Пессимистическая оптимизация

Марк Коган
  Я для себя решил никогда и ничего не писать об оптимизации медицины и о пандемии коронавируса, потому что не хочу ругаться матом. Конечно, так можно утерять навыки общения с людьми, но что поделаешь. А тут как-то всё оно сошлось, и я решил осторожно коснуться этих тем.

  Оптимизацию медицины затеяли не на пустом месте. Раз стабильно выделяемых из бюджета денег в медицине на всё реально не хватает, значит, надо это «всё» сократить до объемов финансирования, и даже больше. Чтобы аж прибыль с этого дела пошла. И, честно говоря, некоторые поводы для этого были. В отделениях терапевтического профиля примерно половина постояльцев в особом стационарном лечении не нуждалась. Просто некоторым гражданам с хроническими заболеваниями хотелось полечиться бесплатными лекарствами, или отдохнуть от домашних дел, а некоторым – сэкономить часть невеликих своих доходов, питаясь за казенный счет. А еще есть крупная секта «верующих в капельницы». Это с одной стороны, а с другой – отделению надо план койко-дней выполнять каким-то образом. Ну и решили наверху – часть больниц закрыть, здания продать, а освободившимся персоналом заткнуть дыры в штатном расписании уцелевших медицинских учреждений.

  В общем, цели ясны, задачи определены, вперёд, в светлое будущее! Но, как было сказано в одной песне, «всё бы шло прекрасно и забавно, если б миром правили поэты». Пришла у нас беда, откуда не ждали – случилось явление короновируса. Количество нуждающихся в госпитализации резко возросло, а мест в больницах оказалось катастрофически мало. А с логистикой в нашей медицине вообще печальное дело. Заболевших начинают укладывать на дополнительные койки в коридорах, где их тут же с укором фотографируют злые блогеры. Почему-то это сильно действует на нервы медицинского начальства, и понеслось… Из узкопрофильных отделений выгоняют лежащих там больных и закладывают тех, у кого «нужная» болезнь, причем медицинские показания учитываются в последнюю очередь. То какую-то совершенно здоровую блогершу запирают в отдельную палату в лучшей инфекционной больнице страны, откуда она шумно сбегает, сломав дорогой электронный замок. То пять десятков вахтовиков из Якутии, контактных, но не хворающих, запихивают в стационар, куда им немедленно передают спиртное и сигареты – с соответствующими последствиями. Потом расставляют сотни коек в выставочных центрах, с туалетами «за углом» - здравствуй, век XIX! А в шибко цивилизованной Европе заболевшим рекомендуют даже не пытаться лечь в больницу, а сидеть дома и терпеливо ждать, пока к ним придет доктор в скафандре (еще клюв на нос присобачить – и один в один картинка про Средневековье). При этом суровая военная техника ездит по улицам и поливает их чем-то невкусным – видимо, чтобы вирус в пыли не размножился (а вирус, к счастью, не живой и вне клеток размножаться не может). Зато мощная струя жидкости создает мелкодисперсную летучую водную взвесь, и тихо разрушавшийся в сухом месте вирус внезапно получает второй шанс.

  В довершение всех бед, миром стали править санитарные врачи. В общем-то, они всегда этого хотели, и писали всякие бумажки, а также часто и с удовольствием штрафовали за невыполнение их пожеланий. Но всё это было мелко. И тут вдруг санитарные врачи стали Главными в стране, и издавать стали Приказы. Радость-то какая, тут думать некогда, тут успевать надо.
  В общем-то, санитарные врачи всегда знали секрет: как раз и навсегда прекратить эпидемию. Только применять его на людях стеснялись. Был такой анекдот насколько лет назад, когда главной мировой страшилкой был птичий грипп. Маленькая девочка смотрит по телевизору сюжет о птицефабрике и спрашивает маму:
 - Мама, а что это там тётеньки делают?
 - А они, доченька, птичек убивают.
 - А зачем?
 - Чтобы они не болели!

  Радикальненько, конечно. Хорошо, что китайцы этот анекдот не знали, но они как-то по-другому справились, тоже жёстко и с неплохим эффектом.

  Я думаю, что со временем те, кому положено, во всём этом разберутся, напишут правильные инструкции и примут решения на будущее. Хотя шансов на это маловато.

  Вряд ли нынешние начальники от эпидемиологии извинятся перед теми, кто всем подъездом сидел в ненужном карантине, кому пришел штраф из-за неисправной геолокации в телефоне или за отсутствие маски в лесу. И не объяснят нам санитарные врачи: почему кушать дома всей семьей котлеты было можно, а в том же составе жарить шашлыки за городом – нельзя. И чем вирус на перчатке полезнее вируса на голой руке, тем более, что он не кусается. Не извинятся, конечно, и не объяснят, но, может быть, в будущем потихоньку забудут весь этот бред и сделают вид, что ничего такого не было. И не будет.


Август 2020