В ритме зажигательных танцев

Александр Попов 8
А.С.Попов
В РИТМЕ ЗАЖИГАТЕЛЬНЫХ ТАНЦЕВ



В РИТМЕ ЦЫГАНСКОМ

В молодости я любил танцевать, а точнее плясать. Особым музыкальным слухом  не обладал, но чувство ритма у меня было. А главное была энергия и выносливость, необходимые для всякого рода выкрутасов, востребованных при  близких к акробатике движениях.
В цыганских и русских плясках много приседаний. Пляски вприсядку это уже как спорт. Это уже не каждый может. Человек должен хорошо владеть своим телом, иметь хорошую «дыхалку».
 
В студенческие годы в общежитии устраивались танцы, а если понадобится, то с разрешения администрации можно было  получить добро на проведение студенческой свадьбы..
Как-то отмечали свадьбу нашего товарища Игоря Мисюры и Вали Никитиной в студенческом общежитии института иностранных языков, что находится в районе, именуемом Мыза, на берегу окского откоса в городе Горьком (Нижнем Новгороде).
Свадьбу проводили в помещении библиотеки, расположенной в подвальном, цокольном этаже.
Мы, студенты, пролетарии умственного труда все оборудовали, все подготовили.
 
И вот мы празднуем.
Сидим хорошо, пьем, гуляем…
Хорошечечно!
Иногда заводим музыку. Танцуем. Танцуем  те танцы, которые тогда, в 60-е годы были в ходу. Иногда для разнообразия кто-то заводил цыганочку или что-нибудь не менее экзотичное.
Чтобы еще более расшевелить народ, я начал выплясывать цыганский танец. Хлопал себя по коленям и в грудь, по бедрам, голени и подошвам. Моментами отбивал чечетку. При постепенном нарастании темпа, и  как бы накаляя обстановку, под конец пляски,  рванул у себя на груди рубаху (имитировал, что рванул).
Это так понравилось моим  однокашникам-ребятам, что все они тотчас вслед за мной бросились в пляс и кое-кто также якобы  «рванул» рубаху на груди, а кто-то снял ее  с себя и бросил оземь.   
Девчонки присоединились, исполняли свою женскую, более плавную партию с «цыганскими»  движениями рук, игрой пальцами и подергиваниями плечами. Все это  делалось весело и с задором.


ххх

По прошествии многих лет, при наших встречах мои друзья-однокурсники, изменившиеся с возрастом своими  физическими кондициями, почему-то просили меня сплясать цыганочку, эту бесшабашную пляску. Провоцировали меня на повторение подвига. Я смеялся и говорил: «Нет уж, попробуйте сами».
Прошло уже много времени, все мы  изменились. Потеряна  стройность, живость и выносливость.
Выплясывать цыганские или русские танцы – не простое дело. По нагрузкам это ничуть не уступает спортивным нагрузкам.

ххх

В РИТМЕ ЛЕЗГИНКИ

Иногда в таких компаниях, а сегодня я сказал бы «тусовках», приходилось танцевать и лезгинку. Конечно, упрощенную лезгинку. По-настоящему ее танцуют только кавказцы, и в их присутствии мне неловко  изображать этот зажигательный танец горских народов. У них, почти у всех  он в крови, к ним приходит с молоком матери. Танцуют лезгинку они не всегда одинаково в разных местностях. Но некоторые из джигитов танцуют даже на пальцах ног. Я как-то попробовал и чуть не «выломал» себе стопу.
- Как у вас это получается? Вы что? Специально бинтуете себе стопы, чтобы пальцы были закреплены как у балерин в пуантах? – спросил я как-то профессионального танцора из осетинского ансамбля «Алан».
-Да нет. Ну, во-первых, мы танцуем почти с детского возраста. Мышцы и суставы ноги и стопы натренированы.
И чтобы не быть голословным, он снял обувь, носки и встал на пальцы.
Я, конечно, прибалдел от удивления.

