Апология на книгу Притч Соломоновых. Часть 2

Николай Старовойтов
10:13-23 и 12:17-19. Существует связь между мудростью и слежением за речью. В Пр.10:19 сказано: «При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен». Мудрый человек осторожен в словах и думает о том, что сказать и как много говорить. Это особенно важно, когда дело доходит до гнева. Апостол Иаков увещает читателей: «Всякий человек да будет скор на слушание, медлен на слова, медлен на гнев» (Иак.1:19). Если мы ограничиваем себя в словах, это указывает на благоговейное отношение к Богу. Соломон писал: «Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги» (Еккл.5:1). Когда наши друзья скорбят, то молчаливое присутствие может помочь больше, чем обильные словоизлияния: «Никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико» (Иов 2:13). Пусть ваши слова будут лучше молчания, иначе не говорите. Конечно, есть время молчать и время говорить (Еккл.3:7), но решение сдерживать свои уста, несомненно, позволит нам больше услышать и стать мудрее. Библия призывает нас к осторожности в словах. Соломон писал: «При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои - разумен» (Пр.10:19). Вместо того чтобы давать волю языку и производить речи, не несущие в себе добра, лучше остережёмся и будем упражняться в молчании. Языком мы можем проповедовать Божью правду (Пс.34:28) и изрекать мудрость. Мы можем говорить истину (Пс.14:2), проявлять любовь (1 Иоан.3:18) и исповедовать грехи (1 Иоан.1:9). Автору книги Притч принадлежит одно из лучших изречений о языке: «Язык мудрых врачует» (Пр.12:8). Представьте, как мы могли бы прославлять Того, Кто создал наш язык, принося исцеление всем, с кем разговариваем. Сделаем же всё возможное, чтобы плод наших уст был добрым. «Увещайте друг друга и назидайте один другого» (1 Фес.5:11).
Господи, даруй мне мудрость, чтобы знать, когда говорить, а когда слушать. Огради мои уста, чтобы в своих словах отражать Тебя и Твою любовь. Помоги произносить слова исцеления, а не огорчения. Я хочу поддерживать других и заботиться о них, как и Ты заботишься обо мне. Аминь.

10:28: «Ожидание праведников – радость, а надежда нечестивых погибнет». О радости в Библии говорят около 250 текстов. «Возрадовалось сердце моё», – пишет Давид, размышляя о Господе (Пс.27:7). «Радуйтесь, праведные, о Господе»,– звучит призыв к верующим (Пс.32:1). Божьи откровения – веселье сердца». Мы радуемся, потому что «великое сотворил Господь над нами» (Пс.125:3). Радость обо всём, что сделал для нас Бог, непременно станет причиной многих улыбок.
Господи, Ты благ и даёшь мне радость, которой мир и представить себе не может. Пусть она отражается на моём лице. Аминь.

11:14. "Мудрость толпы" ненадёжна и даже опасна (Мф.7:13-14). Впрочем, Писание также говорит, что совместное обсуждение может дать хорошие результаты: «При недостатке попечения падает народ, а при многих советниках благоденствует» (Пр.11:14). Поэтому нам важно быть частью тела Христова и поддерживать друг друга, в частности вместе ища Божьей премудрости. Объединяясь ради исполнения Божьей воли, мы предаём общему делу большую надёжность и обретаем Христову мудрость для победы над превратностями жизни. Мы служим Богу лучше, когда служим вместе.

11:18: «Нечестивый делает дело ненадёжное, а сеющему правду – награда верная». Спаситель приводил много примеров из сельскохозяйственной жизни, объясняя тайны Божьего Царства. В притче о сеятеле (Мар.4) Он сравнил Божье Слово с семенами, упавшими на разные виды почвы. И хотя результат был разным, сеятель был верен своему делу, зная, что часть семян упадёт на добрую почву и принесёт обильный плод. Подобно Христу мы также призваны сеять семена добра во всех местах и во всякое время. Бог усмотрит, как вырастить урожай, а наше дело - сеять. Он желает, чтобы мы сеяли добро и правду (Пр.11:18). Апостол Павел также побуждал верующих сеять в дух, чтобы пожать вечную жизнь (Гал.6:8). Ответ на вопрос: «Что сеять?» прост: «Сейте то, что хотите пожать». Чтобы собрать добрый урожай, начните сеять семена добра. Посеянное семя приносит плод; самоотверженная жизнь принесёт вечную жатву.

