ДЯДЯ ЖЕНЯ

Изабелла Глиноецкая
Ирина Петровна (Тютия), старшая дочь моей бабушки, жила в Смоленске со своим мужем Евгением Хлюдзинским. Он был пианистом и композитором, кроме того, он мог отремонтировать совершенно разбитый инструмент и настроить его. Дядя Женя играл на пианино, когда показывали немое кино – был тапёром. Всё это я знаю со слов бабушки и мамы Эвы.

Я видела его только на фотографии, а он меня видел и даже успел дать мне имя. Когда я родилась, родители пришли в гости к Ирине, положили меня на рояль и развернули. Дядя Женя посмотрел и сказал: «О! Какой прелестный Лютик!» Я была такого цвета, как лимонно-желтые лютики, растущие повсеместно. Какого цвета я была, мне стало понятно, когда из роддома принесли внучку Нину, так что Нина у нас – Лютик-2.  Так у меня появилось домашнее имя «Люта», которое склоняли, как угодно.

Дядю Женю в 1937 году арестовали, и он пропал. Тютия пыталась его найти, обивая пороги начальников НКВД, даже добилась приёма у Л. Берия, но всё было тщетно.
Когда я начала архивные поиски 5 лет назад, я нашла дядю Женю в списке жертв сталинских репрессий и Справку о его реабилитации.

ХЛЮДЗИНСКИЙ ЕВГЕНИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ.
Родился в 1898 г., Могилевская обл., Мстиславльский р-н, дер. Печковка;
поляк; б/п; Смоленский техникум физкультуры, пианист.
Арестован 24 октября 1937 г. Духовщинским РО УНКВД
Приговорен: Особое совещание при НКВД СССР 17 ноября 1937 г., обв.: 58 - 10.
Приговор: расстрел
Расстрелян 27 ноября 1937 г. Реабилитирован 3 мая 1989 г.
Прокуратура Смоленской области
Источник: Книга памяти Смоленской обл.

И вот что я нашла сегодня:

Мемориал “Ка;тынь” расположен в 20 километрах от центра Смоленска, между поселками Гнездово и Ка;тынь, на месте трагических событий 1930–1940-х годов, жертвами которых стали граждане двух стран – Советского Союза и Польши.
Мемориальный комплекс состоит из двух частей: территории, на которой погребены жители Смоленщины, ставшие жертвами политических репрессий, и военного кладбища, где ахоронены польские военнопленные.

В 2018 году в "Долине смерти" – той части Мемориала, где расположены массовые захоронения советских граждан, – была открыта созданная Народным художником России А. Н. Ковальчуком скульптурная композиция, включающая в себя памятник "Расстрел" и Стену памяти, на которой поимённо увековечены приговоренные к расстрелу жители Смоленской области – жертвы политических репрессий.

http://memorial-katyn.ru

Хлюдзинский Евгений Константинович, 1898 г.р., поляк, пианист. Расстрелян 27.11.1937 г.  – такая запись под номером 2 704 в общем списке погибших, который можно увидеть.

Более 50-и лет прошло с момента его гибели!  И никто  из  родных  не  узнал  о  его  реабилитации!  Или, может быть, моя дорогая тётя – Ирина Петровна – его жена - всё  знала?..  В то  время  люди  как-то  помогали  друг  друга,  и  из застенков  сведения  просачивались…  Знаю, что  она  добилась  приёма  у  Л. Берии  и  ушла  из  его  кабинета,  испытывая  чувство  ужаса.

Долго Ирина Петровна  оплакивала  мужа.  В г. Горьком  (Нижний Новгород теперь) его  портрет  всегда  висел  над  роялем.  Вечерами Тютия  играла  на  рояле  и  очень  грустила.  Мне  было  её  страшно  жалко.  Засыпали  мы  под  ноктюрны  Шопена  и  Рахманинова.  Во  время  войны  это  бывало  редко.

Оказывается, дядя Женя работал в Смоленском техникуме физкультуры. Ирочка в 16 лет вышла замуж, значит, ему было 23 года. Жили трудно: Ирочка училась шитью и работала у портнихи Истоминой, получая копейки; Евгений  скупал  совсем  разбитые  рояли,  чинил, настраивал  и  продавал.

К тридцатым годам  жизнь, видимо, стала  налаживаться. Евгений сочиняет музыку, Ирина  пишет  картины (копии),  занимается  музыкой.  Вот она  в  Крыму – Симеиз,  1936 год. Евгений выкупает у клуба концертный рояль, нуждающийся в ремонте. Рояль дорог тем, что на нём выступал С. Рахманинов. Рояль был нашей семейной реликвией.

Сочинения  Е.К. Хлюдзинского  Ирина Петровна  хранила  всю жизнь, но  их  не играла.  Эвелина Петровна   перед  отъездом  в  Москву  к  сыну  хотела  всё сжечь, но я не дала. Просмотрела недавно и рассортировала на хорошо сохранившиеся вещи и не очень. Нашла черновики программ готовившихся выступлений, по которым поняла, что Евгений Константинович был руководителем и аккомпаниатором праздничных концертов... Из некоторых его сочинений получилось напечатать два альбома.
 
Подумалось – дядя Женя незримо присутствовал  с  нами  всегда,  и  всегда  я  ощущала  боль  этой  утраты.