Апачи на Весах Правосудия

Юрий Дым 61
С картинками здесь: https://vk.com/club87908871


               1887-1900. Апачи на Весах Правосудия.

 «Если они надеются помешать индейцам убивать белых людей, им лучше повесить всех индейцев».
(tonto-apache El-chees-choos)



Предыстория.

3 июня 1887 года, три апача из резервации Сан-Карлос отправились на ранчо Уильяма Диала (William Deal, иногда пишется как Deihl), расположенное на восточной стороне реки Сан-Педро (округ Пинал, штат Аризона), примерно в 80 км к западу от Сан-Карлос. Это были:  Ас-ки-сай-ла-ха, Гон-шай-и, и На-кон-кви-сай (As-ki-say-la-ha, Gon-shay-ee,  Na-con-qui-say). Они бежали из Сан-Карлос 1 июня вместе с Кидом, когда Эл Сибер был ранен в ногу. Уильям Диал как раз рубил дуб, когда они его подстрелили. В ходе расследования Сайес, член группы Гон-шай-и, но уже заключенный в тюрьму ранее за соучастие в предполагаемой попытке убийства Сибера заявил, что преступником был Гон-шай-и, как он сам ему и рассказывал. Гон-шай-и заявил на суде, что он «сделал хороший выстрел» из своего револьвера, прежде чем Диал сообразил, что ему угрожает опасность.

Ас-ки-сай-ла-ха и На-кон-кви-сай отрицали, что стреляли в Диала, но найденные гильзы показали, что было сделано три выстрела, из трех разных видов оружия, за что они также были осуждены.
Во время судебного разбирательства в отношении трех обвиняемых, два переводчика переводили с английского на испанский, затем с испанского на язык апачей, и наоборот. Один из них, Антонио Диас, был вызван в качестве свидетеля на допрос в прокуратуре. Диас заявил, что он был в Сан-Карлос, когда Эл Сибер был ранен в ногу, и что Гон-шай-и был одним из апачей, и что он бежал из резервации 1 июня 1887 года, вместе с Кидом. Он также засвидетельствовал, что Гон-шай-и сказал комиссару в Тусоне, что он пошел со своими людьми специально, чтобы убить Диала.

Судебный процесс длился один день, и 4 июня 1888 года присяжные признали Гон-шай-и виновным в убийстве, в соответствии с Федеральным законом. 12 июня судья Уильям У. Портер распорядился, чтобы  «Гон-шай-и был переведен в тюрьму округа Марикопа, или в другое место, безопасное для его содержания, и находился там до пятницы, 10 августа 1888 года, когда  маршал Соединенных Штатов из территории Аризона доставит его во двор этой тюрьмы, где с 09:00 до 17:00 в тот же день, он будет повешен за шею, до наступления смерти».  Ас-ки-сай-ла-ха и На-кон-кви-сай были отправлены в тюрьму Колумбуса (округ Франклин, штат Огайо), однако через 18 месяцев были возвращены обратно в Аризону, для повторного судебного разбирательства.

Повторное судебное разбирательство состоялось потому, что защита Гон-шай-и подала ходатайство «habeas corpus» (Судебный приказ habeas corpus, часто сокращаемый до habeas corpus, представляет собой требование о том, чтобы арестованное лицо предстало перед судьей или судом до того, как оно будет задержано или заключено в тюрьму.) в Верховный суд Соединенных Штатов, утверждая что суд, который рассматривал его, в то время не имел никакой компетенции в деле против него. Вопрос заключался в том, что если преступление, за которое был судим Гон-шай-и, было преступлением против федеральных законов США (должно быть рассмотрено судом, ответственным за рассмотрение таких дел); или, если это было преступление против законов территории Аризоны (должно быть рассмотрено в соответствии с законами территории судом, ответственным за отправление правосудия в соответствии с этими законами). Защита утверждала, что преступление, вменяемое Гон-шай-и, противоречит законам территории, и должно было быть рассмотрено именно судом округа Пинал.

Гон-шай-и находился в тюрьме, ожидая исполнения приговора, когда Верховный суд постановил повторить судебное разбирательство со всеми вытекающими. Также - для Ас-ки-сай-ла-ха, и На-кон-кви-сай.