11:24: «Иной сыплет щедро, и ему ещё прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет». Мёртвое море погибло от жадности. Год за годом оно принимало в себя воду и никуда её не отдавало. В него втекало, но из него ни капли никуда не вытекало. Точно так же и человек, который сам принимает всё, что ему дают, а сам никому ничего не отдаёт, губит сам себя. Автор Послания к Евреям упрекал тех, к кому обращался, за то, что им надлежало бы самим быть учителями, а они продолжали оставаться младенцами, которые в духовном смысле всё ещё питались молоком (Евр.5:12). Христос же учил нас, что мы должны раздавать то, что имеем, другим, и раздавать щедро, не скупясь (Луки 6:30-38). Так почему же Мёртвое море мёртвое? Потому что только берёт и ничего не отдаёт. Не повторяйте его ошибки. Расскажите сегодня кому-нибудь то, чему научились сами. Поделитесь своими благословениями - и будьте благословенны.

11:25: «Благотворительная душа будет насыщена, и кто напоит других, тот и сам напоен будет». Однако нам нужно делиться не для того, чтобы получить что-то взамен. И награда за щедрость редко приходит быстро. Нам нужно помогать людям из любви к Богу, Который учит этому (Флп.2:3-4; 1 Иоан.3:17). Ему угодно такое поведение. Господь не обязан наполнять наши кошельки, однако Он часто находит способ подкрепить нас, когда материально, когда духовно. И истинны слова Иисуса Христа: «Давайте, и дастся вам; мерой доброй, утрясённой, нагнетённой и переполненной отсыплют вам в лоно ваше; ибо какой мерой мерите, такой же отменится и вам» (Луки 6:38).
Господи, всё моё время – это дар от Тебя. Прошу, помоги использовать его, чтобы принести Тебе славу и честь. Аминь.

12:10: «Праведный печётся и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко». Не довольствуясь животным миром Ближнего Востока, Соломон привозил экзотических животных из дальних стран (3 Цар.10:22). По данной ему от Бога мудрости Соломон видел, что хождение перед Богом затрагивает не только отношения с людьми, но и то, какое попечение мы оказываем Его творениям, вверенным нашей заботе.
Господи, размышляя о красоте и разнообразии животного мира, я хочу не только поклоняться Тебе, но и проявлять Твою заботу обо всём, что Ты вверил нам. И лишь Ты, Господи, настоящий Хозяин всего в мире. Аминь.

12:11: «Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом». Бог посылает времена изобилия, чтобы мы могли приготовиться ко временам нужды. Он даёт нам силу и способность работать и собирать запасы на будущее, а когда их не хватает, Он восполняет наши нужды. Бог заботится о нуждающихся, побуждая тех, кто имеет излишки, делиться с бедными (Втор.24:19). В целом суть учения Библии по поводу заботы о будущем можно свести к следующему: трудись, пока можешь, сохраняй, что имеешь, делись тем, что есть, и доверяй Богу в нужде.
Благодарю Тебя, Господи, за обещание восполнять наши нужды. Помоги нам не бояться и не сомневаться. Спасибо, что Ты слышишь наши молитвы о помощи. Аминь.

12:18: «Иной пустослов уязвляет, как мечом, а язык мудрых – врачует». Многие из нас страдали от жестоких слов, а некоторые и сами старались ответить тем же и уколоть побольнее. Вместо этого лучше обратиться к любящему и сострадательному Богу за силой и исцелением (Пс.26:5,12-14). Он всегда радуется нам и говорит слова любви и благодати. Гнев, раздражение, недовольство, нетерпение, а также разочарование, стресс, вина и страх - всё это вносит свой вклад в разрушительную силу наших речей. И тогда наш язык становится страшным оружием, наносящим глубокие раны, разлучающим друзей, разрушающим добрые отношения. Нужно ли удивляться, что среди семи вещей, которые ненавидит Господь, на особом месте стоит всякий, "сеющий раздор между братьями" (Пр.6:16-19). Как же нам не попасть в этот список? Прежде всего станем следить за тем, что мы говорим. Сразу удалим от себя сплетни и злословие. Затем очистимся от хвастовства и лжи, а потом и от всех остальных слов, которые ранят наших ближних. Пусть их место займут слова любви и прощения, милости и истины. Ведь именно с такими словами в нашу жизнь пришёл Иисус Христос.
Господи, Спасибо Тебе за исцеление и надежду, которые мы находим в Тебе! Помоги нам приносить Тебе свою боль и всегда обумывать свои слова. Аминь.