ххх

А вообще-то из всех моих исполнений лезгинки четко  в памяти у меня сохранились  два случая, произошедших в разные периоды моей жизни, когда я жил в разных городах.В одном случае я был москвичем, в другом севастопольцем.

Один  случай имел место накануне  московской Олимпиады 1980 года.
Помните, это была та XXII –я Олимпиада, которая бойкотировалась 60-ю странами из-за ввода в 1979 году советских войск в Афганистан  и которая проходила с 19 июля по 3 августа 1980 года.
Несмотря на бойкот, эта летняя Олимпиада стала крупным событием в мировом спорте. Многие страны прислали свои спортивные делегации, а какие-то спортсмены участвовали в состязаниях в индивидуальном порядке.
До сих пор люди помнят трогательный символ Олимпиады Мишку, медленно улетающего ввысь во время торжественного закрытия спортивного праздника. У кого-то  слезы на глазах. На трибуне, с меняющимися полотнами в руках волонтеров, у Мишки тоже катится слеза…
Вообще Советский Союз, как и его правоприемница Россия, были мастерами в постановке подобных массовых зрелищных мероприятий. Последующие Олимпиады, проводимые в других странах, многое переняли у Москвы.

ххх

Любопытная обстановка царила в Москве накануне Олимпиады.
Власти отправили всех бомжей и пьяниц за пределы Москвы. Бомжей, правда, в те времена было не много по сравнению, например, с ельцинской эпохой развивающегося олигархического капитализма.
Хотя, что говорить, иностранец  все равно мог кое-что увидеть из того, что отличало советскую действительность от остального мира.
Помнится, с каким недоумением заезжие западные немцы глядели в одном универсаме на поддоны с тетрапаками молока, выставленные в торговом зале, из которых многие были повреждены и сочились молоком, заливающим кондиционную продукцию.  Администрация магазина на это не обращала внимания, а москвичи терпеливо отбирали себе не поврежденные и не протекающие пакеты.
Помимо многих красот и прелестей столицы были и такие примеры.

ххх

В это время я с женой  решил оторваться от дома и слегка развлечься. Заказал столик в ресторане гостиницы «Россия», которой сегодня уже нет. Ее  несколько лет назад снесли и на ее месте построили развлекательный центр «Зарядье».
Так вот, я сижу с женой за столиком и в какой-то момент заиграл оркестр,  публика стала выходить на танцевальную площадку. Пришел черед и для лезгинки. Несколько пар вышли на танец. Я переглянулся с женой,  и мы тоже вышли. Танцевали, как могли. Каждый из нас танцевал свою партию, свое «па».
Я как горный джигит энергично перебирал ногами,   делая круги вокруг своей партнерши. Она плавно двигалась по площадке с опущенными очами, изредка поднимая веки, как это делают в танце горянки.
Танец закончился. Мы вернулись к столу. Продолжили свое застолье.
Я обратил внимание на соседний столик. Там сидела необычная пара: девушка и довольно-таки пожилой, седовласый  мужчина.
В какой-то момент девушка обратилась ко мне: «Мужчина, который сидит рядом со мной,  немец, а я его переводчица, - говорит она, - он  интересуется, вы с Кавказа? Ведь вы танцевали «лезгинку».
- Нет, - отвечаю я. – Я типичный русский, москвич. Да и другие пары на площадке тоже не кавказцы. Просто нам в Советском Союзе многим нравится этот зажигательный, темпераментный танец.

