Чёрный лебедь - фильм о неудачной попытке создания

Светлана Жукова 4
ЧЁРНЫЙ ЛЕБЕДЬ - ФИЛЬМ О НЕУДАЧНОЙ ПОПЫТКЕ СОЗДАНИЯ ЧЕЛОВЕКА СОВЕРШЕННОГО.

Краткое содержание: После того, как прима-балерина уходит из балетной труппы Линкольн-центра из-за своего почтенного с точки зрения балета возраста, на её место в постановке «Лебединого озера» претендуют несколько молодых девушек-балерин. Одной из них становится Нина Сейерс, скромная, но амбициозная балерина, которая делает всё возможное, чтобы отточить свой танцевальный талант. Её мать тоже когда-то была балериной, но из-за рождения дочери оставила танцевальную карьеру, и теперь возлагает на дочь большие надежды. Нина имеет все шансы получить в постановке главную роль, но есть одно «но»: для партии чёрного лебедя она слишком замкнута, в ней мало страсти. Об этом Нине говорит их балетмейстер, хореограф-француз Тома Лерой. Он пытается раскрепостить Нину, а между тем у девушки появляется немало конкуренток, главной из которых становится её новая подруга Лили.

АНАЛИЗ ФИЛЬМА: На первый взгляд сюжет фильма простенький. Что может удивить зрителя в закулисной борьбе актрис за главную роль? Эта история стара, как старо искусство лицедейства, стара как мир! Почему же после просмотра фильма у зрителя создаётся такое впечатление, что он заглянул в Преисподнюю? А некоторым зрителям даже может показаться, что они и сами сходят с ума на время просмотра фильма.

А это происходит потому, что фильм выставляет напоказ глубинные процессы совершенствования человека в творчестве и любви. А ведь любовь и творчество - два процесса нераздельные. Какова у человека любовь, таково его творчество. Вернее - как человек любит, так он и творит. Имеется в виду позитивное у него творчество или деструктивное, как для него самого, так и для окружающих (зрителей, читателей, слушателей и.т.д.)

Дело в том, что истоки творчества, как и инстинкты скрываются у человека в подсознании. И если не работают инстинкты, такие как инстинкт самосохранения, инстинкт подавления соперников и конкурентов, сексуальный инстинкт, то человек не может заставить работать, то есть - полностью раскрыться, и свой творческий инстинкт. Почему? Да потому что он слишком сознателен. То есть - слишком сильно контролирует разумом свои подсознательные импульсы и желания, не позволяя им завладеть собой и, тем самым, уберегая себя от многих и многих опасностей, таких как непонимание и неприятие его творчества в социуме, отвержение в любви, а также - банальное стремление к саморазрушению. Ведь всем нам отлично известно сколько таланов погибло от злоупотребления алкоголем и наркотиками. Но, уберегая себя от этих опасностей, человек не даёт раскрыться и своему творческому потенциалу. И потому - прозябает в заботах о хлебе насущном и тщетных поисках острых ощущений в кои входит и "любовь". Особенно - ЛЮБОВЬ. Ибо она и есть - ключ для раскрытия творческого потенциала человека. И делает он это совершенно неосознанно. Так как потенциал Бога-Творца заложен в каждом. Всё дело в том, какая Его сторона в тебе раскроется, если раскроется вообще. И ошибиться тут нельзя. Полюбишь несовершенной любовью и никогда не увидишь, никогда не достигнешь совершенства в творчестве! Да и в жизни. Таков суровый закон совершенства человека - творца. Вот о чём фильм "Чёрный Лебедь" Даррена Аронофски..

А ещё в фильме есть гностические мотивы: Миф о Божественной Премудрости и символе души (называемой в разных вариантах Софией, Ахамот и Барбело) характерен для многих гностических учений. Вариант мифа, приписываемый школе Валентина, наиболее подробно излагается в трактате «Против ересей» (Adv. Haer.) Иринея Лионского и, в несколько иной форме, в «Опровержении всех ересей» (Ref.) Ипполита Римского. Гностическая София уникальна в силу двойственности своей природы. Она по праву принадлежит к высшему миру, совершенна и причастна полноте, является мыслью высшего Бога и одним из Эонов. Но с другой стороны, в ней самой заложена некоторая внутренняя неудовлетворенность, которая влечет ее одновременно вверх и вниз, иными словами, не дает ей покоя. По этой причине “падение” Софии не является чисто деструктивным или негативным актом, оно происходит с некоторой неизбежностью, является необходимым, как сотворение мира.

Если задуматься об истоках Тёмного Двойника Нины в фильме "Чёрный Лебедь", то просто невозможно не обратиться к образу Падшей Софии И - к немецкой легенде о Королеве Лебедей - девушке, превращённой в лебедя из-за того, что она отказалась любить...

..."Иисус сказал: Блажен тот лев, которого съест человек, и лев станет человеком. И проклят тот человек, которого съест лев, и лев станет человеком."
Евангелие от Фомы. Библиотека из Наг-Хаммади.

Героиню фильма Нину "лев" съел, как это ни печально. Поэтому её светлый образ - Одетта погибает в финале, забрав с собой в смерть и саму Нину...

Только не подумайте, что под "Львом" я понимаю балетмейстера и возлюбленного Нины - Тома. "Лев" - это её собственное подсознание, её тёмное "я",, то самое в котором кроется источник человеческой любви, сексуальности, а также - источник хищной демонической ревности, стремления к саморазрушению (самоубийству) и - источник духовного и творческого совершенства! Её тёмный двойник, часто принимающий образ подруги Нины Лили и её собственный образ и есть тот самый "лев". И этого самого "льва" Нина пытается сдержать в подсознании, укротить на протяжении всего фильма, пытаясь, при этом, выпустить оттуда творческое совершенство!

Но эта задача непосильная для человека.

Почему? Как же тогда в истории человечества появлялись творческие гении? А ведь история ими просто пестрит!

Всё очень просто: эта задача - выпустить творчество, но ухитриться, при этом, не выпускать наружу собственных демонов становится человеку по силам в случае, если он не один. Если кто-то любит его и берёт часть этой непосильной задачи на себя. Если он одаривает ищущего совершенства в творчестве любовью, а значит и энергией, силой, то совершенствующийся в творчестве может завершить этот процесс, и не дать демонам собственной души убить или смертельно покалечить себя. И это потому, что человек, будь то мужчина или женщина, не может быть совершенен, не имея заложенной в нём Создателем полноты. А полнота человека это когда он - андрогинное существо, то есть - и мужчина и женщина. Ибо только тогда он по- настоящему подобен Богу. Опять же, из гностического мировоззрения исходя...