12:22: «Мерзость пред Господом - уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему». В Деян.5:1-11 можно прочесть историю поражения смертью лжецов Анании и Сапфиры. Господь желает видеть свою Церковь чистой и непорочной. Чистота раннехристианской Церкви стала причиной мощной проповеди Евангелия в мире, так что «верующих более и более присоединялось к Господу» (Деян.5:14). Будем же людьми, говорящими истину (Пр.14:22), чтобы Господь мог употребить нас в своём деле. У честности нет меры: либо да, либо нет.

12:24 и 14:23. 12:24: «Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью». 14:23: «От всякого труда есть прибыль, а от пустословия – только ущерб». Эти мудрые принципы (хотя и не обетования) могут помочь нам хорошо служить Богу. Божий замысел о нас всегда включал в себя труд. Даже до грехопадения Адам должен был работать в саду, «возделывать его и хранить его» (Бытие 2:15). Любой труд, которым мы занимаемся, должен выполняться «от души» (Кол.3:23). Будем работать по силе, которую даёт Господь, а результаты предоставим Ему.
Господи, что бы Ты ни поручал мне, большое или малое, помоги мне это выполнять. Сохрани меня от лени и дай мудрость понять, как послужить Тебе лучше. Аминь.

13:3 и 21:23. 13:3: «Кто хранит уста свои, тот бережёт душу свою, а кто широко раскрывает рот, тому беда». 21:23: «Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою». Когда мы храним свои уста и язык, мы сажаем зло, которое коварно подтачивает самые корни души нашей, на голодный паёк. И если мы хотим положить конец злу, которое у нас в душе так легко подымает голову, нам нужно с Божьей помощью научиться держать в узде свой язык. У Апостола Иакова сказано: «...Язык укротить никто из людей не может» (Так.3:8), но его может укротить Христос. Попросите Его, чтобы Он «положил охрану устам» вашим (Пс.140:3), и передайте Христу поводья от своего языка.

13:10: «От высокомерия происходит раздор, а у сочетающихся – мудрость». Соломон зрит в самый корень. Это гордость хочет всегда быть правой, всё делать по-своему, над всеми возносить себя. Отсюда и происходят соперничество и распри. С другой стороны, мудрость обитает с теми, кто умеет слушать и учиться. Она со смиренными, которые умеют отложить в сторону амбиции, знают пределы своих возможностей и позволяют исправлять себя. Такова мудрость Божья: она сеет мир везде, куда приходит. И воистину смирение стяжает мудрость.
Господи, помоги мне побеждать гордость. Даруй мне смиренное сердце. Аминь.

14:12-19. 14:12: «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их – путь к смерти». Легко жить, делая, что вздумается, и полагая, что мы правы в мыслях и желаниях, в то время как мы не правы вовсе. Порой кажется, что правильно искать мести, предаваться удовольствиям или ругаться в ответ на ругательство. Но Бог смотрит по-другому. Он установил мишень на прощении тех, кто обижает нас, помощи находящимся в нужде и жизни, угодной Ему, а не самим себе. Нам следует молиться: «Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей» (Пс.85:11), а затем следовать Его путям во всём, что мы делаем и говорим. Вы хорошо видите свою цель? Слава Богу, она ярко изображена кистью Божьей истины и ясно открыта в Его Слове. Направляя свою жизнь по нему, мы убедимся, что пути Господа всегда верны.
14:13: «И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль». Гамма эмоций характерна для жизни в падшем мире, а доброе сердце часто скорбит, потому что таково требование жизни. Как отрадно, что земная жизнь – это ещё не всё. В жизни грядущей Христиане имеют от Него обетование: «Отрёт Бог слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр.21:4). В тот великий день у Христиан уже не будет смешанных чувств, а только счастье от присутствия Бога.
Специалисты советуют: чтобы не сорваться, нужно взять себя в руки и напомнить себе какие-то общеизвестные истины. Но у верующих в Иисуса Христа есть вариант ещё лучше. Можно поступить по притчам – обратиться за мудростью к книге Притчей, чтобы узнать, как вести себя с людьми, поступающими, мягко говоря, неправильно. «Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян» (Пр.14:16). «У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость» (Пр.14:29). В следующий раз, когда вам придётся столкнуться с невоспитанным человеком, попросите, чтобы Дух Святой помог вам поступить по притчам. Не забывайте: «вспыльчивый может сделать глупость», а «благоразумные увенчаются знанием» (Пр.14:17-18). Ещё несколько притчей для размышления: «Разумный человек молчит» (Пр.11:12), «У глупого тотчас же выкажется гнев его» (Пр.12:16), «Кто хранит уста, тот бережёт душу свою» (Пр.13:3). Тот, кто выходит из себя, потом нигде не находит себе места.

