Учитель, перед именем твоим

Галина Клинкова
По итогам II - го Всероссийского  интернет - конкурса творческих работ «Мой Учитель»  данный очерк занял 1 место  (25 октября 2015 года).

Здравствуйте!..Благодарим за замечательную работу, которую Вы прислали на конкурс!.. С какой теплотой, от души Вы вспоминаете своих первых преподавателей!.. Наверное, у каждого есть такой человек, Учитель, очень хочется, чтобы был у каждого, иначе человек обделен чем-то... Спасибо!..В итогах мы разместили фотографию из Вашей работы, если Вы ничего не имеете против этого, мы ее оставим. Если нужно убрать - уберем. С уважением администрация сайта творческих конкурсов "Маленькая страна творчества".

А какой красивый, оригинальный Диплом прислали!!!

На звуковой дорожке: песня «Память» из телефильма «Ольга Сергеевна». Муз. М.Таривердиева, сл. Д.Самойлова. Поёт Иосиф Кобзон.
 
(Песня и фотографии - в этом же материале на моей странице в Избе - Читальне)

Коллаж:   Евдокия Николаевна Василькова на балконе своей квартиры; я  -  с букетиком ромашек в вазочке.  Балкон - тот  же. (1973 год).

…В памяти моей такая скрыта мощь,
Что возвращает образы и множит.
Шумит, не умолкая, память-дождь,
И память - снег летит и пасть не может!
               
И снова - осень…

Первый звонок  трелью рассыпался по её золотой листве, извещая  о начале нового учебного года в школьной стране. Сколько бы раз ни приходил сентябрь в мою жизнь -  будто  опять я стою на краешке своей  предначертанной свыше судьбы… Так же волнуется сердце…

Начало учительского пути после института… Это 1973 – ий год… Поселок  Верхнепогромное. Всего лишь  одну, первую, четверть я  успела поработать там. Министерство просвещения с опозданием, но прислало разрешение на свободное распределение.

Было очень жаль расставаться  со всем, что с первых же дней вошло в мою душу  теплым, ласковым  лучиком света. Доброжелательный, благородный  человек – директор Юрий Петрович, преподаватель немецкого языка,  в прошлом военный переводчик, коллеги, а особенно – ребятишки. Кроме уроков русского языка и литературы, мне дали руководство в 5 –ом классе. Они были такие смешные,  открытые,  любознательные и просто очаровывали своей непосредственностью…

Я   уехала и приступила к обязанностям литературного сотрудника в районной газете «Звезда». Дети  вскоре стали писать мне письма.  Только  жизнь, как часто бывает,  закрутила, завертела…  И общение - остановилось… Но  письма -  до сих пор бережно храню… Умиляюсь старательно  выведенным буквам  и строчкам – ровным, аккуратным…

Как трогательны  эти   послания детских сердечек, весточки о событиях – пусть и местного масштаба,  но до боли близких и понятных! Пожелтели от времени листочки и конверты, а  всё так же дышат неподдельным, искренним  чувством. Я с нежностью думаю о них, моих  самых первых учениках.  Где вы сейчас? Как вам живется?   Хорошо ли сложилось  ваши судьбы?..

 Чем длиннее становится расстояние прожитых лет, тем чаще память моя в сполохах   мечется, высвечивая  образы  дорогих преподавателей.  Тех, что навсегда  поселились в  сердце.   Из временной дали –  они  видятся  так близко – прекрасные и любимые…

Мои боги, мои педагоги…  Я  с неизменной горячей  благодарностью и признательностью вспоминаю Вас. Каждого, кто так щедро делился  во дни моей юности  теплом своего сердца,  уверенно и бережно  ведя по дороге знаний…

Из самых близких были и самые – самые…
   
Иван Григорьевич Долгачев,  доцент кафедры русского языка Волгоградского педагогического института… Обаятельнейший  человек, которого обожали все студенты. С первого курса   и до последнего я была старостой его научного кружка «Диалектология и ономастика».  Сколько интересных исследовательских работ оказалось по силам  под его руководством…  Порой дух захватывало… Есть что вспомнить и чем гордиться…

  Он оставался другом,  Учителем  и  тогда, когда  я, выйдя из  стен родной альма – матер, уже шла  по жизни самостоятельно. А в день  свадьбы я получила  оригинальное поздравление: текст  Иван Григорьевич написал  на старославянском языке…

Евдокия Николаевна Василькова, доцент кафедры философии. Прекраснейший, чуткий  педагог. Она относилась ко мне особенно, по – матерински трепетно. Наверное,  из – за  её одиночества в личной жизни  родилась эта привязанность.  Как же было хорошо, уютно, защищенно находиться  моей неопытной молодости под  надежным крылом!