Ка-дос-ла и Па-ала-гос-за (Kah-dos-la и Pah-ala-gos-za) были среди группы апачей, которые купили бочку виски у мексиканца, но передумали ему заплатить за неё. Случилось так, что некий Уильям Джонс, ехавший на свое ранчо недалеко от Дадливилля (округ Пинал, штат Аризона), посредничал в этой покупке, по просьбе мексиканца. Во время разговора, Ка-дос-ла и Па-ала-гос-за  выстрелили в Джонса из своих седел, убив его на месте. Мексиканец вскочил на коня Джонса, и ускакал. Апачи отправились в резервацию, чтобы спрятаться среди своих людей, но через некоторое время, в результате нескольких переговоров, были арестованы и доставлены во Флоренс (округ Пинал, шт. Аризона), для суда на основе законов территории Аризона, как и Гон-шай-и, Ас-ки-сай-ла-ха, и На-кон-кви-сай.
Новый суд постановил, что Гон-шай-и, Ас-ки-сай-ла-ха и На-кон-кви-сай были виновны в убийстве, и все они были приговорены к виселице. В судебном процессе против Ка-дос-ла и Па-сла-гос-за присяжные также, вынесли смертный приговор.   

 

В среду, 6 декабря 1889 года, привезли переводчиков из Сан-Карлос, чтобы перевести им приказы о казни. Затем осужденных посетил отец Монфор, католический священник, и несколько монахинь, которые подготовили их к смерти и крестили двоих из них (старый вождь Гон-шай-и заявил, что хочет умереть с апачской верой). В ночь на среду апачи пели песни, накинув одеяла на головы. В два часа ночи один из апачей сообщил, что старый вождь умер, и в результате расследования было установлено, что Гон-шай-и, Ас-ки-сай-ла-ха и Па-ала-гос-за покончили жизнь самоубийством. Они оторвали полосы ткани от своих набедренных повязок, свили из них подобие веревок и привязали их к шее, сделав при этом двойной узел, чтобы после затягивания его нельзя было ослабить, - это на тот случай, если самоубийца вдруг передумает. Затем они с силой потянули свободный конец, и после того как узел затянулся, произошло удушение. Из этого следует, что апачи были мертвы уже пять часов, и время их смерти было определено, как около десяти часов вечера.

В 07:30 утра, дождливой пятницы 8 декабря 1889 года, двое других осужденных - Ка-дос-ла и На-кон-кви-сай, были доставлены  после того, как прослушали молитву преподобного И. Т. Уиттемора, и чтение таинств священником Монфортом. Несмотря на дождь, 50 человек ждали во дворе тюрьмы, чтобы засвидетельствовать казнь. Они связали им ноги и руки, и накинули петли на их шеи. Прежде чем попрощаться со всеми присутствующими, они поручили переводчику сказать своим родственникам в Сан-Карлос, что они присоединились к Католической Церкви, и отправятся на небеса. Через 14 минут оба были объявлены мертвыми. Тела были уложены в гробы, предоставленные округом, и похоронены на католическом кладбище во Флоренсе.

 
На следующий день после казней, газеты писали нечто типа:  «хорошие индейцы, пять убийц апачей, ушли на славу». Некоторые граждане, по-видимому, возмущенные самоубийствами, отправились к могиле Гон-шай-и, чтобы выковырять его труп, и отрубить ему голову. Редактор «Аризонского еженедельника» продолжал: «Гон-шай-и, бывший вождь, лежит теперь в своей могиле какой-то безголовой грязью. Он обманул виселицу убив себя, и они, в свою очередь, украли его голову... и в этот час считается, что даже Гон-шай-и не скучает по голове, которую он так таинственно потерял».
Официально «апачские войны» закончились в 1886 году, но враждебность прессы того времени не иссякла. 18 июня 1887 года «Чемпион Аризоны» из Пич-Спрингс прокомментировал: «если за пределами кладбищ есть хорошие индейцы, то они не живут в Аризоне».