В связи с вышеизложенным становится ясно, насколько к месту тут история Одетты и Одиллии.

Одетта — главная героиня[1] балета «Лебединое озеро» (нем. Schwanensee) на музыку П. И. Чайковского[2], созданного по мотивам старинной немецкой легенды о прекрасной принцессе, превращённой в белого лебедя колдуном — рыцарем Ротбартом (нем. Von Rothbart), которую спасает принц Зигфрид (нем. Siegfried).

Чары Злого Гения действуют днём, но с приходом луны белый лебедь превращается в прекрасную Одетту. Она не одинока, на озере её окружают заколдованные девушки-лебеди, назвавшие Одетту королевой лебедей. По легенде, слёзы матери по похищенной злодеем дочери образовали волшебное «лебединое озеро». Заклятье может быть разрушено только верной любовью молодого человека, но, если обет вечной любви нарушится, она навсегда останется лебедем. Во время охоты на озере молодой принц Зигфрид увидел магическое преображение лебедя в девушку и без памяти влюбился, поражённый неземной красотой. Одетта рассказывает ему свою историю, он клянётся в вечной любви и приглашает в свой замок на королевский бал, чтобы представить матери, владетельной княгине, как свою невесту. Всю ночь они мечтают и танцуют, пока рассвет не превращает Одетту в лебедя.

Владетельная княгиня, мать Зигфрида устроила бал в своём замке, на который пригласила невест для своего сына, влюблённого в прекрасного белого лебедя. Самые первые красавицы танцуют перед ним. В балете происходит чередование танцев: Невест, Друзей принца, Испанской, Неаполитанской, Венгерской принцесс; Мазурки и конечно же вариации

Одиллия — дочь злого волшебника Ротбарта Одиллия в образе чёрного лебедя обольщает принца Зигфрида, притворившись Одеттой, и он признаётся ей в любви. В этот момент Одетта бьёт крылом в окно замка (эту партию дублёрши Одетты обычно доверяют артистке кордебалета[источник не указан 85 дней]). Ротбарт ликует, Одиллия злобно смеётся, Зигфрид устремляется к озеру.[3].

Нина, героиня фильма Даррена Аронофски "Чёрный лебедь" , словно заколдованная Одетта живёт в ожидании любви - чуда, которое превратит её из несовершенной, длинношеей, неуклюжей, белой и бесчувственной птицы в прекрасную, совершенную в творчестве и жизни, любящую и счастливую ответной любовью, женщину. Она, словно замороженная (как говорит балетмейстер Тома) - не может отдаться любви. А почему? И мы видим, что потому, что не может обрести самостоятельность ( мать решает за неё в жизни всё), ибо ощущает любовь и отдаёт долги женщине, родившей и вырастившей её. Она никому не завидует, никого не подсиживает, Она просто "пашет" в профессии, надеясь получить роль Королевы Лебедей. Но её не выбирают. А она слишком застенчива, чтобы навязывать свою кандидатуру....

Не каждый зритель может представить себе воочию, чего стоило Нине прийти к Тома и попросить роль! Но она это сделала. И получила её потому, что смогла дать отпор агрессивной сексуальности Тома.

Почему она это сделала? Почему она укусила его в ответ на его поцелуй?

Да потому что не любила. Она не умела любить и не думала о любви. Эгоистичная и требовательная любовь матери задавила в ней сексуальность на корню. А уж внушение, что уступить любви это значит - поставить крест на карьере, настолько проникло в сознание Нины, что одна мысль о близости с мужчиной вызывала у Нины ступор. Но подсознание среагировало! Любовь - это инстинкт человека. И Тома пробудил в Нине этот инстинкт. Хоть сексуальность ещё не проснулась, хоть близость с мужчиной всё ещё казалась "кошмаром с улицы вязов", подсознание уже заработало, выпуская как демонов саморазрушения, так и ангелов творчества...

Да, Тома выбрал Нину потому, что разглядел в ней потенциал к любви. Карьеристки, торговки телом за роль, вовсе не имеющие светлой стороны души и творчества, не имеющие совести и сочувствия к людям экземпляры ему были не интересны. Повторюсь, ему была нужна именно любовь способной на любовь женщины, чтобы он смог справится со своими внутренними демонами и сам остаться совершенным в творчестве. А любить, как и творить ВЕЛИКОЕ, может только совершенное существо, Богоподобный Андрогин, как я уже сказала.. Поэтому Тома была нужна совершенная женщина, совершенная балерина. Вот почему Тома требовал от Нины безусловной любви и доверия к себе, почему он требовал, чтобы Нина "отпустила себя", то есть - выпустила наружу и своих демонов и своё индивидуальное, неповторимое, свойственное только ей одной, творчество! Он сам не мог творить без любви такой женщины!

Что такое совершенство? Какого человека можно назвать совершенным в любви? Судя по легенде о Софии, того, кто, справившись со своими демонами, творит великое и кто в любви полностью отдаётся страсти, получая полное удовлетворение от близости с любимым человеком, открывая в себе через эту близость и общение с любимым всё больше и больше нового вдохновения для совместного творчества!

Вот как эта идея выглядит в "Трактате о Софии": идея: спасение обусловлено гносисом, который является знанием особого рода, передающимся половым путем. Буквально, спаситель “познает” душу и она принимает в себя дар гносиса – семя высшей природы. Сексуальная (или, в более христианизированном варианте, сельскохозяйственная) терминология подобного рода очень характерна для гностических трактатов. Образ заблудшей души также универсален: в «Гимне Наассенов», авторство которого Ипполитом приписывается Валентину, душа, заблудившись и став блудницей, погружается в материю и входит в лабиринт, который уводит ее все дальше от истока всего. Она становится “игрушкой в руках смерти”. В коптском трактате, условно названном «Достоверное учение» (NH Codex V 13, 24, 15 ff.) рисуется несколько иной образ: душа “упивается” вином и через наслаждения плоти забывает о своем отце и брате. Забыв о них и утратив знание, она становится подобной животному. Согласно валентинианам, небесная София, стремящаяся к гносису в своем желании “познать Отца”, натыкается на Предел, ограничивающий ее продвижение. На такой метафизический инцест налагается запрет. Далее сюжет развивается аналогично: во время своего блуждания по миру, душа бросается в объятия каждому представителю мужского пола, полагая что это ее брат, однако все они поступают с нею не по братски. Все сущности мужского пола, которые “пустили ее по кругу бытия” слишком не родственны ей по природе, и именно это вызывает отторжение, ведет к рождению ублюдков и дальнейшему расколу (Ср. «Трактат о душе», 127–128, «Достоверное учение», 23, 12–17, «Трехчастный трактат», 78, 11). Напротив, небесный спаситель является ее подлинным братом, и благодаря этому они достигают полной сексуальной гармонии и преодолевают множественность.