Переводчица, ее звали Мариной, все  перевела своему подопечному. Немец внимательно ее слушал, чему-то кивал, чему-то удивлялся.
- Господин Курт приехал в Москву для подписания контракта, связанного с Олимпиадой. Он миллионер, -  как-то подчеркнуто сказала Марина.
По-видимому, этим она хотела меня удивить. Да и, действительно, я, дитя советского времени  никогда не видел вблизи живого миллионера, живого «денежного мешка» с Запада. Не всякому «гомо совиетикос»  выпадала такая удача. Украдкой, краем глаза я разглядывал Курта и очень удивлялся. Обычный мужичок, да притом еще довольно-таки скромно одетый. Не броский. Не соответствовал моему стереотипу. В нем не проглядывались признаки богатства.
Позднее в ельцинскую эпоху я видел «новых русских». Они выглядели по-другому. Выбившись "из грязи да в князи", они внешним видом всячески  стремились показать свое богатство. Яркие пиджаки, золотые цепи и кресты поверх рубашки. Кольца, перстни и т.п. делало их похожими на уголовных авторитетов, хотя часто в них совпадало и то и другое. Я имею в виду тот факт, что «новые русские»»  часто формировались или выходили из уголовной среды.
Немного погодя Курт через переводчицу спросил меня: «Как вы думаете, успеют ли советские организаторы полностью и в срок подготовить инфраструктуру для проведения Олимпиады? Ведь времени до начала Олимпиады осталось мало?”
- Не сомневайтесь, все сделают вовремя, все успеют, - ответил я.
И чтобы ему было ясно и не было сомнений, добавил: «В авральных случаях в Советском Союзе эти вопросы   решаются быстро: со всей страны на помощь основным строительным организациям привлекаются армейские строительные батальоны и молодежные отряды добровольцев, выделяются необходимые средства. Так что все будет в порядке!»

Немец выслушал перевод Марины и, улыбнувшись, с благодарностью кивнул в мою сторону.
Больше он не задавал мне вопросов через Марину.

Ну а дальше что? Что с Куртом? Чем все закончилось?
Курт, как мне удалось заметить, под финиш попросил переводчицу подозвать официантку и напоследок заказал  принести ему в упакованном виде   грамм триста черной икры. По-видимому, чтобы взять с собой в Германию. Ведь там она  стоит баснословные деньги. А в Москве в 80-е годы цены на нее были божеские. Причем качество отменное. При Советах бадяжной икрой не торговали. Все было под контролем.


ххх

Другим, запомнившимся мне моим выходом на танцевальный паркет в ресторане, был выход во время прощального ужина, устроенного группой офицеров запаса после прохождения воинских сборов в Севастополе в войсковой части морской пехоты в Казачьей бухте в августе 1974 года.
Людей на сборы собрали из разных уголков Советского  Союза и мы, «партизаны» (так кто-то из кадровых  военных в шутку нас назвал)  не имели прямого отношения к морской пехоте. Нашей спецификой было знание иностранных языков, и мы должны были в течение месяца пройти тренаж в качестве подразделения, занимающемся спецпропагандой. Имитировалась наша работа на театре военных действий Черноморского Флота в Средиземном  море.   Гипотетическим противником являлись флоты, входящие в НАТО в этом регионе.
Нас языковедов было человек 20 с различными языками: английским, турецким, испанским.

Из Севастополя был я и еще один парень с английским. Остальные из других городов и весей. Все мы разные по возрасту и званиям. В основном в звании младших и старших лейтенантов запаса. Но были  и «деды»:  один капитан и один майор. И даже один подполковник.
Первоначально всех прибывших на сборы собирали в т.н. «Экипаже», что на Корабельной стороне города, их осматривали, выдавали униформу и отправляли в войсковую часть в Камышовую бухту.
Я тоже посетил «Экипаж», где мне выдали военно-морскую офицерскую форму, которую я должен был носить в войсковой части. Форма одежды для нас, «партизан», была одна, и в ней не рекомендовалось ходить за пределами части, потому что в городе в этот момент, по распоряжению комендатуры флота, в зависимости от погоды или других причин, могла быть объявлена другая форма одежды. А поэтому, если бы ты выходил на улицу не по форме, ты мог  оказаться объектом пристального внимания военного патруля.
Наша форма одежды была: флотский офицерский френч с пуговицами, застегивающимися под горло, брюки, черные ботинки.
Будучи севастопольцами, я и другой мой коллега из Севастополя, могли ночевать дома, хотя в казарме для нас тоже место было.
Главное, чтобы мы всегда были на месте во время учебы.
Иногда я на ночь отлучался домой,  особенно в первое время, потому что мне хотелось немного почудить и «удивить» своим необычным видом мою родню и ближайших соседей  по улице, состоящей из частных домов.
Проблем с комендатурой для меня не могло быть, так как я ездил домой на своем «Москвиче», и фактически не передвигался на виду в униформе по улицам. Товарищ мой, другой севастополец, когда ему нужно было съездить домой, переодевался в гражданскую одежду.
ххх

