Записки Оттуда - Одиночество

Седов Николай
Молодая мама-одиночка из соседнего дома вместе со своей четырёхлетней дочуркой вот уже несколько минут мучаются и никак не могут вытащить из машины привезённую кровать. Как они её туда запихали, это другой вопрос - в обычный небольшой автомобильчик, прямо в салон, через заднюю дверцу...

А я, не то чтобы специально наблюдаю, а просто чай пью и краем глаза иногда отмечаю их безуспешные попытки. Через пару-тройку минут моё доброе сердце не выдерживает - оставляю чай и прямо из комнаты - в моей квартире куча дверей, а не только одна входная - выхожу на террасу и иду в шлёпанцах прямиком к ним:
- Ну, что у вас тут за проблемы?..

Мама (симпатичная, кстати говоря) поворачивается на мой голос и, совершенно справедливо восприняв мой вопрос, как предложение помощи, обрадованно восклицает: "Слава богу! Спасибо!.."
Не без труда, но уже совместными усилиями через тридцать секунда кровать оказывается на свободе.

Фик знает, на переезд не похоже, но машина забита и ещё какими-то вещами, полочками и тумбочками, которые соседка тут же начинает перетаскивать в подъезд, не забывая, однако, ещё и ещё раз сказать мне слова благодарности.
Помогать перетаскивать вещи я уже не стал. Во-первых, было просто лень - на улице жара и духотища, которая не давала забыть оставленную домашнюю прохладу и остывающий, недопитый зелёный чай... А во-вторых, менталитет - думаю, что если бы я стал помогать дальше, это было бы воспринято, как попытка и явный намёк познакомиться поближе...

Встречаюсь глазами с дочкой. Блин, такой открытой, искренней и благодарной улыбки в свой адрес я, как мне кажется, ещё никогда в жизни не видел. Улыбаюсь в ответ и чуток киваю головой в знак приветствия и прощания одновременно:
- Hallo! Mach;s gut! (Привет! Будь молодцом..)

Прозвучало слишком банально и ни о чём. А фик его знает, что надо было сказать, да и надо ли было вообще что-то говорить... Растерялся, вот и ляпнул абы чего на рефлексах. Да она и не услышала эти слова, и не ответила ничего, а всё так же продолжала смотреть на меня из какого-то своего светлого мира, куда мои слова не долетали...

***

После прогулки по районному центру сажусь в машину и, показав, как положено, левый поворот, начинаю движение. И тут замечаю, что в левом зеркале у меня велосипедист, который явно не ожидал моего выезда из парковочного ряда и теперь притормаживает, наблюдая за моими дальнейшими действиями.
Блин. Некрасиво получилось, но чего уж теперь - продолжаю движение.

Центр города - это узкие улочки, которые очень условно разделены на проезжую и пешеходную части, но на деле - и машины везде ездят, и пешеходы везде снуют. Двигаемся медленно - я впереди, а "мой" велосипедист следом. Фик знает, наверное, если бы было наоборот, то он, вполне вероятно, мог бы двигаться и побыстрее, чем я сейчас - у него и свободы в манёвре больше, и места ему поменьше надо, и опасность для окружающих он представляет значительно меньшую. Но он не обгоняет, а терпеливо и неспешно следует за мной.

Выезжаем наконец-то к светофору и к большим улицам. Я останавливаюсь в ряду, который налево. А он - рядом со мной, чтобы прямо. Через открытое окно обращаюсь к нему:
- Извините, я, кажется, помешал Вам. Это получилось случайно - я не сразу заметил Вас в зеркале заднего вида...

Он - мужчина лет сорока пяти - тут же понимает, о чём идёт речь - значит, действительно помешал, но отвечает очень дружелюбно:
- Нет проблем. Ничего страшного и Вы мне не помешали - я прекрасно видел, что Вы собираетесь начать движение и специально притормозил, чтобы Вы спокойно выехали...
- Спасибо. Но, тем не менее, извините.
Он, махнув рукой:
- Да ладно! Всё хорошо.

Загорается "зелёный". Одновременно бросаем взгляд друг на друга и так же одновременно, почти синхронно желаем друг другу хорошего дня. Он - прямо, а я - налево.