Тома прекрасно знал, что для успешного творчества ему нужна любовь женщины, чтобы не сойти с ума от соприкосновения собственного разума с бездной творческого бессознательного. Он умел влюбить в себя женщину и всегда делал это. Но ему не интересно было любить кусок дерева, как не интересно было любить и "развратную Мэри". Ему было интересно всегда одно: женщина, раскрывающая свою тёмную сторону, женщина, которая, имея практически неограниченный творческий потенциал, раскрывает его, стремясь заслужить, заработать этим "раскрытием" его любовь! Не для собственного совершенствования, не для собственного счастья и радости, а исключительно для того, чтобы завоевать его любовь и восхищение!

Поэтому он так жесток с Ниной. Поэтому он так откровенно и безобразно её соблазняет....

Почему Нина не хлопнет дверью и не уйдёт? Что её держит, заставляя терпеть такие унижения? А всё просто. Её держит роль. Эта роль и этот человек - единственный её шанс на творческую и женскую реализацию. Так она думает. И она терпит. Психика женская - гибкая вещь. Она находит выход. Нина влюбляется в Тома до умопомрачения и буквально насилует сама себя для того, чтобы заслужить восхищение Тома и его слова "моя принцесса". За это она готова и на плаху и в Преисподнюю. (Ещё одна Крисания из "Последнего испытания").

Ясное дело, что ничего по-настоящему хорошего из такого насилия над собой у Нины не могло получиться. А любящего человека, любящей души рядом не было. Ибо Тома Нину, конечно, не любил. Так как, влюбляя её в себя, думал только о себе и своём творчестве. Ему было всё равно, что будет с Ниной потом. Главное, чтобы она выполнила свою задачу сейчас - дала ему Божественную Полноту для этого конкретного творческого проекта. Сиюминутную полноту. ! А потом будут другие постановки, другие проекты и другие женщины... Любящий же человек думает всегда о том, кого он любит и ни за что не причинит ему вред. Так мать Нины, поняв, что происходит с дочерью, попыталась её остановить, уговорить не исполнять роль Королевы лебедей, ибо поняла не только, что эта роль её убивает, но и как конкретно она убивает.

Тома использовал женщин, сначала приводя их к совершенству в творчестве, а потом, когда они это совершенство вновь теряли, ибо соглашались на несовершенство в любви, безжалостно бросал, так как терял к ним интерес. Такая же участь была предназначена и Нине...

Теперь проанализирую, что собственно Даррен Аронофски визуально представил нам "Чёрном лебеде":Что на самом деле происходит с Ниной по мере того, как она входит в образ Одиллии? В образ Одетты ей входит не надо. Она изначально является Одеттой - Белым Лебедем, Светлой стороной любви и женственности. То есть - наивной, доверчивой Софией. Одиллия же в фильме является настоящим, реально существующим, хищным двойником Одетты, а значит и Нины. Она хочет захватить и поглотить тело и саму личность Нины. Она хочет занять её место в социуме, на сцене, в сердце Тома. И Нина это прекрасно чувствует с самого начала. Но вот осознаёт это она слишком поздно. А уж когда она, плача, говорит Тома: "Вы не понимаете... Она хочет меня заменить! Она хочет быть на моём месте...", Тома просто не понимает, о чём она говорит, думая что она говорит о роли, и отвечает ей: "Все хотят быть на твоём месте!"

Вообще, Тома - исключительно инстинктивное существо. Всё о чём он думает, это что Нину необходимо расшевелить, может быть, возбудить сексуально, может быть заставить страдать только для того, чтобы она смогла себя "отпустить", то есть - потеряла контроль разума над чувствами, впустила в себя чувства антипода Одетты, сжилась с ним, наверное по системе Станиславского, и станцевала Одиллию так же гениально, как она танцует Одетту. Мистически он абсолютно слеп. Разум его закрыт. Он только чувствует, что когда его прима-балерина делает всё под влиянием какого-то тёмного импульса, она становится совершенной, так как на неё интересно смотреть. Таким образом Тома получает силу от любви женщины. Ему нет дела до последствий этой внутренней борьбы. Борьбы, которая уже убила Бэт, а теперь буквально убивает Нину. Тома не анализирует, почему это происходит. А убивает Нину эта борьба потому, что ведёт её она совершенно одна. А находясь в одиночестве, не получая ответной любви, энергии, силы, поддержки и сексуальной подпитки от мужчины, как я уже говорила, победить, в этой борьбе нельзя. Что означает, нельзя сохранить разум, и нельзя не стать "обедом" для своего внутреннего "льва". Ну, в данном случае - "Львицы".

Нельзя сказать, что Тома не влюблён в свою потенциальную приму. Очередную приму. Но в этой любви он проявляется, как в высшей степени потребитель, рассуждая, что балерин много, и если эта не справится, то, значит, и любить её не за что. А на роль Одиллии-Одетты всегда было, есть и будет много претенденток... Именно потому такая любовь и называется Любовью-Поглощением, что возлюбленная (возлюбленный) в ней не является непреходящей, абсолютной ценностью, ценностью потому, что она (он) - Образ Божий, а является ценностью условной, определяемой полезностью или не полезностью личности в данной момент и в данной конкретной ситуации, применительно к данному конкретному творческому проекту или сексуальным и эмоциональным потребностям данного конкретного мужчины или женщины.. Причём, ценность и полезность определяет исключительно потребитель любви, используя любовь к себе, как рычаг или средство заставить партнёра по отношениям и по проекту отказаться от многогранности собственной личности, ибо ценность её условна, и принять, тем самым, справедливость абсолютную непреложность ценностной шкалы Потребителя этой любви.

Если сказать всё это простым языком, то это будут звучать так: Любящему любовью-поглощением не нужно, чтобы его партнёр был счастлив в любви. Поэтому он никогда не удовлетворяет потребности партнёра. Ему необходимо, для того, чтобы его потребности удовлетворялись и, желательно, за счёт добровольного отказа партнёра от собственных потребностей. За этот отказ от "себя" партнёр получает секс. И ничего больше. Но любящий любовью-поглощением считает, что это - самая великая награда, ибо считает себя богом, ибо - совершен, а остальных - живущими ради того, чтобы он обратил на них внимание. Вот почему такая любовь называется "гордыня". Потому, он сильно обижается, если кто-то не желает любить его, что значит - отказываться от самого себя. И сделает всё для того, чтобы заставить любить себя, если его не любят. Вплоть до преступления!

