Эссе о фотографии Аргентум-28

Сергей Романов 4
МЕТОД

Есть в Фотографии такой парадоксальный метод – «врасплох по согласию». Человека останавливают на улице, выхватывают из бытопотока и предлагают сфотографироваться. Предположим, он соглашается.

Поскольку ситуация предложена внезапно, человек должен срочно перестроиться на иное ролевое поведение. Только что он был прохожим, а теперь очень быстро – и это ключевой момент! – ему необходимо стать моделью художника. Этот процесс – в определенном смысле творческий – требует некоторого времени. Для всех, разумеется, разного.

Действуя в рамках именно этого отрезка времени – пока модель надевает маску репрезентативности – фотохудожник имеет шанс увидеть истинное лицо человека и запечатлеть его.

Таков этот, на первый взгляд, антифотографический, но подчас весьма продуктивный метод.

А метод в искусстве, как известно, – бог.

                ***

ДВЕ ТЕМЫ

В искусстве Фотографии есть две абсолютно идентичные, как однояйцовые близнецы, темы: спорт и религия.

Удручающая предопределенность, неизменность и примитивность эмоциональных проявлений – вот то, что их генетически роднит.

И в той, и в другой сфере эмоции однообразны чуть ли не патологически.

Причем спорт даже несколько переплевывает свою «сестрицу». Но если в спорте можно попытаться обыграть хотя бы внешнюю динамику (что обычно и делается фоторепортерами), то в религии, по имманентной сущности ее, и внешнее, и внутреннее застыло в желанной неизменности – навсегда.

И единственное, на что способна Фотография в таких случаях, – тиражировать убожество.