ВПЦ Вымпел

Надежда Сулейманова
Военно - патриотический центр «Вымпел» - феномен российской педагогики XXI века

Сегодня остро обсуждается вопрос о возрождении патриотического воспитания в школе. Я же хочу поговорить о военно - патриотическом. У всех на слуху движение «Юнармия». Но здесь не о нем. Я открыла для себя феномен российской педагогики – ВПЦ «Вымпел».

Открыла случайно, вникала долго и потрясена безмерно. Это не щенячий восторг дилетанта – детское общественное движение изучила вдоль и поперек, и с такой глубиной, что даже биографию лорда Баден-Пауэлла в 200 страниц с немецкого на русский перевела. Хотела понять, как это возможно: прийти в педагогику из армии и сотворить педагогическое чудо? Методику и практику других движений тоже через свой жизненный опыт электрическим током пропустила. Поверьте, знаю, о чем пишу.

Если любовь, то безусловная

Недавно слушала блогершу, каких принято называть «лидер мнения». Хлестко и аргументированно она доказывала, что навязывать в современной школе патриотическое воспитание бессмысленно. Как можно заставить любить страну, в которой и то не так, и это не как у людей!? Вот, если бы, … тогда да! Любили бы без всякого воспитания.

Слушала и думала: что же такое понимал крепостной крестьянин в 1812 году, когда брал вилы и сбегал от барина в партизанский отряд гнать Наполеона?

Какой секретный код патриотизма был у моего отца, если в 17 лет он пошел рыть окопы под Ленинградом? Никто не заставлял, бонусов не обещали. Принес с войны орден Красной звезды и осколки в ногах. Крупные удалили, а мелкие заставляли корчиться от боли до самой смерти.

Да не любят Родину за что-то! Не та история. Любовь – чувство иррациональное. Любят даже вопреки всем рациональным убеждениям и очевидным фактам. Вероятно, тут древний инстинкт срабатывает: моя пещера, территория нашего рода, моя страна. Инстинкты - вещь мощная.

Не нравится? Ладно. Переведём на уровень рассудка. В. Г. Белинский считал, что в основе патриотизма «глубокое осознание кровного родства». Сильно, но для меня не убедительно.

Я думаю, что чувство патриотизма базируется не на знаниях. Информация может меняться, искажаться, не пониматься. Убеждения всегда поддаются переубеждению. У многих не сознание определяет бытие, а по классику – бытие формирует сознание.
Могу доказать, но не в этой статье (формат не тот), что чувство патриотизма как безусловной любви к Родине рождается в глубоких личных переживаниях.

Патриот тот, кто в самые трудные минуты для родины
берется за самые трудные дела

Историю подразделения специального назначения «Вымпел» описывать не буду. Погуглите, если интересно. Лучшие представители офицерского корпуса в бесформенное время начала нулевых искали себя на гражданке. Такое было время. Многие отчаялись, спились. Кто-то доселе тоскует по бурной героической молодости. Разные люди - различные судьбы.

Что такое понимал спецназовец Святослав Омельченко, когда в одиночку начал создавать военно-патриотическое детское движение? Ни финансирования, ни методик, ни материальной базы! Только поддержка друзей - ветеранов. Любой педагог со стажем руки опустит.

Но Омельченко не педагог, он из «Вымпела». И сегодня филиалы его Центра по всей России. Когда создавали Юнармию, таким самостийным инициативам обещали поддержку и помощь. Увы, желающих приобщиться к военно-патриотическому воспитанию теперь оказалось так много, что для тех, кто им занимается уже 20 лет, ресурсов не осталось.

Так в чем же феномен?

Армия – это жесткая авторитарная система. Иначе не выживешь, или не выполнишь боевую задачу. Святослав Омельченко не пошел по пути Баден Пауэлла. Не наполнил свою педагогическую систему романтикой и приключениями. Ведь в военном деле «знать, значит - уметь». Поэтому, основной принцип «Делай, как я!». А секрет в том, что «личность воспитывает личность, человека воспитывает человек». Понимаете?

Только тот, кто пережил, может научить так, чтобы научиться хотелось. Только тот, кто вложил душу, получит результат. Кто думает о детях России 24 часа в сутки. А заработанные деньги тратит на организацию мероприятий для детей.

Не говорит с детьми о патриотизме, а создаёт ситуации, в которых у детей рождаются патриотические чувства. Не усваиваются, не осваиваются и не присваиваются. Рождаются свои смыслы и чувства от пережитого восторга, гордости, восхищения. Со слезами на глазах. Это прочные чувства, их новой информацией из души не выбьешь.

Поэтому, для детей «Вымпела» Родина - это не то место, где сытно и привольно жить.

Родина - это люди, судьбами которых они восхищаются, на которых хотят быть похожими.
Это трудный опыт, который научил быть сильными.
Это вера в инструкторов и товарищей, которые помогли преодолеть себя и добиться успеха.
Это чувство большой семьи, в которой разные люди думают не одинаково, но об одном и том же.
Это знания о том, что нужно делать, если близкие или Родина будут в опасности.
Это уверенность в том, что они сумеют эти знания применить, если придет беда.
Это понимание того, что в мирное время нужно делать все для того, чтобы Родина могла ими гордиться.
Так просто? Да, только пока ни один методист не сумел этот феномен описать.
Встань за Россию