Муж декабристки. Край

Павел Коваленко
Вообще-то ходить за покупками нам, романтикам, не пристало. Наше дело курить фимиам, вкушать плоды богемной жизни и творить благодать, что снисходит на близких и встреченных нами хотя бы раз в жизни людей. С другой стороны, трудно совладать с земным притяжением, когда у тебя дома элегантно повесилась мышь в холодильнике, оживающая резная миниатюра Андрея Ургапова абы как встроена в интерьер и неподвязанный фикус на весь этот бедлам взирает с осуждением.
 
В тот апрель, что разобщил мир и вынудил людей сторониться друг друга, мне было даровано откровение. Людям представился уникальный шанс: понять ценность своей жизни. Наверняка, не только мой бездарный подход её утомил. Нас вон сколько, а жизнь – одна. Это ж как мы её родимую истрепали? Теперь – отмщение. Вот он тот самый край, за которым либо мрак забвения, либо луч обновления. Что выбираешь?..
 
У меня и раньше судьбоносных моментов хватало. Разрушения моего жития по шкале ситуаций делились примерно так: губительные, катастрофические и врёшь, не возьмёшь. Но мой ангел-хранитель всегда давал понять, когда назревал очередной капитальный ремонт моей жизни. Он возникал передо мной в облике хваткого прораба со сметой и чертежами перепланировки подмышкой. И всякий раз я выслушивал одно и то же.
 
- Эх, хозяин! Ну, о чём тут горевать? На Вашем месте халупу эту я подчистую бы снёс. Этому фундаменту жизненных ценностей не хватает крепости веры в себя, вот потому он стен Вашей творческой натуры и не держит. А если мы несущие балки угнетающих мыслей не заменим – крыша точно съедет. Да и колер бы не мешало сменить. Тут краски Вашей индивидуальности нужны, а не нейтральный тон, который уже лет пять, как не в моде. Оставить всё, как есть, всегда успеется. Но лишь тому, кто пережил ремонт – мудрость особая дарована…

Пока ангел-прораб мне один довод краше другого приводит, я стою себе и думаю: ох, как жалко сносить прежнюю жизнь. Одному мне известно: сколько на неё времени потрачено и трудов положено. А сколько народу от моей новой затеи пострадает? Если я стены начну валить, мне ж тех, кто со мною сейчас под одной крышей, на улицу выселить придётся. Пока я тут старую кладку буду ломать, могу ненароком и отношения прежние порушить.

Среди тех, кто в разные годы делил со мною жизненный путь, я не разглядел ни одного мерзавца. Ловкачей разных повидал, но мерзавцев не было. Просто это были друзья-попутчики не на всю мою долгую извилистую дорогу, а лишь на какой-то её отрезок. Жизнь нас сводила и разводила. Одни тянули меня назад, другие – толкали вперёд, кто-то умудрялся поставить подножку, кто-то протягивал руку. Но, лишь придя к согласию с собой, я перестал топтаться на месте…

Огражденный от светского мира древними стенами православного храма и ликами святых, что за столетия почернели от нескончаемой людской боли, я понимаю, что вымолить прощения у всех раненных когда-то мною душ невозможно. Но искренне верю, свет, которым озарилась при встрече наша жизнь, одолеет мрак, что я оставил после себя.

Философской и печальной выходит эта глава. Мне важно, чтобы ты уяснил мотивы. Без них нет ясности поступкам. А колышущиеся вместе с ветром жизненных перемен знамёна моих поступков, тем временем уже появились на горизонте.
 
И главное, надписи на этих знамёнах мне не разобрать. Видится два слова: «Россия» и «порогом». Похоже, что-то патриотическо-географическое. Мнение о том, что я запустил семейный интернет-проект на президентский грант, веселит меня и поныне. В то время я уже два года как искал своё новое призвание и этим испытывал терпение очарование-жены. Под монолитом нового творчества я глубоко зарыл одиночество моей души. И деньги, которые я стяжал для развития проекта из скудного семейного бюджета. Идея дала мне понять, что способна к жизни. В ту пору на Яндекс Дзен писали ещё не все, кому не лень. И о монетизации своего творчества задумывался каждый мыслящий автор. Там появился и наш канал. В его замысловатое название я вплёл: и дух свободы движения, и радость познания мира, и счастье встреч с одержимыми творчеством людьми. Одним словом, Счастьекачение.

Конечно, не случись моего нежданного знакомства с гуру воронежского краеведения Владимиром Леонидовичем Елецких, который прошёл свой заковыристый жизненный путь от чумазого геолога до лощеного книгоиздателя, эта идея посетила бы меня гораздо позже. Но тогда всё сошлось воедино. Моё душевное уныние настаивало, чтобы я самолично убедился: есть ли ещё кроме меня на белом свете увлеченные люди? Причем мне было мало о них знать. Хотелось самому их отыскать, познакомиться с ними, дойти до их человеческой сути, очароваться силой их творчества, рассказать о них людям и сберечь в сердце теплоту к ним. Как видишь, преступно пытаться вставить в этот перечислительный ряд словосочетание «...и заработать денег». Ни тогда, ни сейчас я не умею конвертировать труд для души в работу ради денег. Потому-то способом заработка проект так и не стал. Он стал куда большим: генератором наших созидательных эмоций.

А отправной точкой, вне всякого сомнения, было знакомство с судьбой и творчеством мастера глиняной игрушки Ольги Васильевны Губановой из оберегающего своё культурное наследие Борисоглебска. Мимо её полной преодолений истории жизни, поверь, трудно было пройти. Именно из культурной столицы Воронежской области наш семейный пилигрим-проект «Россия за моим порогом» и возвестил миру о своём первом герое. Так начинался наш путь блогеров, а у проекта появилась крёстная мама.
 
И пошло-покатилось! В поисках уникальных народных ремёсел и удивительных людских судеб мы с очарование-женой исколесили все шесть областей Центрального Черноземья. Эти поездки превратили для меня значение слова «край» из обозначения точки душевного отчаяния в место, где живут необычайно талантливые и такие близкие мне по духу люди.

Продолжение "Муж декабристки. Кулинары" уже пишется.