14:29-35. Наши земные мечты могут так и не осуществиться, и всё же мы можем иметь мир в сердце, если сосредоточим внимание на многочисленных проявлениях Божьей щедрости к нам. Независимо от того, что мы хотим и чего не имеем, мы можем иметь живительный Божий мир и много других благословений.

14:30 и 17:22. Одно из открытий современной науки состоит в том, что здоровье в некоторой степени зависит от склада ума и эмоций. В одной энциклопедии объясняется: «С 1940 года становится всё более и более ясным, что физиологические функции органов и систем органов находятся в тесной взаимосвязи с душевным состоянием личности и что в затронутом органе могут произойти даже изменения ткани» [12]. Однако в Библии об этой тесной связи между складом ума и физическим здоровьем упоминалось уже тысячелетия тому назад. Например, в ней говорится: «Кроткое сердце - жизнь для тела, а зависть – гниль для костей» (Пр.14:30; 17:22). Иисус указал Петру на прекрасное средство от нездоровых сравнений (Иоан.21:17-25). Сравнивать себя с другими – верный рецепт уныния. Когда ученики начали сравнивать себя друг с другом (см. Луки 9:46; 22:24), Иисус остановил их. Когда наши сердца сосредоточены на Боге и на том, что Он сделал для нас, эгоистичные мысли уходят, и мы хотим следовать за Ним. Вместо соревновательного духа этого мира Господь дарит нам Своё любящее присутствие и покой. Ничто не может сравниться с этим.

14:31: «Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся». В наше время ежегодно в мире миллионы человек умирают от голода. Например, в 2008 году около 9 миллионов детей не дожили до своего пятилетия, смерть трети из них связана с голодом. Мы можем благотворить нуждающимся, участвуя в различных мероприятиях, помогая искать работу, материально поддерживая строительство колодцев в засушливых районах, собирая одежду или пищу для неблагополучных регионов и, наконец, просто помогая соседям, живущим беднее нас. Принятие такой ответственности чтит Бога и отражает Его заботу о нуждающихся. А те, кому мы поможем, станут восприимчивее к вести о кресте, увидев его силу в действии. Чем больше мы понимаем Божью любовь к нам, тем больше проявляем её к людям.

15:1: «Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость». Библия говорит, что всякий человек должен быть «медлен на слова» (Так.1:19), а также свидетельствует, что «кроткий ответ отвращает гнев» (Пр.15:1). Множество подтверждений тому мы можем найти как в собственной жизни, так и в Священной истории. Например, Гедеон дал кроткий ответ ефремлянам, упрекавшим его за то, что он не позвал их поучаствовать в главной битве с мадианитянами (Судей 8:1). Назревала сильная ссора, но Гедеон не ответил грубостью на грубость. Он напомнил обвинителям, что они захватили и убили двух мадиамских князей и почтил их словами: «Что мог сделать я такое, как вы?» Писание говорит: «Тогда успокоился их дух против него, когда он сказал им такие слова» (Судей 8:3). С Божьей помощью мы также можем укротить гнев восстающих против нас. Кроткий, добрый ответ отвратит гнев и укрепит единство во славу Божью.
Верующие часто занимают оборонительную позицию, когда люди отвергают Христа. А что чувствует Он Сам по этому поводу? Во время земной жизни Иисус постоянно встречал ненависть и отвержение. Но при этом Он никогда не выходил из Себя. Однажды, когда в самарянском селении Ему отказали в гостеприимстве, Иаков и Иоанн воспламенилась гневом. «Господи! Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошёл с неба и истребил их, как и Илия сделал?» – предложили они (Луки 9:54). В ответ на это Иисус, «обернувшись к ним, запретил им» (Луки 9:55). «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был через Него» (Иоан.3:17). Бог не нуждается в том, чтобы мы Его защищали. Он желает, чтобы мы Его представляли! А для этого требуется время, терпение и любовь. Лучший способ защитить Христа – жить, как Он.