В общем, ничего особенного - обычный случай, каких, наверное, тысячи и тысячи по всем ТАМошним городкам и весям. Разве что... - внимательнее надо быть к велосипедистам. Они ТАМ не помеха на дорогах, а равноправные участники движения, и, в случае чего, оправдания типа "я не заметил" не прокатят от слова "совсем".
Кстати говоря, многие велики поболе машин стоят... Например, стоимость велика моего бригадира равна примерно трём стоимостям моего авто.

***

...А вообще, кажется, наконец-то перегорело и отпустило. Нет тоски, нет желания слушать унылые песни про несчастные судьбы и несчастливые любови, нет надежд и мечтаний о простом человеческом Щастье, когда вокруг все дорогие и любимые, и ты сам любимый и дорогой...

Вокруг - жизнь, и солнышко светит, а сегодня вот ещё и долгожданная прохлада с альпийских гор. И книжки интересные. А вот уже и к немцам в гости приглашён на рюмочку чая и поболтать о том и о сём, и с балкона второго этажа под солнечным зонтиком позырить на праздно шатающихся туристов и на девчонок, специально принарядившихся для шопинга по магазинчикам... А на гриле, тут же - на балконе - шкворчат баварские сосиски, и два ящика местного марочного пива уже заботливо заранее охлаждены в специальном холодильничке...

А на этой неделе в "школе" у нас были очередные экзамены - теоретический и три практических. По теории у меня "пять" (это если "по-русски"), у единственного в нашем "классе". А по практике - "четыре и восемь десятых" - и это тоже высшая по классу оценка. Преподаватели говорят, что, если кому надо, то эти оценки будут проставлены в отдельном специальном Свидетельстве по окончании обучения. Мне надо. Потому что это Свидетельство - что-то типа нашего Аттестата об окончании средней школы - ТАМошней средней школы. А у меня ведь только "нашинские" корочки, которые ТАМ не котируются. Поэтому мне надо, и какие там будут стоять оценки - имеет большое значение...

Короче, чёта не скучается и не ностальгируется. Хотя по ночам порой всё ещё снятся - и вологодские леса, и тундра, города и деревеньки России, и дорогие лица. Но с некоторых пор в этих снах стало меньше боли. И если раньше я просыпался с чувством утраты, то сейчас - улыбаюсь, как-будто со старыми друзьями вновь повстречался и завтра опять увидимся...

А тут к врачу пошёл на очередной осмотр для контроля, такскать... - Посоны! Вы не представляете, какой невероятной красоты негритянка мне там встретилась - глаз не отвести. Вроде, неудобно и даже где-то неприлично так таращиться, и ты усилием воли переводишь взгляд на какую-нить фигню в стороне, но уже через секунду ловишь себя на том, что ты опять смотришь только на неё и ничего не можешь с этим поделать.

***

Улыбка маленькой девочки... Невозможной красоты негритянка... Тексты, написанные сто и более лет назад, и в них - судьбы, надежды и мысли о добром, разумном и вечном... И уже совсем скоро осень, которую я так люблю, особенно ТАМ. Потому что ТАМ она длится не неделю, и не две, а несколько месяцев, иногда даже захватывая половину зимы... И всё это - одиночество, с которым я научился жить.

Одиночество - это вообще не страшно. Оно очень справедливо и... - блин, не могу подобрать слово.. - благодатно, что-ли. В одиночестве ты, может быть, впервые за всю жизнь узнаёшь о том, что в этом мире есть ты сам.

Сам. - Это удивительно. Помните, как в детстве маленький человечек требует от своих родителей: "Я сам!"... - Интересно, какие это такие преобразования потом происходят с ним, что уже в зрелом возрасте он так боится быть этим самым, который "Я сам!"...

"Здравствуй, старый мой друг! Ты меня не забыл?.." - это из песни Потапова. И там же: "Ты не знаешь, как трудно ждать в прихожей звонка и часами сидеть телефон набирая..." - Знаю. А ещё труднее научиться не ждать в прихожей звонка и не сидеть часами телефон набирая. Но зато потом, если выживешь, ты узнаешь, что такое свобода. Более того, ты наконец-то узнаешь ответ на вопрос "Кто ты?" из знаменитой притчи и почувствуешь, что игра стоила свеч.
Одиночество - это круто.

