Арабское танго

Эльвира Минеева
   
   Случается, что одно вдруг возникшее впечатление вызывает ряд воспоминаний, на первый взгляд, не связанных между собой, но необъяснимо складывающихся в единую неразрывную цепь,как сменяющие друг друга движения(па, фигуры) какого-то танца.
 Например, танго.
  Итак, уважаемый читатель, подчиняясь моей авторской прихоти,извольте включиться  в виртуальный танец - танго. Арабское танго. Почему не "латинос"? Сейчас расскажу.

 Фигура 1.Отзвуки прошлого.

 Недавно, путешествуя в сети, наткнулась на портрет незнакомца, имя которого вдруг заставило моё сердечко на мгновение замереть, а потом часто-часто застучать.
 Батыр Закиров. Я никогда не видела его лица,ничего не знала о нём. Я помню только его голос. Какой? Завораживающий? Загадочный? Волшебный? Да, это всё о нём, Но эти слова не передают и малой доли его воздействия на сердце юной девушки, да ещё впервые влюблённой...

 Фигура 2.Танец любви.

 1959 - 60-й учебный год.Ульяновск. Старый Венец(бульвар на высоком берегу Волги). Студенческое общежитие пединститута. Субботние танцы в "красном уголке". С замиранием сердца жду появления моего "предмета страсти нежной". О моей любви не знает ни одна душа. Стараюсь не выдать своей тайны ни словом, ни взглядом. Мне, деревенской девчонке, он кажется сказочным принцем: высокий, стройный, сероглазый, с волнистыми волосами цвета спелой ржи ( Есенин да и только!).
И голос! Тенор.Когда он поёт серенаду из "Перской красавицы":
 -На призыв мой тайный и страстный,
  О друг мой прекрасный, выйди на балкон...-я впадаю в экстаз и готова не только выйти на балкон, но и сигануть на сцену прямо в его объятия...
  И вот, наконец, он появляется в тесном зале "красного уголка".В этот момент звучит " Арабское танго".Слова незнакомого языка "Язахратам ису-а-ари", мелодия и ритм танго магнетически действуют на взволнованную девчонку , и она, не веря своему счастью, почти без сознания, подаёт руку своему "принцу", пригласившему её на танец.В эти минуты образ певца с пластинки и облик реального юноши сливаются в воображении девушки. Мелодия незнакомого языка, томительная мелодия и ритм танго, объятия  "принца"- всё потрясает её, приводит в экстаз, лишает сил. Кончился танец. "Принц" оставил её, и она поспешила уйти, чтобы не расплескать счастье, продлить пережитое блаженство...Кто пел для неё "танго любви", она узнала через некоторое время : Батыр Закиров- уверенная в том, что это араб, какой-нибудь. бедуин...


  Фигура 3.На заметку невежде.
 
  И вот через полвека я увидела лицо Батыра Закирова, аскетичное, с огромными глазами, полными неизъяснимого света. Узнала о его славной, нелёгкой жизни. Поймала себя на мысли, что почти ничего не знаю о его родном Узбекистане, о его народе и культуре, А ведь это страна с древней, высочайшей культурой. Страна поэта Алишера Навои и его героев Лейли и Меджнуна, Фархада и Ширин.О них, помнится, шла когда-то речь на лекции в институте, когда изучали литературу братских народов СССР. Краем уха слышала впоследствии о площади Регистан в Самарканде, о бирюзовом куполе мавзолея Гур-Эмир... Именно "краем уха", не посчитав нужным узнать больше о древней стране,жемчужине Востока...
 

  Фигура 4. Долг платежом красен.

 Размышляя о своём невежестве,я поняла,почему вчера у нашего подъезда нестарый ещё мужчина с таким раздражением говорил о "понаехавших" из Средней Азии,заполонивших наш микрорайон на рабочей окраине Самары. Невежество. Необразованность. Равнодушие ко всему,что "несъедобно", как говорил А.П.Чехов,
 Вот это всё и порождает недоверие и даже ненависть к "инородцам".
 Хорошо осадила ненавистника "чурок"(так он выразил своё презрение к среднеазиатам)  наша девяностолетняя соседка Ирина Григорьевна:
  -Ты забыл, как во время Великой Отечественной войны Средняя Азия приняла тысячи беженцев с оккупированных фашистами территорий России, Украины и Белоруссии. Узбеки, туркмены,таджики делились тогда с ними последним куском хлеба. А сегодня у них, наших соседей, неблагополучно, и они ждут от нас помощи.Не за длинным рублём едут к нам, а за куском хлеба. И не христарадничают- зарабатывают честным трудом. А ты их "чурками"! Сам ты деревянная чурка с глазами, без ума и сердца.
 Мужик, сконфуженный, ушёл. А я долго вспоминала эту перепалку.Вспомнила "Поэму без героя" ,которую Анна Ахматова написала в эвакуации в Ташкенте в 1942-ом году. Вспомнила рассказ  Фаины Раневской, как в холодную зиму 43 года она обидела местного жителя в Ташкенте, предложив ему деньги за то, что он принёс ей дрова. Узбек объяснил,что соседям помогают не за плату, а из уважения.
 Вспомнила я и о том, что Средняя Азия приютила во время войны Эйзенштейна, Любовь Орлову, семьи Корнея Чуковского и Алексея Толстого. И ещё тысячи менее известных россиян.
 

   Фигура 5.Грозди сирени.

 Теперь с особым интересом и симпатией наблюдаю за нашими смуглыми соседями по дому и двору.Как-то приехали мы с мужем с дачи. Муж разгружал багажник "жигулёнка" и относил вещи наверх, в квартиру. А я села на скамью у подъезда передохнУть перед "восхождением " на 4 этаж. Около меня на скамье голубое ведёрко с охапкой нашей чудо-сирени: тяжёлые грозди тёмно-фиолетовых цветов и пьянящий аромат.Я задумалась: кому отнести цветы .
- Вы продаёте эти цветы?- я от неожиданности даже вздрогнула. Подняла глаза -
 передо мной молодая худенькая женщина, смуглая, большеглазая. Очевидно, из "понаехавших". Я улыбнулась:
 - А вы хотите купить?
 Она смутилась:
 -Нет, только полюбоваться. Красота-то какая!- Говорит без акцента, только интонация чуть непривычная.
 -Ну раз не кУпите, придётся подарить,-пошутила я и предложила: Выбирайте,  какая ветка на вас смотрит!
 -Нет,подарок своей рукой дайте.
 Я  вынула ветку с тремя тяжёлыми гроздями и,подавая женщине, спросила:
 -Вы , я вижу, не здешняя?
 - Я из Узбекистана. Снимаю квартиру в вашем доме , в соседнем подъезде.
 - Чем занимаетесь?- спрашиваю, а сама понимаю, что не надо "докапываться" - невежливо. Человек просто цветами залюбовался, а я сразу: анкетные данные предъявите! Но собеседница охотно поддержала разговор и присела рядом. Рассказала, что приехала на заработки - на родине работы нет. Медсестра, но здесь по профессии не устроиться - нужны российские документы об образовании. работает уборщицей в магазине.
  -Если вам нужно будет сделать уколы, я с удовольствием помогу.-предложила новая соседка. Распрощались. "Милая женщина,-подумала я,- но  на уколы я к ней не пойду.Бог знает, как там, в Узбекистане, медсестёр учат.

    Продолжение следует.