 

 

27 декабря 1889г. молодой тонто-апач по имени На-дейз-аз (Nah-deiz-az) был повешен в Глоубе (графство Гила, штат Аризона) за убийство (произошедшее  10 марта 1887г.) младшего лейтенанта Сьюарда Мотта из 10-й кавалерии, прибывшего (выпускника)  из Вест-Пойнта восемь месяцев назад. На-дейз-аз родился в 1865 году у Рио-Верде. Когда ему было 10 лет, он и его семья были вынуждены отправиться в Сан-Карлос. В возрасте 14 лет он был отправлен вместе с другими детьми апачей в индейскую промышленную школу Карлайл (округ Камберленд, штат Пенсильвания), отсюда и его прозвище «Карлайл Кид». Когда он учился в школе, его отец скончался, а когда его заболела и его мать, он вернулся в Сан-Карлос, чтобы заботиться о ней. В его отсутствие построили дорогу, проходящую через его сельскохозяйственный участок.

 

10 марта 1887 г.  Фрэнк Портер, сельскохозяйственный советник Агентства, отправился в викиап  На-дейз-аз, чтобы сообщить ему, что он и его мать должны были переехать на другой участок. На-дейз-аз протестовал, вступив в ожесточенную дискуссию. Портер отправился в агентство, чтобы взять револьвер и попросить помощи у капитана Фрэнсиса Пирса из 6-й Кавалерии. Он послал младшего лейтенанта Сьюарда Мотта сопровождать его. Когда На-дейз-аз увидел двух вооруженных людей, то предположил худшее. Он вошел в свой викиап и взял старый револьвер Кольта, который его отец спрятал много лет назад. Когда они слезли с лошадей, На-дейз-аз вышел наружу, прицелился в Портера, и раздался выстрел, однако молодой (22-х летний) апач не был хорошо знаком с огнестрельным оружием, поэтому вместо Портера попал в Мотта, смертельно ранив его. Портер, опасаясь за свою жизнь, вскочил на коня и отправился в штаб разведчиков апачей, чтобы доложить о происшествии. Командир скаутов  Эл Сибер послал Микки Фри и Эс-ки-би-надель (или Хас-кай-бай-най-нтайл (Es-ki-bi-nadel или Has-kay-bay-nay-ntayl), тогда известного как сержант Кид, а затем ставшего знаменитым Апачем Кидом), чтобы остановить На-дейз-аз. Два разведчика были удивлены, когда На-дейз-аз встретил их с поднятой рукой, а другой держал револьвер за ствол. Они отвезли ранего (без сознания) младшего лейтенанта на пост, где доктор Т. Б. Дэвис сделал все что мог, но он скончался на следующий день.

На-дейз-аз объяснил на суде все детали, которые привели его к стрельбе, это главным образом то, что он просто испугался, увидев что они приехали вооруженными, и прося суда о помиловании. Судья У. У. Портер (не имеющий родственного отношения к советнику по сельскому хозяйству Портеру), удовлетворил ходатайство о помиловании, уменьшив наказание от смертного приговора до пожизненного заключения. Апач был доставлен в территориальную тюрьму Юма, а затем переведен в федеральную тюрьму в Менарде (округ Рэндольф,штат Иллинойс).

В то время Конгресс постановил, что военные суды не обладают юрисдикцией в таких делах, и что гражданские суды должны рассматривать дела индейцев, обвиняемых в убийстве, изнасиловании, нападении с намерением убить, поджечь или ограбить. На-дейз-аз был освобожден, и прибыл в Сан-Карлос 25 мая 1889 года. Возмущенные граждане и военные Аризоны не поняли решения суда. Судебный чиновник Сан-Карлоса лейтенант Ф. Фаулер обратился в суд Глоуба, который выдал ордер на арест за убийство Гленну Рейнольдсу, шерифу округа Гила, 5 июня 1889 года.

Узнав об этом, На-дейз-аз снова сдался, проведя предварительное слушание 21 июня в Глоуб. Обвинение вызвало Фрэнка Портера, Ф. Б. Фаулера, Эла Сибера и доктора Дэвиса.  На-дейз-аз дал  те же объяснения, которые он сделал два года назад, описав угрозу переселения на другой участок и трудности, с которыми он столкнулся, чтобы извлечь выгоду из своего маленького клочка земли. Он настаивал, что Портер и Мотт были вооружены с намерением принудительно выселить его, и что он выстрелил в целях самообороны. Что он хотел застрелить не младшего лейтенанта Мотта, а Портера. Ван Вагенен, адвокат защиты, сделал эмоциональную просьбу о помиловании, утверждая, что смерть Мотта была скорее трагедией, чем убийством, однако присяжные осудили На-дейз-аз, как виновного в убийстве первой степени.
 