===
Притча "Кто ты?":
"...В американском аэропорту Кеннеди журналист проводил опрос на тему: «Что, по вашему мнению, является самым отвратительным на свете?» Люди отвечали разное: война, бедность, предательство, болезни. В это время в зале находился дзенский монах Сунг Сан. Журналист, увидев буддийское одеяние, задал вопрос монаху. А монах задал встречный вопрос:
— Кто Вы?
— Я, Джон Смит.
— Нет, это имя, но кто Вы?
— Я телерепортёр такой-то компании.
— Нет. Это профессия, но кто Вы?
— Я человек, в конце концов!..
— Нет, это Ваш биологический вид, но кто Вы?..
Репортёр наконец понял, что имел в виду монах и застыл с открытым ртом, так как ничего не мог сказать.
Монах заметил:
— Вот это и есть самое отвратительное на свете — не знать, кто ты есть."
(автор неизвестен)
===

***

Одиночество - это совсем не то, что у тебя только четыре стены и поговорить не с кем. Хотя, наверное, поначалу это необходимое условие. Потому что мы не умеем быть одинокими. Всё наше воспитание - это страшилка про одиночество. И к моменту взросления "мы"-человек вообще не представляет себя вне этого самого "мы". Ему обязательно нужно быть с кем-то - хоть с мамой, хоть с детьми, хоть с женой или с мужем, хоть с друзьями, хоть с коллегами по работе, хоть с однокласниками - и так до бесконечности и до любой масштабности этого "мы", вплоть до собак, кошечек и даже кактусов.

"Счастье - это когда тебя понимают." - помните такое? Красивое заблуждение. На самом деле, как мне думается, любое объединение - это сближение по уровню полного непонимания ни хрена. Главное - одинаково не понимать это самое ни хрена. Вибрировать, такскать, на одной волне. Это, собственно говоря, и есть основная цель и ценность любого "мы"... - "Сверим наши струны" - это всё оттуда же. - "...слушай и скажи мне, верно ль я пою?..." - Короче, формулировочка та ещё - человек, который и сам себя не понимает, и даже более того, который ни разу сам с собой не встретился, жаждет Щастья, в котором его будет понимать кто-то такой же, как и он сам - то есть такой, который вообще ни хрена не понимает и понять не способен в принципе. Степень такого понимания оценивается степенью совпадений вибраций пустоты. Две или несколько звенящих пустот, вибрирующих в унисон - это и есть то самое "когда тебя понимают" и Щастье в одном флаконе.

Впрочем, мы об одиночестве. - Четыре стены, из которых некуда, не к кому и незачем пойти - это ещё не одиночество, а та самая страшилка для выращивания "мы"-человека. Как и тот пресловутый стакан воды, который тебе никто не подаст.

===
Старый анекдот в тему:
"...Жил себе молодой парень в своё удовольствие, горя не знал. Все друзья уже давно переженились, все в делах и заботах, а он всё по ярмаркам, да по праздникам, то с девками побалует, то на хороводах почудит - ни бед, ни забот. И стали его друзья убеждать да уговаривать, чтобы встал на путь праведный. Мол, проживешь всю жизнь один, помирать будешь, а тебе никто и стакан воды не подаст. Настращали парня, напугали. Взялся он за ум, женился, наплодил детишек, а те внуков... Вкалывал, как папа Карло всю жизнь не разгибаясь и в поте лица своего, чтобы и тех, и других обуть-накормить и вырастить, да по жизни продвинуть. И вот лежит он - помирает, а вокруг толпа наследников и родственников... Глядит он на них и думает: "Вот ведь... А пить-то совсем и не хочется..."
(автор неизвестен)
===

***

Мы-человек, в общем-то, не так уж и плох. С этим можно жить и быть счастливым, и испытывать чувство глубокого удовлетворения, и даже гордости, что не припекает "...позор за бесцельно прожитые годы..." и так далее по тексту.

Как и любая другая религия, Мы-религия предлагает очень даже симпотную картинку мироачучения. Но с таким же успехом можно свято верить, что в следующей жизни ты будешь баобабом или начальником ЖЭКа, или в то, что "...там по-любому что-то такое есть...", или в то, что перебежавшая дорогу чёрная кошка - это не к добру...