В итоге, если партнёр отказывается от собственный шкалы ценностей в угоду ценностной шкале партнёра в надежде этим завоевать его одобрение и любовь, он на какое-то время может достигнуть совершенства в творчестве, в жизни или любви, но затем, после того как тёмная, выпущенная на волю сторона личности, благодаря добровольному самообесцениванию и, вследствие того, разрастанию распущенности, гордыни и самомнения берёт верх, он начинает терять с таким трудом приобретённое совершенство, ибо делает слишком много нелогичных, несправедливых, эгоистичных жизненных выборов, чем ввергает себя во всё большую тьму непредсказуемости и безумия. Зашкаливает его сексуальный и эмоциональный эгоизм, так как нарушается баланс добра и зла в душе. Добро и Зло - понятия чисто условные. Можно сказать - Света и Тьмы, жизненности и стремления к смерти, эгоизма и альтруизма и т.д. И, что самое ужасное, такой человек вновь теряет и совершенство в творчестве. Совершенный творец в искусстве перестаёт, вновь перестаёт быть совершенным. Только теперь не в силу перевеса ответственности и контроля разума, а в силу непомерно разросшегося эгоизма и бесконтрольности, стихийности выражения желаний и страстей и истеричной потребности беспрестанно обращать на себя внимание окружающих. И вот, когда, благодаря этой потере, он становится невостребованным - это уже становится настоящая трагедией для него!

.

Когда стихийность и эгоизм превышают допустимую меру, человек становится не интересен творчески, неадекватен в восприятии себя и окружающих и, зачастую, опасен для себя и общества. Тогда от него избавляются, как Тома избавился от Бэт, предыдущей своей "принцессы" и примы-балерины труппы. Нина знала, что её ждёт такая же судьба. Рано или поздно. Она была достаточно умна для того, чтобы предвидеть это. Она поняла, что с ней случится то же, что случилось с Бэт, если она не сумеет укротить Тьму, которая неумолимо на неё надвигается...

Вот доказательства из фильма: Когда Нина, накануне премьеры спектакля приходит в больницу к Бэт, она приходит за помощью. Вот её слова: "Я знаю, что с тобой происходит. Теперь это происходит со мной. Она хочет заменить меня! Что мне делать?!"

Но Бэт не может помочь Нине. Ибо от некогда совершенной в творчестве и жизни Бэт осталась только её тёмная, несовершенная, всё боле и более погружающаяся в безумие сторона. Бэт больше нет. От Бэт остался только её безумный двойник, который осознаёт своё несовершенство и остро ощущает творческую нищету и душевную пустоту. Ведь без мысли Света человек перестаёт быть человеком. А без Божественной полноты (любви человека противоположного пола) человек становится одержимым демонами собственной души и из-за этого - абсолютно, безнадежно несчастным!

Демон души Бэт убил ангела её души, и Бэт стала творчески бесплодна. Ибо только столкновение желания Тьмы и желания Света, взаимное сексуальное желание мужчины и женщины, рождает искру - импульс к творчеству. В этом и заключается закон драматургии вселенной. То есть - закон развития. Нина это поняла. Потому она всё сильнее погружалась в отчаяние. Потому Нина так надрывалась в борьбе с видениями и изменённым состоянием сознания, что чувствовала и видела, как тёмная сторона её личности, фактически - её иное я, захватывает её тело и её сознание. Она боролась изо всех сил потому, что не хотела исчезать, не хотела заканчивать, как Бэт!

Некоторые скажут: какие глупости! Никакой "тёмной ", возможно талантливой, но не проявленной личности у человека не существует! Человек - цельное существо и таланты даются ему от рождения. Просто он не проявляет их, порой, из-за зажатости, скромности, неверия в себя, психических и эмоциональных травм, несчастной любви или тайной, тщательно скрываемой "гнили" души, которая есть - гордыня, зависть, тщеславие и ревность!

На это я отвечу несколькими цитатами из "Священной Книги ТОТА", мудрости, сохранённой для человечества в Великих Арканах ТАРО.

"Как лицо полностью отражается в зеркале, так в интеллекте истинного искателя полностью отражается Дух" - Atmapurana/

"Разве может относительное понять Абсолютное? Конечно, нет! Но может ВОСЧУВСВОВАТЬ, соединяясь с ним..." - Станислав де-Гюайта.

"Человек живёт в мире разума и разумом может воспринимать Абсолютный синтез" - Raymond Lulle/

"Обладая чувством Синтеза, человек сам утверждает свой интеллектуальный мир, как частный индивидуальный аспект истинного мира, который зиждется на двух началах, которые по сути своей противоположны, и сводящихся в конечном синтезе в Абсолют." - Абсолютные начала синтетической философии.

"Верховный Дух раздваивает Своё Самосознание через порождение иллюзии тварности. В материальной среде Он создаёт отдельные волевые центры, утверждаемые им присущими едиными индивидуальными модусами самосознания. Эти волевые центры, оставаясь по своей истинной природе частями Единого Целого, в своих индивидуальных самосознаниях теряют связь с этим Целым и начинают жить , как самостоятельные субстанции второго рода. Подобно целому, они начинают утверждать себя,, создают единичные индивидуальные миры, различно освещая своими сознаниями истинный мир, который есть - Утверждённое Тварное Сознание Единой Реальности." - Абсолютные начала синтетической философии.

В нормальном состоянии разум и сознание человека неотъемлемы друг от друга. В нормальном состоянии человек не ощущает дуальности своей природы. Даже такие чувствительные и разумные девушки, как Нина, обычно "сидят на заднице" и не пытаются проникнуться осознанием принципов синтетической философии. Тем более, когда заняты любимым делом! Поэтому Тома задался целью расшатать психику Нины, ввести её в состояние "изменённого сознания" для того, чтобы она перестала оберегать целостность своей личности и впустила в туда Тьму. Чтобы создать вместе с ней выдающийся образ и выдающийся спектакль. Что будет с Ниной дальше его не особенно волновало.