30 октября 1889 года судья Дж. Х. Кибби приговорил На-дейз-аз к повешению, дату назначили на 27 декабря 1889 г. Потрясенный вынесенным приговором, На-дейз-аз прервал судью криком: «Нет, я хороший индеец!» , но шериф Рейнольдс приказал ему заткнуться, чтобы судья закончил речь. В девять часов утра 27 декабря 1889 года, На-дейз-аз был доставлен на виселицу, не проявляя ни малейшего страха и шутя, когда его завели на помост и надели петлю на шею. Его последние слова шерифу, ссылаясь на статью из «Globe и San Carlos» были: «до свидания в аду!». Он был похоронен на кладбище Глоуб рядом с могилами двух белых преступников, линчеванных в августе 1882 года.


  1900г. 11 июля тонто-апач по имени Эль-чиис-чоос повешен во Флоренсе (округ Пинал, Аризона).
2 марта 1890 года шесть тонто-апачей убили возчика по имени Герберт, в 9,6 км. к северу от форта Томас (округ Грэм, штат Аризона). Он перевозил повозку, нагруженную товарами, в Глоуб (графство Гила, штат Аризона), когда на него напали. Апачи сожгли повозку, угнали лошадей и вырубили телеграфный столб, забрав кусок кабеля. Как только посыльный доложил о происшествии в форт Томас, лейтенанты Поухаттан Кларк и Джеймс Уотсон отправились с отрядом на место, забрали тело и доставили в форт. Они отремонтировали телеграф и пошли за апачами, которые бежали на север, и после 480 км погони они нашли их в скалах, спрятавшихся внутри пещеры. Оба офицера двинулись вперед, намереваясь захватить вход, но один из тонто-апачей, стоявший наверху, открыл стрельбу по Кларку. Один выстрел попал в его шляпу, а другой прошел у него между ног. Разведчик-явапай Роуди дважды выстрелил в апача, попав ему в тело и убив его. В последовавшем противостоянии погиб еще один тонто-апач, а остальные четверо были захвачены в плен, и заключены в тюрьму.

У троих из них было алиби. Четвертый, по имени Эль-чиис-чоос, был судим и осужден за убийство Герберта, и приговорен к виселице. Джимми Стивенс и Мерехильдо Грихальва выступали в качестве переводчиков для тех, кто хотел поговорить с осужденным, а отец Гелдорф несколько раз посещал его, с намерением притянуть к христианству, но апач отвергал его приставания, говоря: «нет сомнений в том, что ваша религия хороша для этого мира, и если бы я должен был остаться в нем, я был бы готов быть христианином, но поскольку мой час почти пришел, я не вижу, какую пользу она может принести мне сейчас. Я собираюсь увидеть Бога и рассказать ему все, и если он решит, что я должен отправиться в ад, пусть так и будет».

 
Эль-чиис-чоос кричал о своей невиновности до конца, утверждая, что именно двое тонто-апачей, убитых солдатами в пещере, были теми, кто убил Герберта и заставил его сопровождать их, под дулом винтовки. Охранники предложили ему виски в последнее утро, но он отказался, сказав: «ваши люди пытаются издеваться надо мной. Я знаю, что должен умереть сегодня. Я не хочу виски, и я не хочу, чтобы они издевались». Позже он попросил арбуз, который ему предоставили, и провел свои последние часы, играя в карты с другими заключенными.

В два часа дня 11 июля, шериф Уильям Уилан и его помощники Дж. П. Робертсон, Соломон и Маккарти вошли в камеру к апачу, и зачитали ему смертный приговор. Группа вышла на тюремный двор, где находилась виселица. Когда они прибыли, апач попросил выкурить сигару, которая была предоставлена ему. Он сел на лестницу и сказал 25-ти свидетелям через переводчика: «если они надеются помешать индейцам убивать белых людей, им лучше повесить всех индейцев». Покончив с сигарой, он встал и пошел к платформе, встав под веревку. Он начал петь песню, когда на него надели черный капюшон, и затянули петлю на шее. Адъютант Робертсон перерезал веревку, удерживающую противовес, и Эль-чиис-чоос резко взмыл в воздух. Тело было положено в гроб, и похоронено в ту же ночь, на окраине Соломонвилла.