Что интересного можно было увидеть в бригаде?

Морские пехотинцы целыми днями тренировались на полигонах. Хорошо слаженные, крепкие парни. И рядовые, и их офицеры.
Стрельбы, десантирование из шлюпок на берег. Иногда, там, где уже можно было касаться дна ногами, они выпрыгивали в воду из шлюпок или катеров. С полной нагрузкой, амуницией, оружием. Сразу же начинали вести огонь.
Зрелищно! Наши советские, русские Рембо и вундеркинды!
Бросался в глаза один парень двухметрового роста. На себе он всегда тащил ручной пулемет.
Рассказывали,  что когда его призвали на службу, были проблемы с подбором для него обмундирования. Настолько он был здоровым! С обувью для него вообще была проблема, потому что размер был сорок шестой. Интенданты обувь для него где-то специально заказывали.
В столовой он всегда съедал двойную порцию. Благо с едой в морской пехоте не было недостатка.
Мы, «партизаны» питались в офицерской столовой. Здесь тоже все было прилично, все о`кей.

ххх

Целыми днями «партизаны» занимались и работали по программе спецпропаганды – составляли листовки, ориентированные на личный состав противника, их переводили на различные языки. Собирали малотиражную газету для личного состава нашего флота. Отрабатывали лексику, необходимую при проведении допроса военнопленного.
Непосредственным начальником к нам был назначен капитан III ранга. Он был для нас вроде няньки или «дядьки» по всем вопросам. А выше его уже был капитан I ранга, присланный из штаба флота. Он иногда читал нам лекции о международном положении, о тактико- технических характеристиках натовских флотов в бассейне Средиземного моря.
Все наши «партизаны» успешно прошли переподготовку. Только один из «дедов» не прошел дистанцию, иногда оставался в кровати, страдая чем-то вроде полиартрита. И  командование отпустило его домой раньше срока.

Забавно было наблюдать за поведением некоторых из нас. Из тех, кто когда-то служил. Переодевшись в военную форму, они сразу стали соблюдать субординацию, чинопочитание, подчиненность по званию. Кто-то даже кичился своим положением перед «нижними» чинами.
- Чудаки, - думал я. – Ведь мы здесь все временные, через месяц переоденемся в гражданскую одежду и разбежимся по домам. Чего дурака валять, щеки  раздувать. Мужики как дети малые: любят играть в разные игры.

Среди нас был один необычный человек, мужчина лет сорока, прибывший из Аджарии. Вероятно грузин, с грузинским именем, которое я сейчас не могу вспомнить. Но условно нареку его ВахО.
Худенький, с тонкими усиками, специалист по турецкому языку.
После прибытия в бригаду, через несколько дней, вечером на досуге он достал грелку с чачей и предложил нам пригубить слегка за знакомство. Мы радостно откликнулись, оприходовали грелку.
А потом ВахО сообщил, что вез с собой больше чачи. Он вез еще маленькую канистру чачи, но в «Экипаже» какой-то сверхсрочник обыскал его вещи и реквизировал у него канистру.
- Как ты мог, ВахО! – не выдержал наш главный «дед», - ты, офицер, как ты мог позволить какому-то флотскому «макароннику», сверхсрочнику тебя обыскивать и что-то у тебя отнимать!
ВахО не знал что ответить.
Вообще-то ВахО не был типичным грузином, которые обычно норовят себя выдавать за джигитов, потомков князей и т.д. и т.п. Был довольно-таки скромным малым.