Одно из её хобби – фотография. Какое количество снимков храню!  Наши преподаватели,  студенты, я в разных ракурсах – целый вернисаж…
 
Мой взрослый сын перефотографировал  снимки и создал   большой виртуальный альбом «Земную жизнь пройдя до середины…»

 Так приятно, что сокурсницы  по историко – филологическому факультету встретили его  на моей страничке в «Одноклассниках»  с благоговением: ведь там запечатленной хранится весна нашей жизни…
 
… В напряженную пору, когда я писала дипломную работу, заменившую два госэкзамена, Евдокия Николаевна  вдруг сказала, не оставляя надежды на отказ: «Готовь доклад на межвузовскую научную конференцию…»  Мало того, что тему предложила очень серьезную,  еще и предупредила: готовой  информации в специальной литературе нет…  Интернета еще тоже - не было… Предстояло  самостоятельно анализировать реальное положение вещей, делать выводы… С большой неохотой  приступила я к  исследовательской деятельности  философской направленности, поскольку   и времени не хватало, да и не видела в ней  для себя необходимости. Но по инерции –  трудилась  с энтузиазмом …

 Первый вариант работы  Евдокия Николаевна  без колебаний,  хотя и  с  мягкими оптимистичными комментариями,  почти полностью перечеркнула… Ручкой с красной пастой… Я не упала духом – ведь научный руководитель  остался рядом -  помогала, опекала… Старалась поддержать во мне уверенность в своих силах, в успех … А как радовалась, когда  он - случился!  После выступления на конференции мне предложили аспирантуру.

На снимке: мы стоим у Волгоградского медицинского института (место проведения мероприятия). Держу тяжеловесную  награду – трехтомник  избранных произведений В. И. Ленина.

…Закончилась учеба в высшей школе, разлетелись по свету выпускники, получив дипломы… И я вместе с ними  отправилась искать свою жизненную дорогу.  Но трогательность отношений осталась. Только виделись реже…

  «Я  поджидала тебя, каждый день носила с собой вот эту фотокарточку… Поздравляю с новой должностью и желаю хорошо  в неё войти... Не расстраивайся, если  сразу не получится: не боги горшки обжигают. Постепенно найдешь и  свою линию, и свой стиль…  Мы тоже, Галочка, поначалу звезд не хватали…  Твоя Евдокия Николаевна».

 Читаю и, будто наяву, слышу живой  голос…  Такой добрый, ласковый, теплый, заботливый, с прорывающимися нотками  тоски в разлуке…  Нежно глажу, перебирая, письма, телеграммы, бумаги, которых касалась её рука… Влажнеют глаза,  и сжимается  горестно сердце из – за того, что не смогла побыть рядом, когда она в последние годы  болела, но мужественно «держалась на плаву»…

…Перехватываю свой взгляд,  с ностальгической грустью и улыбкой  устремленный на книжную полку. Там  в уголочке стоит изящная деревянная фигурка. Это Гулливер.  Яркого голубого цвета пиджак, черная шляпа. Белые гольфы до колен …  Снисходительно -  умудренно, заложив руки за спину,  взирает он на   пристроившегося  на правой  его туфле  лилипута. А тот… задрав голову,  с почтением  смотрит на великана.

Этот  чудесный сувенир  с символическим значением («Учитель, перед именем твоим…») в профессиональный  наш праздник мне   подарила методист  из волгоградской  школы № 83 Александра Фоминична Ягодкина, когда я  на первом курсе проходила  у нее практику.  Было  устное пожелание достичь педагогических высот. И далее – на открытке: «Пусть твоя жизнь будет ясная, светлая, радостная. Будь здорова и счастлива, милая девочка. Твоя не первая, не единственная и не последняя учительница».

…Пришла  уже в судьбу осень жизни - 66 лет. Но  как  мне и  сейчас не хватает рядом  этих людей,  ангелов – хранителей!  Как скучаю по их чистым душам… Ах, если бы можно было обратить неумолимое время вспять… Совсем на немного, на чуть – чуть… золотую сказку из прошлого вернуть, когда  о будущем  мечталось как о безоблачном и  блестящем.   Чтобы  - увидеть, обнять,  сокровенным опять поделиться…

Мелодия -  трепетная, пронзительная  давно поселилась в душе моей  и… не исчезает:

… Шумит, не умолкая, память-дождь,
И память - снег летит и пасть не может!

Иллюстрации и звуковая дорожка находятся в этом же материале на моей странице в Избе - Читальне.

2015 год