Конечно, Тома не был осознанным вредителем. Он просто думал, что делает Нине добро, когда унижал её, обесценивал чувства, смеялся над чистотой и непорочностью (под непорочностью я понимаю не то, что она была девственницей, а то, что она не могла почувствовать ни сексуального удовлетворения, ни сексуального желания без любви), когда отталкивал после того, как сам пригласил к себе домой! Он думал, что делает Нине добро, когда заставлял её насильно вытащить из себя демона, который заставит её гениально станцевать партию Одиллии, совершенно не задумываясь о том, что этот демон сделает с Ниной потом! Потому что Тома не любил Нину настоящей, творческой любовью. Он любил её хищной и страстной любовью-поглощением. И творил благодаря тому, что вдохновлялся её муками. И что самое главное, Тома вдохновлялся этими муками потому, что Нина согласилась их терпеть ради надежды на любовь и близость с учителем!

Расшатывание психики Нины в фильме показано исчерпывающе подробно: Сначала тома целует Нину у себя в кабинете. У Нины - нормальная реакция на поцелуй нелюбимого мужчины - она кусает его в ответ.

В этот момент Тома западает на Нину. Ибо Тьма любит то, что недоступно и даёт отпор. Заставить себя полюбить, доказать, что твои убеждения, образ мысли и действия - единственные правильные, добиться от желанного человека признания своего превосходства - вот признаки любви-Поглощения. Именно о такой любви говорит Иисус Христос в притче о Блудном сыне: ПРИТЧА.

Притча о блудном сыне. Евангелие от Луки, глава 15:

11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына;

12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.

13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

14 Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться...

15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; 16 и он рад был наполнить чрево свое рожка'ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему.17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; 18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою 19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.

21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.

22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;

23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!

24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;

26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?

27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.

28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.

29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;

30 а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.

31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое,

32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся

Как мы видим, Отец не баловал любовью сына, который всю жизнь следовал за ним, признавая его авторитет. Но он чуть с ума не сошёл от счастья, когда его Блудный сын вернулся по его "крыло".Доказательства - праздник, который отец устроил по случаю возвращения именно Блудного сына. Послушному сыну было, конечно, обидно, ведь отец никогда не устраивал в честь него ничего подобного. Но Послушный не знал, что любовь его отца - та самая любовь-Поглощение, любовь-Тьма. И что, если бы Блудный не вернулся, если бы отец не доказал сам себе, что был и остаётся прав, их отец никогда не смог бы найти покоя и, возможно, сам был бы поглощён не удовлетворённым, вечно голодным демоном собственной души!

В притче ничего не сказано о сексуальном желании. Но в ней сказано достаточно, чтобы понять: Любовь-Поглощение чудовищна потому, что лишает мир творческого разнообразия!

Любовь-Поглощение вообще - страшная вещь. Она страшна ещё и потому, что бьёт по самому уязвимому - по сексуально-эмоциональной сфере человека. Именно потому, что она бьёт по самому больному, она легче всего и впускает в сознание и разум демона. Этот демон и есть тот самый "лев" из Евангелия от Фомы, которому, человек не должен позволить себя съесть. На это ему и дан Свободный Выбор!

У Нины, конечно, был выбор. Но этот выбор был гораздо сложнее сделать потому, что здесь было задействована профессионально-творческая реализация. Отказавшись эмоционально откликаться на соблазн Нина осталась бы без роли Королевы Лебедей. И вовсе не потому, что Тома сразу выгнал бы её. Он, наоборот, от её внутреннего отказа только сильнее раззадорился бы. Дело в том, что отказавшись от любви, она отказалась бы и творчества. Она стала бы бездарна. А Нина уже попалась. Тома уже поймал её на крючок, который называется творческий азарт, гордыня, тщеславие и сексуальная неудовлетворённость, и теперь ему оставалось только дождаться результата - момента, когда Нина окончательно падёт во Тьму.

Для скорейшего наступления этого момента, Тома продолжает унижать Нину, как женщину -вновь целует на репетиции, лапает, а потом - отталкивает, демонстративно, откровенно унижая её как женщину, оставляя без сексуальной разрядки, заставляя страдать от того, что она недостаточно оборвала связь с прежней своей личностью.

Для скорейшего наступления этого момента, Тома посылает к ней Лили, которая доводит Нину до оргазма без любви, а потом утверждает, что ничего подобного не делала, тем самым заставив Нину засомневаться в трезвости своего рассудка.

И ещё, для скорейшего падения Нины во Тьму, Тома заставляет Нину находится в постоянном страхе, что отстранит её от исполнения роли Королевы Лебедей, что заменит её Лили.

Не удивительно, что у Нины действительно наступает состояние "изменённого сознания".

Сцена в баре, когда Нина оказывается под воздействием наркотика похожа на сон. На тяжкий сон. Но это - не просто сон. Особо чувствительные люди, люди с мистическим складом ума, несомненно узнают это место. Они часто видят его во снах и... побаиваются там оказаться. Ибо там человек теряет самоконтроль, там размыкаются самые крепкие замки подсознания и там Тьма овладевает человеком, включив его сексуальный инстинкт, но выключив любовь. А когда этот инстинкт оказывается включенным, включенным без любви, человек остаётся уже не защищён от захвата личности Тьмой. Проснувшись, человек забывает, где был. Но личность его меняется.

Изменилась после посещения ночного бара и Нина. Она как будто с катушек слетает - выбрасывает в мусоропровод свои детские игрушки. Потом ломает музыкальную шкатулку с балериной. Потом - рвёт несколько материнских рисунков, отбивает дверью матери пальцы, а уже во время спектакля, обвиняет партнёра в том, что он её уронил, хотя сама теряет равновесие от слишком сильного эмоционального напряжения. Прежняя Нина никогда не поступила бы так! А новая - поступила. И этот поступок исчерпывающе свидетельствовал о том, что Тьма ею уже овладела. Она стала готова танцевать Одиллию...

Сцена, в которой Нина убивает своего "тёмного" двойника поражает своей натуралистичностью и чудовищностью. Но оказывается, что убила Нина не хищную Тьму, а собственный Свет. И после триумфального исполнения роли Одиллии, её не ждёт ничего, кроме повторения судьбы Бэт. Поэтому Нина убивает себя уже по-настоящему. .. Не важно, как она это сделала. Но то, что она умирает в финале фильма, умирает по-настоящему, очевидно.

