Духовные поиски конца века.
Исход почти каждого столетия ознаменован поисками духовного пути. Если же, как правило, искания эти не увенчиваются успехом, в начале следующего века разражается катаклизм.
Это революция, производимая сверху или снизу, кардинально меняющая облик и суть страны.
Если мы возьмём хотя бы некоторые даты, то будет видно, как происходит идейная борьба.
Конец 10-го века от Рождества Христова – принятие Русью христианства. На пределе 12-го века в Западной Европе забушевал расцвет ереси или, если хотите, учения катаров.
Перед самым восстанием под руководством Уолта Тайлера, происшедшим в 1380 году, по в сей Англии, а также за её пределами, распространяются слово и слава Джона Уиклифа.
В конце 15-го века мыслитель и католический кардинал Николай Кузанский пытается выработать теорию объединения не только христианских церквей, но и верований.
Немецкий философ с уважением относился к исламу.
В 1596 году в Бресте заключается уния между католической Польшей и православными на Украине и в Белоруссии.
1572 год – знаменитая Варфоломеевская ночь – массовое убийство протестантов во Франции.
Середина 17-го столетия – церковный раскол в России, возглавляемый, с одной стороны патриархом Никоном, а с другой протопопом Аввакумом.
В начале же следующего столетия происходит кардинальная «революция сверху», а именно – реформы Петра 1-го.
Перед Великой французской революцией активно происходит выработка философских систем.
Возникают не только антирелигиозные труды Гольбаха, Ламеттри, Гельвеция, Вольтера.
Развивается деятельность тёмных личностей, подобных маркизу Де Саду, Джакомо Казанове, графу Сен-Жермену и Калиостро.
Буйным цветом распускается масонство.
Наконец, мы подходим к исходу века 19-го. Здесь мы видим несколько значительных личностей: Ф.Ницше в Германии, К.Маркс там же и Владимир Соловьёв в России, Свами Вивекананда в Индии.
Ницше утверждал, что «человек – это то, что должно преодолеть». В.Соловьёв мечтал о единении христианской церкви, Карл Маркс утверждал единство всех угнетённых, Вивекананда стремился к слиянию индуизма и христианства.
В начале же века 20-го грянули 1-я Мировая война и Великая Октябрьская социалистическая революция.
В конце двадцатого века в России настали «лихие девяностые», то есть период шоковых реформ в политике и экономике. Но, наряду с этим, много людей заинтересовалось духовными поисками.
Начало 21 века ознаменовано войнами, пока что локальными.
Сергей Жуков. 1996.