Духовные поиски конца века

Сергей Владимирович Жуков
                Духовные поиски конца века.

    Исход почти каждого столетия ознаменован поисками  духовного пути. Если же, как правило, искания эти не  увенчиваются успехом, в  начале  следующего  века разражается  катаклизм.

   Это революция, производимая сверху или  снизу, кардинально  меняющая облик и  суть страны.
Если мы возьмём хотя бы некоторые  даты, то  будет  видно,  как  происходит  идейная  борьба.

   Конец 10-го века от Рождества Христова – принятие Русью христианства. На пределе 12-го века в  Западной Европе забушевал расцвет ереси или, если  хотите, учения катаров.
    Перед самым восстанием под  руководством Уолта  Тайлера, происшедшим в 1380 году, по в сей Англии, а  также за  её пределами,  распространяются  слово и  слава  Джона  Уиклифа.

  В  конце  15-го века мыслитель и католический  кардинал  Николай  Кузанский пытается  выработать  теорию  объединения  не  только  христианских  церквей, но и верований.
Немецкий  философ с  уважением относился к  исламу. 

   В 1596 году в Бресте заключается уния между католической Польшей и  православными на Украине и в Белоруссии.

   1572 год – знаменитая  Варфоломеевская  ночь – массовое  убийство протестантов во  Франции.
Середина 17-го столетия – церковный  раскол  в  России, возглавляемый, с одной стороны патриархом Никоном, а с другой протопопом Аввакумом.
В начале же  следующего столетия происходит кардинальная «революция  сверху», а  именно – реформы Петра 1-го.

    Перед Великой французской  революцией активно происходит  выработка философских систем.
Возникают не  только  антирелигиозные  труды  Гольбаха, Ламеттри, Гельвеция, Вольтера.

   Развивается деятельность тёмных  личностей, подобных  маркизу  Де Саду, Джакомо  Казанове, графу Сен-Жермену и  Калиостро.
Буйным цветом распускается масонство.

   Наконец, мы  подходим к  исходу века 19-го. Здесь мы  видим несколько значительных личностей: Ф.Ницше в Германии, К.Маркс  там  же и  Владимир Соловьёв в  России, Свами  Вивекананда в  Индии.
    Ницше  утверждал, что «человек – это то, что должно преодолеть». В.Соловьёв  мечтал о единении христианской  церкви, Карл  Маркс утверждал  единство всех угнетённых, Вивекананда  стремился к  слиянию индуизма и христианства.

   В  начале  же  века 20-го грянули  1-я  Мировая  война и  Великая  Октябрьская социалистическая  революция.

В конце двадцатого века в России настали «лихие девяностые», то есть период шоковых реформ в политике и экономике. Но, наряду с этим, много людей заинтересовалось духовными поисками. 
Начало 21 века ознаменовано войнами, пока что локальными.














                Сергей  Жуков.  1996.