15:4, 16:24 и 18:21. Книга Притч уделяет много внимания словам. Это сокровище, которое нужно использовать мудро и ответственно. Библия нигде не относится к словам легкомысленно. Напротив, она учит, что от них зависят жизнь и смерть (Пр.18:21). Несколькими бездумными словами мы можем сокрушить чей-то дух. А слова мудрости, напротив, вдохновят и придадут сил (Пр.15:4). Каждый может обращаться к Богу за мудростью, чтобы служить людям добрым словом (Пс.140:3). Несколько слов в наших устах могут стать Божьим инструментом в чьей-то жизни.
Господи, помоги нам никогда не относиться легкомысленно к словам. Помоги использовать их мудро, чтобы укрепить и поддерживать других, а также указывать им на надежду в Тебе. Аминь.

15:13-15. 15:13: «Весёлое сердце делает лицо весёлым, а при сердечной скорби дух унывает». Значит ли это, что нам нужно весело улыбаться во всех неприятностях и разочарованиях, которые преподносит жизнь? Конечно, нет. Бывает время и для грусти, сокрушения и даже гнева, если совершается несправедливость. Но в повседневной жизни улыбка часто приносит облегчение и надежду. Главный смысл притчи в том, что состояние сердца отображается на лице. «Весёлое сердце» наполнено миром, удовлетворением и благодарностью. С таким сердцем мы сможем отвечать на неожиданные трудности доброй улыбкой, которая побудит и других искать у Бога надежду и мир.
15:14: «Сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью». Покоряясь действию Святого Духа, мы можем наполнять свой ум тем, что «что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала» (Флп.4:8). С Божьей помощью будем принимать правильные решения для Его славы. То, чем питается ум, определяет состояние души.
Господи, помоги мне мудро распоряжаться временем и наполнять своё сердце тем, что угодно Тебе. Аминь.

15:16-23. Желая определить Божью волю для своей жизни, верный христианин должен открыть своё сердце и разум для различных советов, через которые Бог может ниспослать ему Свою направляющую мудрость. Советуясь с другими, мы понимаем, что нередко упускаем из виду детали, важные для принятия решений.
15:21: «Глупость – радость для малоумного, а человек разумный идёт прямой дорогой». То, что Господь не удерживает и не останавливает нас, не является признаком Его одобрения. Чтобы определять, в какие двери входить, нам нужно познавать лучшее. И тогда Бог исполнит нас «плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию» (Флп.1:10-11).
15:22: «Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся». Господу дано в Писаниии замечательное имя: «Чудный Советник» (Ис.9:6). Он посылает нам в помощь мудрых друзей. Оставим завышенное мнение о себе, будем благодарны за добрые советы и с их помощью откроем для себя яркую картину высшего замысла. Ища мудрого совета, вы умножаете вероятность правильного решения.

15:30-33. 15:30-32 говорит о пользе наставления и мудрого совета. Если мы получаем укор или обличение, постараемся извлечь из него пользу. Соломон учит: «Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми» (15:31). А если нас хвалят, порадуемся и ободримся для новых успехов. Будем смиренно ходить перед Богом, и Он поможет нам получить пользу и от обличений, и от похвалы, а затем отложить их и продолжать следовать Его водительству (15:33).

