Анькино открытие

Надежда Сулейманова
- Я сделала открытие в психологии! – с порога заявила Анна, вручая мне бутылку сухого вина, которое я не пью, и пакеты с нарезкой каких-то сыров.
- Я тебе сейчас его расскажу, ты опишешь, статью опубликуешь, только напиши, что открытие сделала я, хорошо? Детям покажу.

Пропал вечер, подумала я. И сослаться на занятость не могу. Когда-то, в очень трудный период моей жизни, когда на глазах рушился устроенный быт нашего дома офицерского состава (ДОСа), а мужья сошли с ума от безделья на службе и убивали время с помощью технического спирта, Анька постоянно выручала меня. Её муж, приходя с работы, падал замертво, а мой начинал выяснять отношения. Схватив маленькую дочку, я убегала к Аньке. Она впускала всегда и, доставая с антресолей дежурный комплект постельных принадлежностей, ворчала:

- Или уходи, или загуляй, или перестань бегать по ночам! Определись уже!

Потом наших с ней мужей перевели служить в другой город. Там они написали рапорт на увольнение, и её муж не вернулся, встретив горячую кубанскую казачку. Анька побушевала, обещая оторвать у него всё, чему теперь радуется соперница, но вскоре успокоилась.

Характер у Аньки общительный, легкий, и вот она уже прохаживалась под руку с молодым офицером, которого по какой-то счастливой для Аньки случайности распределили в нашу разваливающуюся на глазах часть. Лейтенантик жил в первом подъезде, в квартире для холостяков, откуда его Анька и определила к себе на постоянное, как ей казалось жительство.

Я, все-таки, нажив стойкую аллергию на семейную жизнь, когда стало совсем невыносимо, сбежала от мужа и переехала в соседний город. Видела Анну редко. Молодого офицера от Аньки увезли его рассерженные родители, обнаружив единственного сына у женщины на десять лет старше.

Наш дом менял жильцов. Офицерские семьи, с которыми мы начинали служить, покинули его, продав квартиры гражданским. Кто-то перевелся, кто-то уволился из армии. Аня, по-прежнему, жила в своей квартире, растила двоих детей, работала в разных магазинчиках. В начале нулевых пыталась создать свой бизнес, но что-то не срослось.

Расположившись на кухонном диване, Анна без вступления заявила:

- Я не знаю, как у вас там, в психологии, это правильно называется, но сегодня поняла вот что. Когда-то я сильно любила своего мужа, ну ты помнишь. Он меня предал, подло, даже не объяснился, слинял. А потом я любила разных. Или, хотела думать, что любила. Казалось, что любила. Но сегодня поняла: вот меняется объект, а я, как матрицу, свои чувства с одного мужика на другого перекладываю. Ты понимаешь?

- Меняется субъект. В отношениях субъекты. И, скорее, не как матрицу, это иное понятие. А как кальку. Если лингвистическими понятиями оперировать.
- Не забивай мне мозги своими понятиями. Ты суть открытия поняла?

- Рационально - да. А на уровне эмоций, если честно, не догоняю. То есть, когда-то ты испытала чувство любви. Так?
- Ну да.

- И теперь, ты вводишь себя в похожее состояние, чтобы снова его пережить?
- Никуда я себя не ввожу. Появляется новый мужик, и я его переживаю.

- С каждым?
- Ну, ни с каждым встречным, конечно. А с теми, с кем у меня отношения.

- Так люди же разные. Нет, не понимаю. В моем опыте такого нет. Да и описаний подобного не встречала.
- Вот в том-то и открытие! Люди разные, а мои чувства одинаковые. Как так может быть?