В общем, религия, как религия - не хуже других. Единственное, что можно было бы поставить в упрёк Мы-существованию - это полное отсутствие своего Я. Но и это, какгрицца, на вкус и цвет все карандаши разные. Мож, кому и нравится (да наверняка нравится!), что нет у него собственного Я. Ну, а если и не нравится, то... он убедит себя, что оно у него есть. В самом деле, долго ли убедить себя в чём-либо, особенно если убеждаемый не очень-то и сопротивляется?.. - "...ах, обмануть меня не трудно - я сам обманываться рад..." - И он найдёт тысячи примеров и аргументов, которые подтвердят то, что у него не просто Я, а ОГО-ГО какое Я имеется. Правда, все эти примеры и аргументы будут в Системе Мы-координат, но он об этом не догадается - ведь другой Системы отсчёта он просто не знает, он её даже представить себе не может.

Как ни странно, но женщины чаще, чем мужчины способны сопротивляться Мы-воздействию...

===
"...Любовь пытаясь удержать
Как шпагу держим мы её:
Один — к себе за рукоять,
Другой — к себе за остриё..."
(Евгений Агранович)
===

Если перевести эти строчки на тему нашего разговора, то получим известную фразу, которую приписывают герцогу де Ларошфуко - "из двух любящих один любит, а другой лишь позволяет себя любить". И это очень похоже на правду, особенно если принять во внимание другой афоризм от того же герцога: "Иные люди только потому и влюбляются, что они наслышаны о любви".

***

Лирическое отступление. - Вспоминаю моих друзей...
Как уже упоминал ранее, все мои друзья - люди с бзиками, ни одного нормального. Кажется, теперь я знаю имя этого бзика - наличие собственного Я.
Даже сейчас, когда кто-нибудь из них будет читать все эти мои размышлизмы, я уверен на сто пятьдесят два процента, что он будет со мной во многом не согласен. Но я так же знаю и то, что он простит мне, что в том или ином вопросе мы с ним будем не "на одной волне" . И это в тысячи раз круче, чем поиск звенящей в унисон пустоты.
Могу ли я сказать, что мне не хватает вас, мои друзья? - Нет, я так сказать не могу. А если бы сказал, то это было бы ложью. Но как здорово, что вы у меня есть - я фигею от вас, друзья мои. И я ещё не говорил вам? - Спасибо, что вы у меня есть! Потому что это - просто офигительно. Мож ещё и увидимся когда-нибудь. Но это не так уж и важно на самом деле - вы всегда со мной. И смею надеяться, что и я у вас тоже есть. Спасибо вам за всё.

***

Да, вот так. А вы что думали, что одиночество это, типа, что нет никого - ни друзей, ни родных, ни знакомых? - Да у меня куча друзей и близких! Другое дело, что... мы не в колхозе и друг друга на поводках не держим. Моя жизнь - это моя жизнь. И так может сказать каждый из них.

Говорю жеж, что четыре стены и когда пойти некуда, не к кому и незачем - это ещё не одиночество, а страшилка. И мы-человек, если окажется в такой ситуации, обязательно растеряется и будет и себя мучить, и всех кто под руку попадётся. Потому что ему будет казаться, что его жизнь стала пустой и никому не нужной, и надо срочно кого-то найти, чтобы эту пустоту заполнить и чтобы вновь "в унисон", лишь бы не тишина. - Это, и правда, очень тяжёлая ситуация для мы-человека. От этого даже можно и того...

Смешно, но это примерно, как в моём автомобиле, когда я иногда кого-нибудь подвожу. - Ну, не люблю я слушать музыку под шум вибрирующего салона, шелест шин и рычание мотора! К счастью ли, к сожалению ли, но у меня неплохой музыкальный слух и я умею насладиться нюансами звукоизвлечения, когда пальцы музыканта творят чудо в буквальном смысле этого слова... И слушание музыки "фоном". под какие-то посторонние звуки, да ещё и жестяночно-промышленно-моторные - это кощунство и неуважение - и к себе самому, и к музыканту, и к Музыке... Короче, не слушаю я музыку во время езды.