16:1-9. Свободный пересказ первого стиха звучит так: «Смертные строят великие планы, но последнее слово – за Богом». Ту же идею Соломон повторяет в 16:9: «Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его». Другими словами, у нас есть свои мысли относительно того, что должно произойти, но иногда у Господа приготовлены для нас другие пути. Богу принадлежат все мгновения нашей жизни. Это поняла женщина, сына которой воскресил пророк Елисей (4 Цар.4:18-37). Из-за голода она покинула родину, а потом, годы спустя, пришла к царю просить вернуть ей наследственную землю. В это время царь беседовал с Гиезием, слугой пророка. И в ту самую минуту, как Гиезий рассказывал о чуде воскрешения, женщина вошла к царю (4 Цар.8:5). Её просьба была удовлетворена. Мы не знаем, что принесёт нам следующий миг. Но Бог в Своей мудрости и милости может обратить любую ситуацию во благо. Пусть Он пошлёт нам благодать жить в ожидании Его удивительных дел. Видим ли мы открывающиеся возможности послужить Богу, когда обстоятельства неожиданно меняются? Следуя за Христом и исполняя Его волю, мы всегда будем в нужном месте и в нужное время, чтобы указать людям на Спасителя. Когда Бог управляет нашим шествием (16:9), Его намерения трудно предугадать. Даже нашу рассеянность Он может употребить для Своей славы. Поэтому и в неприятностях нам следует искать не того, чего мы хотим, но и того, что приготовил для нас Господь. Вместо того, чтобы переживать, мы можем, как учит Соломон, возрастать в простом доверии, в послушании Богу, Который ведёт нас по жизни шаг за шагом. Нужно искать Его в молитве, ожидать Его руководства и позволять Ему время от времени перенаправлять нас. Пишите свои планы карандашом и помните, что у Бога есть ластик. Смените беспокойство на веру, Бог направит вас на нужный путь.
Когда мы составляем планы и следуем за мечтами, Бог может очистить наши мотивы и дать сил посвятить Ему всё, что мы делаем (Пр.16:1-3). Выполняя обычные задачи или совершая великие подвиги, мы можем жить для славы Создателя, Который всё приводит к достойному завершению. Каждое действие, слово и даже мысль могут стать искренним поклонением, жертвенным даром для славы нашего Господа, Который хранит нас. Бога невозможно ограничить нашими рамками, границами или нашей склонностью приуменьшать возможности. Если мы решим жить для Него – посвящённой и зависимой от Него жизнью, – Он осуществит Свои замыслы о нас. Всё, что мы делаем, можно делать с Ним, для Него и только благодаря Ему.
Господи, я благодарен, что независимо от обстоятельств мы всегда можем служить Тебе. Помоги мне отражать Твой образ там, где я нахожусь, пусть это и не совсем там, где я надеялся. Никакая работа не может быть слишком малой, и никакая мечта – слишком большой для Твоего Царства. Аминь.

16:16-22 и 20:5. 16:18: «Погибели предшествует гордость, и падению - надменность». Если мы смотримся в зеркало самолюбования, то видим искажённое отражение. Такое возвышение себя ведёт к падению. Противоядие от гордости - смирение, которое даётся Богом. «Лучше смиряться духом с короткими, нежели разделять добычу с гордыми» (16:19). Иисус сказал ученикам: «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугой; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так же, как Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Матф.20:26-28). Нет ничего плохого в том, чтобы получать похвалу за достижения и успех. Главное - подражать Тому, Кто подал нам пример, сказав: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим» (Матф.11:29). Время - самый ценный дар, который мы можем преподнести другим. То, как мы используем его, является вернейшим показателем истинности и величины нашей любви. Будем просить Господа даровать нам благодать не жалеть для наших ближних времени и души. Постараемся их понять.
Настоящее смирение приходит от Бога. Господи, дай нам Твоё смирение в отношениях с людьми, чтобы мы прославили Тебя во всём, что делаем и говорим.

16:19-24. Доброе сердце - сад; добрые мысли - корни; добрые слова - цветы; добрые дела - плоды.
Господи, исполни наши сердца словами, несущими благословение людям.

16:20-25. 16:25: «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их – путь к смерти». Как глупо отвергать Божий план спасения только потому, что нам кажется, что мы умнее Его! Лишь обратившись к Иисусу Христу, мы можем получить прощение грехов (Иоан.14:6; Рим.3:23 и 6:23). Вы всё ещё думаете, что знаете всё лучше Бога?

16:23: «Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его». Лучшим комментарием на этот стих можно считать слова Апостола Иакова: «Но мудрость, сходящая свыше, во-первых чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иак.3:17).

16:32: «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города». Христиане тоже время от времени выходят из себя. Однако с Божьей помощью и мы можем научиться долготерпению и владению собой. Это станет прекрасным украшением нашего характера и лучшим свидетельством для внешних.

16:33 и 18:19. 16:33: «В полу бросается жребий, но всё решение его - от Господа». Многие считают, что результат жеребьёвки – это просто слепой случай, здесь действует только теория вероятности, и ничего больше. Но вот Слово Божье говорит, что при «бросании жребия» выпадает то, что решит Господь. Так случилось и с Ионой - Бог показал, что Он всё держит под контролем даже тогда, когда жребий бросают суеверные безбожники-матросы (Ионы 1). Ну и что же из этого следует? С христианской точки зрения случайно ничего не случается. Бог так или иначе всё равно как-то действует во всём, что выпадает на нашу долю. И доверять Ему можно во всём, быть послушным Ему нужно во всём, потому что Он не оставляет без внимания ни одной мелочи.

