Мы не учим детей воевать

Надежда Сулейманова
"Мы не учим детей воевать. Мы учим их быть готовыми к любым превратностям жизни", - так сформулировала заместитель директора ВПЦ «Вымпел» Татьяна Чуфистова (Багира) основную цель работы.
Человек слишком хрупкое существо. А Россию ни одно столетие не миновали войны. Разве думали дети Украины, или дети Сирии, что им придется жить под обстрелом?

А сколько техногенных, бытовых катастроф уносят жизни людей? Инструкторам ВПЦ «Вымпел» трудно представить, как можно не спастись при пожаре, находясь всего лишь на втором этаже здания? Как можно было так при этом эвакуировать детей, что они гибнут? Для них это элементарные навыки! А сколько бытовых ситуаций, от которых никто не застрахован? - вспоминает Багира.

- Как-то гуляю с дочкой на детской площадке. Ничто не предвещало беды. Носит подросток в кармане широких брюк перочинный нож, круто конечно! Но вот неожиданно нож выстреливает и пробивает артерию. Лето. Кровь хлещет фонтаном! Пока доедет скорая, подросток испечёт кровью! Пытаюсь пережимать руками – не хватает сит! Лето! Я в шортах и футболке! Ни ремня, ни лямок! Вспомнила, что можно пережимать коленом! Пережала. Скорая приехала, парня удалось спасти.

- Ведь что поразительно! Мне всегда казалось важным всё это знать. А современные подростки даже не пытаются чему-то научиться! Да, альпинистская подготовка, маскировка, топография – это не просто. И в кабинетных условиях этому не научишь! Действительно, ведь Татьяна права. Никто от неожиданностей не застрахован и даже психологически к ним не готов. Хорошо, если рядом окажется тот, кто готов и знает, что делать в той или иной ситуации.

- Вот представьте себе: класс, доска, учитель. И он рассказывает о способах маскировки. Чушь? Даже если картинки и видео покажет, всё – равно это детям не интересно! Мы такие методы вообще не используем! Мы учим тому, что в других условиях не будет усвоено.

- А как же тогда?
- Ну, все дети любят подвижные игры. Войнушку, как одну из любимых детских игр еще никто не отменял. Как известно, в любой дидактической (учебной) игре есть две цели.
- Первая цель – непосредственная, игровая цель: прибежать первым, выполнить быстрее остальных и т.п. Эта цель для детей. Они и стремятся эту цель достичь.
- А вторая цель – опосредованная – это цель, собственно, обучающая. Цель, которую ставит перед собой взрослый. Например, наши инструкторы по маскировке умеют так преподнести детям игру, что они учатся, не замечая этого! Такие способы маскировки придумывают, что и мы не знаем!

Странно, а как же спецназ, все эти методы обучения для уверенного применения? Бесконечные тренировки внимания, памяти? Изматывающие физические нагрузки? Всякие психологические фишки, о которых не говорят непосвященным?
-Мы же с детьми работаем, а не со взрослыми. Да, программы отряда спецназначения «Вымпел». Но мы же не готовим разведчиков специального назначения, которые в мирное время должны быть обычными разведчиками-нелегалами, но, в случае необходимости, стать диверсантами.? И у нас не лучшие из лучших с высшим образованием, иностранными языками, прошедшие немыслимый отбор! У нас дети! Мы все адаптировали, и главное, для нас, чтобы побывав на нашей трехдневной ознакомительной программе, ребенок пришел заниматься по программе «Служу Отечеству!»

А в чем, тогда, служение Отечеству, если речь идет не о силовых структурах? - думаю я. И, кажется, улавливаю мысль Татьяны. Разве нашему Отечеству в мирное время не нужны ответственные граждане? Неужели мы будем растить только потребителей, думающих о финансовом успехе и карьерном росте? Разве не нужны нам люди, которые знают, как адекватно реагировать в любой экстремальной ситуации? Психологически и технически готовые прийти на помощь?

Неужели, патриотическое воспитание – это только музеи, акции, празднования? Может, все-таки, пора задуматься о воспитании ответственного патриота? Человека, готового взять на себя ответственность за страну, за свой образ, поступок, выбор? За людей вокруг? Готового не только прийти на помощь, но и умеющего помочь? А тут просто патриотического воспитания не достаточно. Такую подготовку дает только военно-патриотическое. И адекватной замены, чтобы все в комплексе, ему нет.