Но вот мои попутчики, как правило, люди совсем иного мироачучени: "У тебя что, радио не работает?" - "Работает..." - "Так включи чего-нибудь..." - "Не хочу." - И мой попутчик зачастую смотрит на меня - удивлённо и даже обиженно. Наверное, ему думается, что это всё лишь бы ему досадить и, как только я его высажу и поеду дальше, то тут же врублю эту шарманку и буду кайфовать, примерно, как печеньку под одеялом....- Вся эта ситуация, как мне кажется, достаточно красноречива и наглядна, если не упускать нить наших размышлизмов. - Точно так же, как мой попутчик не может жить без дополнительного шума, который он называет "музыкой", так и "наш" мы-человек неуютно ачучает себя без шума своего "мы", который он тоже нередко ассоциирует с музыкой. Наслушавшись этой "музыки" можно даже песенку сочинить в тональности и в духе, такскать, фонового сопровождения, а потом ещё и спеть всё это, и лучше чтобы хором - чтобы "в унисон" и "на одной волне"... Без "музыки" ведь фик не езда, правда?..

===
"...Мы будем петь, и наши голоса
Сольются в хоре не для ораторий..."
(Михаил Володин, "Гимн")
===

Ну-ну. Как грицца, блажен, кто верует...

***

Об одиночестве можно писать бесконечно и по-разному - потому что оно бесконечно и разнообразно. Знаю здесь - в Германии - одну писательницу, которая написала об одиночестве целый роман...
Но мы пока роман писать не будем. А тупо попытаемся завершить эту тему, хотя это и не просто.
Итак:
===
"...четыре стены и когда пойти некуда, не к кому и незачем - это ещё не одиночество, а страшилка. И мы-человек, если окажется в такой ситуации, обязательно растеряется и будет и себя мучить, и всех кто под руку попадётся. Потому что ему будет казаться, что его жизнь стала пустой и никому не нужной..."
(самоцитата)
===
Да, это ещё не одиночество. Потому что это мучается и паникует "мы". Это ему сейчас так страшно, тоскливо и безысходно. И это ему сейчас кажется, что его жизнь пуста и никому не интересна. И самое смешное, что это так и есть. Просто другие "мы" ему об этом ни разу не говорили, да и не могли сказать - хор, как и фоновый шум, мало способствует - и откровенности, и откровениям.

Короче, ему не кажется. А вот что ему действительно кажется, так это то, что раньше - до одиночества - всё было иначе и по-другому. Вот он и рвётся туда - обратно, в своё прошлое, во Вчера, к своему бессмысленному, но очень уютному "мы" и чтобы всё "как раньше"... - Некоторые даже целые Фестивали проводят "Вперёд к нашему Светлому Прошлому!" и "Всё, как раньше"... Впрочем, бог с ними. - Наш интерес другой - "мы", очутившийся волей обстоятельств в своих четырёх стенах и когда пойти уже некуда, не к кому и незачем.

Болезнь, которая называется обретением собственного Я, будет прогрессировать и нашему бедному и страдающему "мы" станет ещё хуже. Потому что в его четырёх стенах вдруг появится ещё Некто, которого он не знал и в гости не звал. Они, наверное, даже подерутся. Потому что этот нежданный гость будет первым, кто с детской наивностью и прямотой скажет ему: "Вау!.. А Король-то голый! А тебе всё ещё кажется, что это как-то иначе?.."

***

Как вы, наверное, уже догадались, наш незваный гость - это и есть тот самый Я. И бедный Мы будет просто раздавлен тем, что ему откроется иная система отсчёта. Он умоется соплями и кровью, и не раз повоет на луну, пытаясь вылить хотя бы часть своей боли и тоски хоть кому-нибудь - хоть этому круглому, безответному и холодному камню в чёрном небе. Мне искренне жаль избитого, раздавленного и страдающего Мы. Но помочь ему я не могу ничем. - Сам, Вася! Сам! Тужься и дыши, блин!

Рожать - это больно. Мужикам не понять. В этом отношении они ваще тупые. А вот женщины об этом знают по умолчанию. Наверное, поэтому они и способны намного чаще, чем мужички, противостоять "мы"-воздействию со стороны, чётко отделяя своё материнство от зазывного звона вибрирующих пустотой "единомышленников" и "друзей".

Короче, роды будут долгими и мучительными, без иллюзий.

...И вот он перед тобой - маленький и беспомощный, у которого ещё нет ни хрена, даже первого шага - ему ещё придётся научиться ходить. И даже первый вдох ему пришлось помочь сделать, крепко шлёпнув по розовой попке ладонью: "АААААААА!!!!...." - С днём рождения, дружище! Добро пожаловать в мир одиночества! Тебя ждут великие открытия и самое крутое из всех возможных приключений - твоё, единственное и неповторимое.