17:17: «Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья». Такими друзьями были Ионафан и Давид. Ионафан «заключил с Давидом союз» и «полюбил его, как свою душу» (1 Цар.18:1-3). Хотя Ионафан должен был стать царём после смерти своего отца Павла, он был предан Давиду, которого избрал Бог. Ионафан даже помог Давиду избежать двух заговоров Саула по его убийству (1 Цар.19:1-6; 20:1-42). Несмотря ни на что, Ионафан и Давид остались друзьями, показав этим истину из Пр.17:17: «Друг любит во всякое время». Их верная дружба также стала отблеском наших отношений с Богом (Иоан.3:16; 15:15). Видя такую дружбу, мы глубже понимаем Божью любовь.
Давайте вместо того, чтобы судить о том, какие друзья попались нам, подумаем лучше, какими друзьями являемся мы сами. В последние дни жизни Павла, когда перед Апостолом открылась перспектива скорой гибели, многие из тех, кто трудился вместе с ним, оставили его в одиночестве. В своём последнем послании он говорит об этом, а затем просто добавляет: «Один Лука со мною» (2 Тим.4:11). Лука был настоящим другом. Несомненно, глубоко разочаровавшись в других, Павел был весьма утешен этим, искренним и дорогим его сердцу, братом.

17:22: «Весёлое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости». Нам всем нужна эта простая истина Соломона. Хорошее настроение во время разговора помогает сосредоточиться не на разногласиях, а на правильном понимании проблемы. Радость приносит мир даже после сложного экзамена в школе или трудного дня на работе. Смех в семье или в кругу друзей создаёт безопасную среду, в которой мы чувствуем себя любимыми. Эта простая истина была недавно подтверждена серьёзными исследованиями доктора Дэниела Марка, специалиста-кардиолога в Университете Дьюка. Статья в "Нью-Йорк Таймс" о его открытиях была озаглавлена так: "Оптимизм может означать для сердечников жизнь, а пессимизм – смерть". Статья начинается такими словами: "Здравый взгляд на жизнь помогает лечить сердце". В журнале "Better Homes and Gardens" была напечатана статья "Смехом проложим себе путь к здоровью". Её автор, Ник Галло, практически буквально повторил то, что задолго до него сказал Соломон. Галло написал: "Юмор – хорошее лекарство, он может действительно помочь вам сохранить здоровье". Подтверждение этому – слова доктора медицинских наук Уильяма Фрая, который называл смех "внутренним бегом трусцой" и утверждал, что он полезен для сердечно-сосудистой системы человека. Сравнивая смех с физическими упражнениями, Галло указывал, что, когда человек от души смеётся, ему от этого одна только польза: понижаются кровяное давление и частота дыхания, расслабляются мышцы и на какое-то время создаётся положительный настрой всего организма. Автор делает вывод: "Постоянное чувство юмора, особенно в сочетании с другими внутренними ресурсами, такими, как вера и оптимизм, очень способствует улучшению здоровья". Доктор Нэнси Фрейжер-Смит, специалист-кардиолог, признала: "Мы не знаем, как изменять отрицательные эмоции". Однако вера в Бога может их изменить. Те, кто видят дальше сегодняшних своих проблем и возлагают надежду на благость Божью, не могут не радоваться. Не случайно наш Спаситель говорил людям: "Дерзай! Ободритесь!" (Матф.9:2,22; 14:27; Деян.23:11). Зная, что в жизни бывают разные кризисы, Он ободряет нас словом поддержки: "... Мужайтесь: Я победил мир" (Иоан.16:33).
В книге Притчей есть и такие слова: «Весёлое сердце делает лице весёлым» (Пр.15:13). Что у меня на сердце, то и на лице. А чуть дальше сказано: «Все дни несчастного печальны; а у кого сердце весело, у того всегда пир» (Пр.15:15). Даже когда всё навевает уныние и тоску, я могу радоваться на Божьем пиршестве любви. Какие бы подножки мне не ставила жизнь, Бог может «исполнить сердце моё веселием» (Пс.4:8). А радость перед Господом – прекрасное подкрепление для души (Неем.8:10). Пусть наше веселье будет искренним, хвала непритворной, а сердце всегда радуется в Господе.