Вот и весь фильм. И вот какими визуальными метафорами Дарре Аронофски показывает всё то, что я сейчас озвучила: Полупустой бокал Нины на презентации нового спектакля означает, что Тома уже "пьёт", то есть поглощает её сексуальную и творческую энергию, ибо она уже влюбилась. А когда его поглощают, человек часто этого не понимает, он просто чувствует всё возрастающую и возрастающую душевную боль. То, насколько эта боль сильна, показано в сцене в туалете, когда Нина отрывает заусенец на своём пальце, а потом оказывается, что палец цел. Это - метафора именно душевной боли. Когда Тома соблазняет Нину на репетиции, в самом начале соблазнения, гаснет свет, что является метафорой того же самого - погружения мир Тьмы, как в баре. Зеркало в гримёрной комнате Нины, которое создаёт эффект присутствия второй комнаты и места для второй балерины, той которая должна, в итоге, Нину заменить. Символично, что Двойник выходит из зазеркалья в момент последней схватки между Светом и Тьмой, которая, несомненно, происходит в душе героини, а не в реальности. И убивает Нина свою соперницу, а в итоге - себя, именно осколком зеркала.

Тот, кто считает Нину шизофреничкой, ничего не понимает в творческом и мистическом начале Человека. И Даррен Аронофски ясно показывает, что Нина адекватный человек. Именно поэтому Нина говорит Тома о том, что её хочет заменить конкурентка, а не "двойник" из Преисподней!. Просто образ Лили и образ собственного "двойника из Преисподней сливаются в сознании Нины в одно целое в сцене убийства.

А если бы Нина впала в безумие, то есть, если бы потеряла совершенство до или во время спектакля, она не станцевала бы спектакль. Но тогда, возможно, осталась бы жива....

А она была близка к безумию. Особенно, когда увидела измену Тома со своим врагом - Лили. И это была настоящая измена. Ибо Тома уже стал "принцем" Нины. Всё стало, как в балете... Но психика Нины в этот момент выдержала. И на свою беду она решила идти до конца!

Могла ли Нина, в итоге, не потерять обретённое творческое совершенство, но укротить и обезвредить, при этом, собственного демона?

С уверенностью могу сказать: Да. Могла. Если бы совершила иной выбор. Но только на это должны были уйти годы...

Такой "иной" выбор когда-то совершила её мать.

Вообще сюжетная линия матери Нины даёт нам окончательный ключ к пониманию идеи фильма.

Конечно, все зрители и аналитики заметили, что отношения матери и дочери в фильме совершенно ненормальны. Нине двадцать восемь лет, а мать относится к ней, как двенадцатилетней! И, кроме того, мать относится к ней, как требовательный ревнивый любовник. Достаточно вспомнить сцену, в которой мать отчитывает Нину после посещения ночного бара, чтобы понять это. А уж то, насколько тонко и в подробностях мать понимает все чувства и страдания Нины во время её работы над ролью Королевы лебедей, только подтверждает то, насколько крепка и тесна её психическая и эмоциональная связь с дочерью!

Но только ли здесь дело в особой, на грани чувственности, материнской любви?

Из сюжета фильма, из слов самой матери Нины, зрителю становится понятно, что её мать тоже была балериной в молодости, но отказалась от карьеры балерины потому, что решила посвятить себя воспитанию дочери. Но, по мере развития сюжета фильма, мы начинаем понимать, что история жизни матери не так проста. Оказывается, что в своё время она прошла те же самые испытания, испытала ту же самую любовь-поглощение, нашла в себе силы отказаться от неё, отказавшись тем самым от совершенства в творчестве, пусть кратковременного, и на всю жизнь осталась с не зарастающей раной в душе. Эту рану нанесло женское одиночество, сексуальная неудовлетворённость, попытка творческой реализации в одиночку и вечные эмоциональные страдания из-за того, что собственный творческий потенциал был ею осознан, в своё время, но был тут же отвергнут. Отвергнут вместе с любовью к мужчине, который видел в ней только материал и относился к ней не лучше, чем гончар относится к куску глины.

В своё время мать Нины сделала ИНОЙ выбор. Но к чему он её привёл? Могла ли она дать полноценное воспитание своему ребёнку, если сама была в какой-то степени "неполноценна"? Ибо, о какой полноценности женщины может идти речь, если её жизнь - сплошное страдание и бестолковые попытки реализоваться в живописи, вместо любимой работы и любимого творчества? Нет, конечно Нина не хотела повторять судьбу матери! Оставался единственный способ - пройти свой путь до конца , то есть - впустить в себя Тьму и, выдержав прямую схватку, попытаться выйти из неё победительницей, что означает - не потерять свою личность, " не дать себя заменить"!

Но у Нины не было надежды. Не было потому, что она любила Тома и не желала отказываться от этой любви. Она выбрала Любовь-Поглощение, рассчитывая сама поглотить Лероя после того, как научится это делать, укротив собственную Тьму. Наивная! Ей ли было сражаться с Тьмой Лероя, когда она не могла справится со своей? Ей ли было пытаться влюбить, когда сама так сильно любила и желала, причём, впервые в жизни? Ведь у Тома уже было много таких как она! Он был слишком искушён, как в обольщении, так и в поглощении, а она пыталась это сделать впервые...

Конечно, в какой-то степени, в случившимся с дочерью виновата мать Нины. Своим воспитанием "в сахарной ватке" и слишком требовательной, всё время как будто призывающей к ответу, любовью, но абсолютной лживостью, мать развратила и поглотила Нину ещё до встречи её с Лероем. Поэтому Нина оказалось совершенно беззащитной перед "штучками" Тома. Поэтому не смогла даже просто отказаться от этой, разрушительной, убивающей любви. Пусть даже - творческой. Ибо жизнь и рассудок важнее любого творческого совершенства и - ответного чувства. Особенно, если это чувство бессердечного обольстителя, морального и психологического садиста и эгоиста, отбрасывающего, как мусор со своей дороги всех, кого когда-то "любил", если этот, временно любимый, проявил слабость, излишнюю навязчивость, перестал быть интересным публике, или заболел!

Любовь ответная, вдохновенная сама по себе ценна! Главная ошибка Нины в том, что она творила ради завоевания любви, а не от её избытка! Именно ИЗБЫТОК взаимного счастья обоих влюблённых отличает настоящую Творческую любовь от любви-Поглощения. А если приходится чем-то жертвовать, то о каком счастье может идти речь? Вот почему лично мне так противна православная идея о жертвенной любви! Ведь эта "жертвенная любовь" ничто иное, как любовь-Поглощение! При Творческой любви ничем "своим" не нужно жертвовать. Всё, что делается по Творческой любви, делается с удовольствием. Потому, познавший Творческую любовь, никогда не согласится на Поглощение, никогда не сможет сексуально желать того, кто хочет поглотить! Отсюда выражение: Тьма любит Свет хищной и страстной любовью-Погдощением, а Свет никогда, ни при каких обстоятельствах не любит Тьму. Ибо он хочет жить и творить свободно!

