начинать с реального наблюдения над явлениями природы, только после ознакомления с вещью или явлением пусть учитель толково разъяснит суть предмета.

Заставить поверить чужому свидетельству, вопреки опыту  собственного ощущения, трудно. В таких случаях нам помогают логическое или рациональное мышление.

 Отдельное ощущение отражает одно или несколько свойств предметов (ощущение вкуса арбуза, его цвет, аромат и т.д.). Ощущения возникают как результат воздействия материи на органы чувств человека, превращения энергии внешнего раздражения в факт сознания».

                Получается, что сначала сознание (дух) переходит в энергию материи, а потом энергия материи возвращается в сознание через ощущения?

«Таким образом, ощущения возникают под влиянием окружающей среды. Благодаря ощущениям, наш мозг воспринимает информацию о внешнем мире. Ощущения дают нам знания о явлениях природы, общества (?), о предметах, которые непосредственно воздействуют на человека.

Субъективность чувственных образов обусловлена тем, что на характер ощущений влияют личные особенности человека… Ощущения также зависят от состояния органов чувств в данный момент, от общего здоровья человека, от социальных условий… Видеть и замечать – это не одно и то же. Способность видеть понимать происходящее развивалась в человеке со временем, с развитием его сознания, мышления.

Если ощущения отражают отдельные свойства вещей, то восприятие отражает вещь в целом».

                В начале статьи речь шла о восприятии отдельных импульсов ощущений, далее речь идёт о восприятии всех ощущений. Как для первого, так  и для второго случаев необходимо наличие сознания. Права ли я? Компьютер тоже воспринимает импульсы, которые  вводит человек. Он что обладает сознанием? Конечно нет, роль сознания в нём выполняет программа, заданная человеком.

«Восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире, формируется в процессе активно-практической деятельности на основе ощущений. Восприятие как целостный образ вещей включает в сферу своего осознания такие стороны чувственного познания, которые оставались скрытыми в ощущениях: целостность, предметность, конкретность, местонахождение и временность. Будучи целостным психологическим актом, восприятие отражает мир иначе, т.е. на языке предметных образов, введённых в смысловые контексты. Поэтому мир воспринимается как единая система, расчленённая на отдельные предметы, явления и отношения между ними».

                Получается, что ощущения создают нам картину окружающего мира.  То есть, если на наши органы внешних чувств подать другие импульсы ощущений, картина окружающего мира измениться. Может ли это сделать сам субъект?

«Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторный процесс, представляющий собой анализ и синтез комплексных раздражителей и отношений между ними. Процесс восприятия предлагает обнаружение объекта в воспринимаемом поле, различение в этом объекте отдельных признаков и их синтез. В восприятии содержится противоречие: единое и целостное впечатление как бы раздроблено на отдельные объекты и события, впечатление дискретно, в то же время оно континуально-непрерывно. Как вид познания восприятие предполагает осмысление, истолкование чувственных данных. Оно составляет первоначальный целостный источник сведений об окружающем мире».

                Получается, что для того, чтобы ребёнок увидел окружающий мир, таким как его видят взрослые, в его сознание должна быть заложена программа виденья окружающего мира. Что и делают родители, когда объясняют ему устройство окружающего мира. Но если объяснять ребёнку окружающий мир по-другому, будит ли он видеть другой мир, не таким, каким его видят все люди.   Аутисты не воспринимают наш мир. А в каком мире они находятся, вернее их сознание?

                В чём состоит особенность восприятия?

«Важной особенностью восприятия является его зависимость от прошлого опыта, знаний и индивидуально-психологических различий людей. Например, реальную Землю с находящимися на её поверхности горами и впадинами невозможно представить какой-либо правильной геометрической поверхностью. Даже поверхность океана не является абсолютно плоской. Океан не подчиняется закону «сообщающихся сосудов», а вода в нём не устанавливается на одном уровне. Космонавты заметили в океанах гигантские впадины и выпуклости».

                Каким образом, возникают ощущения? Через рецепторы.

«Под рецепторами понимают концевые образования афферентных нервных волокон, воспринимающих раздражение из внешней среды и преобразующих физическую (механическую, тепловую) или химическую энергию раздражителей в возбуждёние (нервные импульсы), передаваемое по чувствительным нервным волокнам в центральную нервную систему. Одни рецепторы особо чувствительны к химическим раздражителям, а другие – к колебаниям температуры или освещённости, а так же к изменениям давления и т.д.

В зависимости того, какой из анализаторов является ведущим в акте восприятия, различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое восприятие. Различают также восприятие адекватное реальности, и иллюзии».