17:27. Соломон говорит, что «разумный воздержан в словах своих» (Пр.17:27). Это означает способность иметь в виду всё множество различных мнений и воздерживаться от тех, которые могут вызвать ссору. Мудрый человек подумает, прежде чем выскажет свою мысль, а также постарается помочь советом окружающим. Книга Притчей также даёт нам разумный совет, как справиться с эмоциональным напряжением: «Благоразумный хладнокровен». Человек, который может совладать с собственным гневом, не потеряет голову во время перепалки, а попытается разрешить спор без излишнего напряжения. Чаще всего нам лучше не говорить всего, что хочется, а вместо этого подбирать слова, служащие к миру и взаимному назиданию. Вас могут слушать в любой момент. Попросите у Бога, чтобы Он даровал вам спокойствие духа и нужные слова. Не рубите сгоряча.

18:1-15. Глава 18 книги Притчей содержит мудрые наблюдения о не слишком мудрых словах, произносимых людьми. Автор отмечает, что глупцам свойственно не слушать других, а лишь выставлять себя (Пр.18:2). Не относится ли это к нам? Не способствуют ли наши речи возникновению ссор (Пр.18:6) и не даём ли мы ответ, не выслушав (Пр.18:14)? Всем нам нужно учиться говорить. С Божьей помощью мы сможем распознать неразумные слова и заменить их добрыми, назидающими в вере и доставляющими благодать слушающим (Еф.4:29).

18:11-12: «Имя Господа – крепкая башня: убегает в нее праведник – и безопасен. Имение богатого – крепкий город его, и как высокая ограда в его воображении.» В случае захвата города жители могли укрыться в укреплённой башне. Так и праведные прибегают к Господу, чтобы найти у Него защиту и помощь. С другой стороны, богатство кажется тем, кто им владеет, надёжной защитой. Соломон говорит в своём наставлении, что деньги действительно создают чувство безопасности, но оно должно, а к тому же ведёт к лени, гордости и окончательному падению. Зато смиренные духом находят полную безопасность в неизменном и святом Боге. Возможно, ваше убежище – не богатство, а что-то или кто-то, к кому вы думаете обратиться, когда придёт беда. Но всем нам нужно научиться ежедневно полагаться на Господа и находить высшую степень защиты в Его имени (именах). Имена Бога отражают Его великие совершенства. Бог настолько удивительно многогранен, что потребовалось множество имён, чтобы отразить Его характер, изобилующий верностью, силой и милостью. Вот некоторые из них: Элохим – Бог, превыше всех богов; Иегова Ире – Господь усматривающий; Эль-Шаддай – Бог всемогущий; Иегова Рафа – Господь целитель; Иегова Шалом – Господь мир; Иегова Шамма – Господь здесь; Иегова Яхве – Господь вечный и неизменный. Поэтому неудивительно, что автор книги Притчей сравнивает имя Господа с крепкой башней, в которой безопасно укрываются праведники (18:11). Когда неблагоприятные обстоятельства вселяют в сердце страх и вы чувствуете себя уязвимыми, вспомните Божьи имена и не сомневайтесь: они полностью соответствуют Его сущности. Тревоги имеют свойство умножаться, когда мы стараемся от них убежать, они словно дышат в спину, а повернуться и разобраться с ними своими силами мы часто не можем. Но мы не одни, Бог рядом. Он готов прийти на помощь и поддержать. Всё что нужно – это отвернуться от того, что тревожит нас, и направиться к Богу.

18:1-8,20-21. Соломон часто писал о силе слов. Он говорил: «Смерть и жизнь – во власти языка» (Пр.18:21). Слова могут созидать и разрушать (Пр.18:20). Они имеют силу давать жизнь через одобрение и утешение, но могут и убить ложью и сплетнями. Как направить свою речь на путь добра и уберечься от причинения вреда? Только тщательно охраняя своё сердце: «Больше всего хранимого храни сердце твоё, потому что из него источники жизни» (Пр.4:23). Иисус Христос может изменить наши сердца, чтобы слова всегда были искренними, спокойными и соответствующими обстановке. В Первом Послании Петра Апостол убеждает Христиан: «не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей; уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему» (1 Петра 3:9-11). Псалмопевец Давид писал: «Положи, Господи, охрану устам моим и огради двери уст моих» (Пс.140:3). Это замечательная молитва для начала дня и для любой ситуации, когда нам хочется сказать что-то обидное или злое.
Господи, положи охрану нашим устам, чтобы мы не ранили тех, к кому обращаемся. И помоги, если мы скажем что-то недоброе, смиренно каяться и просить прощения. «Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, Твердыня моя и Избавитель мой!» (Пс.18:15)

Продолжение следует...

Примечание:
[12] Encyclopedia Americana. 1956, том 18, стр.582б.