Заболоцкий - Почему я не пессимист

Анатолий Белаш
           По моим наблюдениям, среди авторов   Проза.ру пессимистов и тех, кто старается других сделать пессимистами (им это часто удается) больше, чем оптимистов. Кто-то ссылается на Шопенгауэра, кто-то без обиняков заявляет: «Весь мир бардак, все люди …» Но если «все», то и вы тоже! Или вы исключение? Мне давно хотелось поспорить с пессимистами и показать, что в мире немало такого, что вселяет оптимизм.

          Но вот попалась на глаза заметка Н.Заболоцкого «Почему я не пессимист?». Я знал, что этот замечательный поэт был обвинен в контрреволюционной деятельности, подвергался пыткам, шесть лет провел в лагерях. Вину он  не признал, отказался оговаривать Н.Тихонова, Б. Корнилова и других, не сломался, сохранил достоинство и веру в человека. Вот, что пишет Заболоцкий :

           «Я человек, часть мира, его произведение. Я поэт, живу в мире очаровательных тайн. Они окружают меня всюду. Растения во всем их многообразии – эта трава, эти цветы, эти деревья – могущественное царство первобытной жизни, основа всего живущего, мои братья, питающие меня и плотью своей, и воздухом, -  все они живут рядом со мной. Разве я могу отказаться от родства с ними?

            Изменчивость растительного пейзажа, сочетание листвы и ветвей, игра солнца на плодах земли – это улыбка на лице  моего друга, связанного со мной узами близкого родства.

           Косноязычный мир животных, человеческие глаза лошадей и собак, младенческие разговоры птиц, героический рев зверя напоминают мне мой вчерашний день. Разве я могу забыть о нем?

             Множество человеческих лиц, каждое из которых живое зеркало внутренней  жизни, тончайший инструмент души, полной тайн, - что может быть привлекательней постоянного общения с ними, наблюдения, дружеского сообщества?

            Невидимые глазу величественные здания мысли, которые подобно деятельным призракам, высятся над жизнью человеческого мира,  воодушевляют меня, укрепляют во мне веру в человека.

            Усилия лучшей части человечества, которое борется с болезнями рода людского, борется с безумием братоубийственных войн, с порабощением одного человека другим человеком, мужественно проникает в тайники природы и преобразует ее -  все это знаменует новый, лучший этап мировой жизни со времен ее возникновения.

              Многосложный, многообразный мир со всеми его победами и поражениями, трагедиями и  фарсами окружает меня, и сам я  - одна из деятельных его частиц. Моя деятельность – мое художественное слово.»

              Вы можете не согласиться с Заболоцким и со мною. Какие деревья и цветы, когда вы живете на двенадцатом этаже и не имеете возможности или желания переехать в сельскую местность или купить дачу?

              Тогда проводите отпуск не на переполненном пляже, а в лесу, в горах или на реке, отдохните от суеты шумного города. На балконе или хотя бы на подоконнике выращивайте зелень, цветы или хотя бы кактусы. А если на  кактусе появится вместо ожидавшегося роскошного цветка длинная трубочка с крошечными лепестками на краю, отдающая тухлятиной, не злитесь, не ругайтесь, а подивитесь чуду природы и ее  неожиданному дару.

              Домашних животных держат у себя многие. Для большинства это как будто  члены семьи, но для кого-то средство престижа, хотя дворняжка будет для вас верным другом не хуже чау-чау или эрдель-терьера. С домашними животными человеку проще. Занял твое место – согнал, надоел – выгнал. Не делайте этого.

           С людьми сложнее, но интереснее. Сосед справа говорлив  не в меру, надоел своими железками. Но вспомните – в прошлом году он помог вам починить машину. И любому помогает  советом и делом. Не исключено, что и он пессимист – считает вас никчемным интеллигентом, «ботаником», путающим винт с гайкой.

           Сосед слева не смотрит ничего кроме американских блокбастеров, слушает лишь тяжелый рок, все выходные на рыбалке. И не зря: вчера угостил лещом, которого сам поймал и коптил в самодельной коптильне. На три кило лещ! Когда спрашиваешь о секрете удачной рыбалки, отвечает – голову надо иметь.

           Пожилой субъект, живущий этажом выше, на твоё приветствие бурчит что-то себе под нос, а то и вовсе не отвечает, смотрит сквозь тебя. Очень неприятный субъект. А вчера приезжали за ним из больницы среди ночи. Говорят – незаменимый хирург.

          И с тем,  что «усилия лучшей части человечества»  знаменуют «новый, лучший этап мировой жизни» вы тоже  не согласны? А как же! Упомянете СПИД, нынешнюю пандемию,  антибиотики, теряющие свою силу, гитлеризм, сталинские репрессии, Пол Пота? Все это памятно, на слуху. А чума, испанка, да и малярия, совсем недавно мучившая тысячи людей в Средней Азии, забыты? Чтобы антибиотики потеряли свою силу, они должны были ее иметь, их надо было открыть! Сколько жизней спас пенициллин? И наверняка появится новое средство.

          Двадцатый век, возможно, был самым кровавым в истории. Но сравните сроки существования гитлеризма и сталинских репрессий, бесчинств Пол  Пота в Кампучии с инквизицией и конкистой. Разве не усилия человека их преодолели?

         Я не верю в закат цивилизации. Но могущество человека быстро растет, опережая мораль и культуру. Цена ошибки, использование достижений науки во вред человеку, становится все весомее. В этом опасность.