Когда шумят ночные сосны и в небе бродит диск луны

Надежда Сулейманова
О Николае Лаврентьеве я впервые узнала в 1995, когда пришла работать методистом. Надо же, - удивилась, читая в каком-то информационном письме «Союз детских и пионерских организаций «Северное Сияние», руководитель Николай Лаврентьев, - кто-то ещё детьми сейчас занимается!

Познакомились в 1997 на первом фестивале «Новая цивилизация». Но тогда, летая по этажам Дворца культуры в шоке от невероятности всего происходящего, не до конца понимая, как это событие изменит наши с ним судьбы, мы просто кивали друг другу при встрече. Команда Николая была в красных галстуках, что вызывало много вопросов у наших скаутских руководителей.

Подружились в 1999, в Новороссийске. Мои продвинутые старшие ребята уже предупредили меня, что это мое последнее событие с ними. В клубе должен быть один руководитель, и этот один – не я. Морально было невыносимо. Поддерживал один Коля Лаврентьев. Рядом был, помогал, чем мог, как-то смотрел иначе, чем другие коллеги, которые на мне тогда уже жирный крест поставили.

А когда те, кто на моё место очень рвался, слились, как только ветер перемен задул в другую сторону, Коля свой клуб сохранил. Единственный из всех лидеров Новой цивилизации в области! После 2004 года, когда, только не ленивый в него камни не кидал! Сохранил и развивал. Потому что, у него дети.

Я никогда не думала, что детское движение меня так увлечет. До того, как Анатолий Ермолин меня завербовал, иначе и назвать не могу (ох, уж эти спецназовские методы вербовки!), я жила совсем другими интересами.

Изучала психологию сознания и экзистенциализм, читала Мераба Мамардашвили и писала стихи. Мне бы, Коля, тогда к тебе обратиться за твоим бесценным артековским опытом! Ну, куда там - мы же создаём новую организацию!

- А как ты в Артеке-то оказался?

- Пионером там был, а потом, меня и ещё 7 человек из института направили на педагогическую практику в Артек. Не как всех студентов на месяц, а на полгода.

- Ненормальный! В лагерь на полгода!?

- Друзья тоже так говорили! Мы умудрились приехать в Симферополь 9 мая в праздничный день, представляешь? Вышли на трассе у «Артека» и вниз пешком. А жара была! Я привел всех в управление лагеря, а там один только вахтёр. Никого нет!

- Ну, вы даете! Я знаю эту остановку.

- Вышли к кругу у дома вожатых и не знаем что делать. Смотрим, парень в вожатской форме идёт. Спрашивает нас, кто мы и в чем проблема? Когда рассказали, он говорит: «Сядете со мной в автобус и поедем в мою дружину».

- Подходит автобус Гурзуф – Поселок «Артек». Садимся. А он полный молодого народа. Все с пакетами, авоськами. Звенит стекло. Все песни поют.

- День победы так празднуют?

- Не совсем, слушай. Приезжаем в лагерь «Алмазный». И весь этот народ в лагерь выгружается. А нас сразу за стол. Оказывается, что 9 мая - День рождения «Алмазной дружины».

- Ну, мы тут всю Мурманскую рыбу, которую должны были передать приятельнице нашей заведующей практикой на стол и выставили. Нас накормили, напоили и спать в одной палате уложили.

- Прям, так и напоили?

- Потом только помню, просыпаюсь от того, что надо мной стоят три мужика: Один из них начальником лагеря оказался. Стоят и рассуждают, кого из нас – студентов в какую дружину направить. Меня и ещё трёх забрали к себе. Так и сказали НАШИ ЛЮДИ! Остальных отдали хрустальникам.

- Кому отдали?

- Ну, в дружину «Хрустальная»!

- Значит, правильно себя в трудной ситуации повел? – Смеюсь!!! - Человек ведь, под этим делом без защит - такой, какой есть! Если дрянь человек, что под хорошей дозой алкоголя так себя и проявит?

- Видимо, да.

- Воспоминаний, наверное, море?

- Многое, конечно, забылось. Но многое и помню. Особенно про вожатские розыгрыши, посвящение в вожатые, про события с детьми за период работы. Книгу воспоминаний можно написать!

- Так и пиши!

- Надя, я практик, мне бы с детьми работать!

- Экстрима хапнул?

- А то! С детьми-то не хапнуть? Первый раз, когда нас ребят, парней - вожатых из Горного комплекса вместе со спасателями подняли по тревоге.

- Зачем?

- Мы пошли спасать целый отряд детей из Кипарисного лагеря. Представляешь, вожатые целый отряд завели на Аю-Даг не по тропе! И куча детей оказались на каменной речке - оползне. И ни вверх, ни вниз! Где - то посередине высоты горы.

- Ужас! И что?

- Догадались хоть остановиться и не двигаться с детьми. Вожатая, выпускница «Школы вожатых Артека» во время учёбы прохалявила поход на Аю-Даг, а парень - студент, как я на практику приехал и не знал дороги и в горы не ходил.

- Где мозги у людей! Ведь детей повели!

- Когда я с другими поднялся к детям в системе и с веревками, то самому жутковато стало, от мысли, что дети могли погибнуть от одного неловкого движения. Вот где пригодилась туристская выучка Дранишникова, препода нашего педвуза, таскавшего нас по походам.

- И как?

- Спустили мы всех удачно. Парня отправили сразу домой, а девушку уволили по статье.

- Дети трудные были в Артеке?

- В обычном смысле, конечно, нет. Лагерь же для лучших. Но, знаешь сама, лучшие – не значит, простые. Была у меня в отряде девочка из Узбекистана. Гуля. И ещё человек 15 оттуда. Никак с напарницей не могли наладить с ней контакт.

-Ты и не мог? Да не верю!

- Дочка большого партийного узбекского босса. Возраст лет 15, точно не помню. И вот однажды ночью к нам в комнату вожатых прибежали девчонки из моего отряда и сказали, что-то Гуля упала в туалете, лежит, не встаёт и держится за руку.

- Вот только травмы не хватало!

- Я побежал. Она поскользнулась и упала. Сильно болит рука. Я ночному вожатому, он в больницу Артека, вызвали скорую.

- Страшный сон вожатого!

- Скорую ждали из Гурзуфа. В Артековский больнице сказали, нет рентгена. Я начал орать.

- Поехали в Ялту. Приезжаем в травмпункт. А он закрыт! Я чуть двери не вышиб ногой!!!

– И правильно!

- Открывает дверь дежурный санитар. Слава богу, был врач! Ты будешь смеяться - студент практикант.

- Да уж!

- Аппарат есть, сделали снимок, был небольшой перелом. Сделали обезболивание. Часов в 5 утра вернулись в дружину.

- Папа лагерь не разнес? Тебя крайним не сделали? Все-таки, травма?

- Все потом было нормально. А девочку, как подменили. Стала первым помощником во всех делах, только на вы. Инициативна и активна. Потом лет 15 мне открытки и письма писала и звала в гости.

- Да, дети часто, пока в нас людей не увидят, относятся настороженно. Меня мои детдомовские год не замечали, до тех пор, пока с ними в лагерь воспитателем не поехала. Есть в этом общении какая-то своя тайна, да?

- Наверное.

Николай ушел с любимой работы, когда в образовании руководить стали менеджеры. Не сработался он с ними. Ценности разные. Он с детьми работал, а они на детях зарабатывают.