Незримые нити поколений

Надежда Сулейманова
Есть такое понятие "поколенческий конфликт". Первым описал его И.С. Тургенев, помните "Отцы и дети"?

Всегда считала, что мне он не грозит. Но налетела осенью прошлого года. Даже в себе разочаровалась. А вчера поняла, что конфликт был не поколенческий, а ценностный. Он возникает тогда, когда люди служат разным ценностям и ничего, кроме отторжения, друг к другу не испытывают. Ценностный конфликт может быть и между людьми одного поколения.

Вчера разговаривала с Таней. Познакомилась, когда ей лет 17 было. Сейчас она заместитель руководителя военно-патриотического центра, известного на всю Россию.

Говорила и не могла с ней наговориться! Обзавидовалась белой завистью. Словно, на двадцать лет назад в свою молодость вернулась!

С какой любовью она рассказывает о детях, с которыми работает! Сколько истинной педагогической мудрости в суждениях! Такая заинтересованность и самоотверженность!

И никакого нытья, залившего собой страницы в ленте от штатных педагогов! А ведь у Тани и многих вымпеловцев нет педагогического образования! А какая увлеченность! Один её рассказ про инструктора по маскировке и выживанию заслуживает отдельного текста!

Кто на свои или деньги грантов (если повезет получить) проводит потрясающие учебные сборы? Возит детей по историческим местам России? Пишет песни? Снимает фильмы? Люди-легенды - ветераны спецназа, сержанты, офицеры и она - Багира.

- Они мне говорят, Багира, открывай смену! А как я могу! За моей спиной генералы и полковники стоят, каждый из них - живая легенда! Представляете?

- А еще вот случай был. Попросили лагерь провести для трудных ребят. Я им сразу говорю: "Дети к нам привяжутся, а мы потом уедем. Если создадите у вас клуб и будете с детьми дальше работать, тогда проведем!"

Клуб создали, он работает. Напишу о нём обязательно..

- Танюшка, так вот об этом нужно писать. А то люди видят "военно-патриотический", так кроме, как "милитаризм" и знать ничего не хотят!
У вас ведь таких историй - море! Надо, чтобы люди знали. Когда у людей мало информации, они домысливают на своё усмотрение.

- Да, но я же девочка! А они все такие заслуженные! Они ТАМ были, а я-то не была! И приходится ими командовать! Порой, и строить! И рассказывает потрясающую историю о том, как она генералов и полковников на работу настраивала.
- Вы меня понимаете?
- Понимаю, ох, как я тебя понимаю.

И вспоминаю, как в 1998 году мы с детьми из клуба поехали на базу. У нас там тренировки по курсу выживания были.
Ездили часто, чуть ли каждые выходные. Детей человек двадцать, я и двое мужчин. Руководитель клуба от АО "Апатит" и инструктор-спасатель.
Расположились, наши мужчины шашлыки пошли жарить. Мы с детьми уже все для ужина приготовили, а шашлыков нет. Пошла посмотреть, а мужчины под водочку у шашлычков разговоры разговаривают. Хорошо им там и душевно. Как я себя повела, рассказывать не буду. Долго потом виновато оба в глаза заглядывали.
А шашлыки в духовке до готовности доводила. Дети -то ведь голодные. Так что, понимаю.

- Телефонные разговоры бесконечные. Их же, мужчин, поддерживать надо. Чтобы руки не опустили. Я знаю все их семьи, чтобы проблем в семье не было у ребят...

Вздыхаю. Вот про проблемы в семье - это тема самая больная. Ох, уж как понимаю! Когда твои друзья - такие мужчины!

- Таня, только друзья. Иначе, беда! Они же ревнуют друг к другу. Поверь, дружба, которая вас сейчас связывает, будет очень большим богатством на долгие годы.

- Ведь государственной поддержки нет. Какая зарплата? Если гранта нет, то и денег нет. Один энтузиазм и дружба.

- И мы, Танюшка, тоже часто без оплаты работали. То проблемы какие-то с финансированием, то нас из Москвы в АО "Апатит" переводили. А детей-то не бросишь. Я лагерь для всех клубов Мурманской области провела - целых 100 $ получила. А и программу разрабатывала, и детей готовила. Приехала домой вся синяя от усталости, а лагерь-то в Новороссийске был!

Смеемся.

В общем, нет никакого поколенческого конфликта. Есть конфликты между людьми - ценностные. А если ценности совпадают, то и повода для конфликта нет.