Это очень серьёзно. И об этом говорит балет "Лебединое Озеро". Потому колдун Ротбар и хочет погубить Одетту, что любит её этой ужасной любовью...

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты! Эта народная мудрость гласит о том, что подобное притягивается подобным. И если Нина влюбилась в садиста и негодяя, значит и в ней есть, пусть в зачаточном состоянии, но эти же черты характера. И, значит, её тёмное "я" неизбежно должно было победить. И неизбежным для неё было повторение пути Бэт.

Но Нина делает "новый" выбор: она убивает себя, и "в смерти становится свободной"! Так она повторяет выбор своей героини - Белой Лебеди. И таким образом она не даёт торжествовать собственной Тьме.

Но Нина умирает. И вместе с ней умирает все то, что так и не раскрылось - гениальная танцовщица, любящая жена и мудрая мать. Всё это было "сожрано" до раскрытия и вступления в силу по вине её матери. Матери, которая не рассказала дочери правду о своей судьбе и своём выборе, по вине садистических сексуальных игр Лероя, по вине скотства и предательства Лили, и по вине духовной слепоты и гордыни самой Нины.

И тут, когда мы всё это поняли, в самом конце фильма, Даррен Аронофски раскрывает нам смысл всей этой истории. Истории Белой Лебеди Одетты и её Чёрного двойника - Одиллии. И оказывается, что эта история самой балерины Нины Сейерс. История, которая не могла закончится ничем иным, как только смертью светлой стороны её души, что означает - и её собственной смертью. Всё дело только в том, что теперь уже всё равно где - в психиатрической больнице, под колёсами автомобиля, в петле, в собственной ванной, или - на сцене, в финале балета Лебединое Озеро, в постановке Тома Лероя....

И становится понятно, зачем вообще эта история.

Дело в том, что это не просто история Одетты и Нины Сейерс. Это вообще история многих и многих женских судеб. История их любви и падения во Тьму из-за любви.. Актрис и не актрис, танцовщиц, художниц, поэтесс, и просто домохозяек. Всем хочется любви. Все ждёт её. И когда она приходит, может случится так, что мы влюбляемся не в тех, кто тоже нас любит. Что это значит? А это значит, что мы влюбляемся в нехороших мужчин. В игроков, пьяниц, воров, моральных садистов, тиранов и моральных уродов. И тем легче мы в них влюбляемся, чем ярче и публичнее, чем богаче и харизматичнее, чем сволочнее и бесчувственнее мужчина. Это потому, что в нас поднимает голову собственная Тьма. А без неё мы не способны на получение сексуального удовлетворения.

Мы видим пороки мужчины, но закрываем на них глаза в надежде на то, что наша любовь и его любовь к нам, если мы завоюем эту любовь, поможет ему исправится. И попадаемся на "крючок" любви-поглощения. На самом деле это - не настоящая любовь. Это - наша гордыня и наше тщеславие заставляют нас сексуально желать негодяя. А "негодяй" этим пользуется, втягивая из нас сексуальную энергию, талант, отнимая время, которое мы тратим не на собственное развитие, а на его перевоспитание, безжалостно разрушает и убивает нас. И он никогда не исправится. Ибо только так он может любить и получать сексуальную разрядку.

Так происходит часто. Пожалуй, даже слишком часто. Сейчас, в век информации, такие истории о спившихся или другим каким-то образом разрушивших свою жизнь гениальных актрисах - в свободном доступе. Телевидение и интернет буквально наводнены такими историями.

Что же делать, спросите вы? Нельзя же жить без любви! Без любви - и не жизнь вовсе! И - вовсе не творчество!

Но на этот вопрос есть ответ. Он заключён в немецкой легенде о Белой и Чёрной Лебеди.

Как так? Да очень просто: Если такая беда, как любовь к "негодяю" случилась, то надо отказаться от этой любви. Любовь - не плащ, её нельзя снять с себя и отправить на свалку за секунду. На то, чтобы действительно разлюбить могут уйти годы. А вот от творчества можно отказаться быстро. Это и сделала мать Нины. Она отказалась от творческого совершенствования, когда ушла из балета. А вот отказаться от любви так и не смогла. Это доказали её слёзы, которые Нина увидела в конце фильма. Но, скорее всего, Нина наблюдала картину, как мать плачет в своей комнате, всю свою жизнь.

Фактически, мать Нины повторила поступок Одетты - отказалась от любви и стала Белой Лебедью. Но Белая Лебедь - не человек, она лишена человеческого совершенства, скована, связана обликом Лебеди, не свободна в выборе. А мы знаем, что основное для человека - свобода выбора. И, естественно, несчастна из-за то, что у неё больше нет любви. Вернуть совершенство человека и свободу Белой Лебеди может только новая любовь. Таково великое чудо любви между мужчиной и женщиной. И познавший любовь уже не погибнет вовеки и сможет стать совершенным не только Образом, но и Подобием Божиим! Но Принц, любви которого Белая Лебедь так жаждет - человек. А человек - свободное существо, и выбор в любви его должен быть свободен. И если Белая Лебедь, отказавшись от любви к "негодяю" теперь может полюбить только благородного человека, то он, так как любит впервые, может ошибиться, выбрав Тьму. Тогда Белой Лебеди не видать совершенства и возвращения к людям. А это значит - смерть. Или.... поиск другого принца! Но мать Нины Принца даже не искала. Всю свою нерастраченную любовь она отдала дочери. Что и было ошибкой. Если бы она вышла замуж, если бы нашла Отца для Нины, возможно, её дочь осталась бы жива, ибо понимала бы, что спасение - новая любовь, так как для творческой реализации необходимо сначала реализоваться, как женщина. Женская реализация несомненно важнее! Потому что только настоящая, взаимная любовь между мужчиной и женщиной рождает настоящее творческое совершенство обоих. Просто на это нужно время. И цепочка правильных выборов. Мать Нины сумела сделать один выбор правильно. А дальше - пошли одни ошибки. Ведь для настоящей любви нужно победить в себе Тьму, то есть - перестать любить того от кого отказалась. А мать Нины так и не перестала... Потому что не нашла другого человека, того кто её полюбит.

О "другом" принце в немецкой легенде речь, конечно, не идёт. Но там говорится о том, как сильно старается злой колдун Ротбарт, тот самый, который превратил Одетту в Белую Лебедь, оторвать принца Зигфрида от Одетты, заставив его изменить ей с Одиллией!

Дело в том, что Ротбар полюбил Одетту. Полюбил той самой любовью-поглощением. И Одетта ответила на его любовь. Точно так же, как Нина ответила на любовь Тома.. И если Одетта отказалась от любви, которая убивает её, то Ротбар не отказался.

Любящий любовью-поглощением не может разлюбить из-за того, что не получает ответа на свою любовь. Любовь-Тьма только разгорается от того, что не получает ответа. Всё происходит так, как в Притче о Блудном сыне: гордыня заставляет его искать должного ответа на свою любовь потому, что его любовь слишком ценна, слишком правильна и прекрасна, чтобы ею пренебрегали! А если его не полюбили, если его не захотели, то душа так и остаётся не полной, ущербной. Ибо не получает Божественной андрогинности (полноты), и навсегда остаётся с зияющей раной. Ибо, поглощающий может разлюбить только тогда, когда полностью "высосал" свою жертву и та, перестав быть совершенной, превращается в "зверя".

Вот почему, пока он не разлюбит сам, разочаровавшись в потерявшим совершенство предмете любви, он не в силах перестать страдать. А Одетта не потеряла совершенства. Она раскроет его в себе вместе с новой любовью. И тогда Ротбар умрёт. Ибо Тьма собственной души поглотит его, как она должна была поглотить Одеттту, после того, как он выпил бы её чувства вместе жизненной силой. Поэтому Ротбар так рьяно старается разлучить Зигфрида с Одеттой. Поэтому и подсовывает ему Одиллию -Тёмного Двойника Одетты.

Что-то мне этот сюжет напоминает...

А что случилось бы с Тома, если бы Нина отказалась бы выходить на сцену в день премьеры, уволилась из театра, поменяла бы род занятий, нашла бы мужчину, вышла бы за него замуж, родила бы детей и, главное, полюбила бы, по-настоящему полюбила бы своего мужа?

А вот что случилось бы с Тома: он никогда не смог бы забыть Нину - женщину, отказавшую ему в любви. Со временем он понял бы, что не может без неё жить (если он дал ей роль Королевы Лебедей только за то, что она укусила его во время поцелуя). Потом он почувствовал бы творческое несовершенство и заметил бы, насколько быстро деградирует в творчестве. Он стал бы невостребованным в профессии точно так же, как стал невостребованным в любви. Никакая другая женщина не смогла бы заменить ему Нину. Ибо, если "жертва" любви-поглощения перестаёт быть жертвой, находит новую любовь и живёт счастливо, то жертвой становится уже второй партнёр. Потому что одна неудача в поглощении, навсегда подрывает в "негодяе" веру в свою избранность и безнаказанность, а душа и вся сексуальная сфера морального садиста оказывается навсегда связана с тёмным двойником его ушедшей Любви. Двойник ушедшей возлюбленной женщины, из параллельного мира, вытягивает из него творческую энергию и жизненные силы. Творческое несовершенство, безумие и пустота - вот его дары. И - дикая, доводящая до безумия боль несчастной любви, которая с годами только становится сильнее.

Что ещё ждало бы Тома, если бы Нина нашла своё счастье с другим мужчиной? В лучшем случае - скучная старость в забвении и грусти. В худшем - безумие и мучительная медленная смерть в психушке. И я не преувеличиваю. Потому что любовь, та которая способна подарить творческое совершенство, никогда не проходит бесследно. Такая любовь связывает двух людей навсегда невидимыми, но прочными проводами, по которым, словно электричество, течет творческое вдохновение и жизненная сила. Один, тот кого поглощают, может разорвать эту связь. Потому что - это справедливо. Потому что человек достоин любить и в ответ быть любимым, а не убитым. Таков Божий закон. Тома и Ротбар его нарушили. И, тем самым, лишили себя свободы выбора.

Осталось только добавить, что такие глубокие произведения искусства, как фильм "Чёрный Лебедь" не про одного человека и выражают чувства и жизненный опыт не одного только создателя. Так Даррен Аронофски рассказал историю не только собственной любви. Он рассказал историю многих и многих. И моей любви - тоже.

Дело в том, что двадцать лет назад я отказалась от любви -Поглощения. Я её убила, убив вместе с ней и собственное творчество. Какая это была боль, я думаю, говорить излишне. Но этим отказом я победила своего "льва", своего тёмного двойника. Я избавилась от него на время. Но моя "Одиллия" должна была вернуться. И она вернулась тогда, когда я встретила свою новую любовь. Она всегда приходит вместе с любовью. Но она всегда дарит и творчество. Я сражалась с ней много лет. Я творила, когда она приходила и лишалась этой способности, когда она начинала "заменять" меня, и я вынуждена была её прогонять...

Как это у меня получалось - всегда прогонять её? Наверно , это получалось потому, что я уже не могла любить негодяев и подлецов после того, первого отказа от любви. И как только я видела в очередном претенденте, что человек - негодяй, любовь и сексуальное желание исчезали бесследно! Мгновенно. И, наконец, однажды, моя совершенная человеческая сторона почувствовала, с кристальной ясностью поняла, что Соединение с Тьмой вновь произошло, а я ничуть не изменилась. И я, наконец, по-настоящему обрадовалась, что теперь у меня есть способность к творческому совершенствованию, а опасности быть съеденной "львом", то есть - опасности быть поглощённой собственной Тьмой больше нет!

Что случится с моим Ротбартом и моим Тома меня, честно говоря теперь волнует очень мало. Главное, что им не удалось заморочить моего Принца и он от меня не отказался ДО ТОГО МОМЕНТА, КОГДА Я УБИЛА СЪЕЛА ЛЬВА. Одно им обоим могу сказать: НЕЗНАНИЕ ЗАКОНА НЕ ОСВОБОЖДАЕТ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.

Эта история, история Одетты - история разделения души женщины, как и - разделения любви на "Творческую" и "Поглощение" касается не только людей, которые сделали собственное творчество профессией. Это касается всех женщин. Ибо - это история падения Софии в материю и возвращения её к истинной любви. И касается она абсолютно всех женщин. Осознают они это или нет. Ибо, соединение с Тёмным Двойником должно произойти в душе каждой из них, так как "разделённая" София обречена на страдание. А каждая женщина - образ и подобие своей Небесной матери. В сущности, каждая женщина должна съесть своего "льва" для того, чтобы стать счастливой. И здоровой. И красивой. И совершенной в творчестве.... Всё это даёт соединение с собственной Тьмой, если Тьма становится другом, а не врагом. А достичь дружбы и единения желаний с Тьмой можно только через любовь. Научитесь любить мужчину не жертвуя, не желайте жертвенной любви от мужчины - и будет вам счастье!

Всё.