А вообще-то в казарме мы жили трезво, и вообще это был первый случай, когда мы немного пригубили веселительного напитка.

ххх

 Где-то через неделю после начала переподготовки со мной приключилась забавная история.
Командование обнаружило, что я, младший лейтенант запаса, оказывается, никогда не принимал присягу.
В вузе проходил подготовку на военной кафедре, после окончания вуза получил звание офицера запаса, но без присяги.
Фактически, призвав в ряды вооруженных сил, меня  в случае необходимости нельзя было наказать за какой-либо проступок.
Положение решили исправить, из флотской газеты «Флаг родины» пригласили фотокорреспондента, собрали нас «партизан», построили в два ряда, с автоматами наперевес. Перед нашим строем стоял наш капитан I ранга и другие старшие офицеры-наставники.
Я стою во втором ряду шеренги. Чтобы мне выйти из строя, впереди стоящий товарищ должен освободить мне место для выхода.
Что он, собственно, и сделал. Далее, я выхожу из строя и марширую до капитана I ранга. И тут для меня начинаются мытарства человека, забывшего все азы строевой подготовки на военной кафедре вуза, человека, никогда не служившего в армии, либо на флоте.
Стоя перед каперангом, я задумался, нужно ли мне поприветствовать и отдать ему честь, когда у меня на груди висит автомат. Задумался, что ему говорить.
На какое-то время я затормозил и уже стал читать в глазах начальника некоторое раздражение. Я представил, что он обо мне думал: «Крыса ты штатская, откуда ты такой взялся".
Наконец я разродился, и отдав честь, произнес: «Здравия желаю, товарищ капитан I ранга!» Он в ответ меня тоже поприветствовал. Мне вручили текст присяги. Слава Богу, ее не нужно было знать наизусть, и можно было просто зачитать вслух.
Я торжественным голосом произнес присягу. Фотокорреспондент запечатлел исторический момент.
Теперь мне следовало вернуться в строй. Я развернулся на 180 градусов и прошествовал к освободившемуся для меня проему в строю.
У проема я опять задумался: то ли мне войти во второй ряд «передом», то ли развернуться снова и войти «спиной».
Когда я развернулся, чтобы войти «спиной», в «партизанском строю» раздался какой-то еле сдерживаемый смех, и я тотчас представил каперанга с его мыслями о штатской тыловой  крысе.
Я все-таки вошел «спиной». Проем в первом ряду шеренги закрыл, ранее освободивший его «партизан».


ххх


Все двигалось к завершению нашей переподготовки. Кто-то из наших дедов обратился ко мне: «Ты из местных, из севастопольцев знаешь здесь все… После нашего дембеля поищи для нас несколько столиков в каком-нибудь уютном ресторанчике. Посидим, отметим окончание службы».

- Будет сделано! – весело и с энтузиазмом откликнулся я  и заказал столики на нашу команду в ресторане, расположенном недалеко от Херсонеса Таврического. Это было по пути, если двигаться в сторону древнего полиса по ул. Древней. Там позже появился «игрушечный» памятник князю Владимиру.
«Игрушечный» - это потому что он какой-то уменьшенный по сравнению с общепринятыми  размерами монументальных памятников.
Не люблю «игрушечные» памятники.

Но, не буду отвлекаться… Вернусь к теме ресторана…
Заказал места в ресторане, расположенном на втором этаже двухэтажного здания.
На первом этаже – чебуречная, на втором – ресторан.

Наконец-то мы все собрались. Уже все одеты по гражданке, уже нет чинопочитания некоторых чудаков. Правда, одному «деду» мы предоставили почетную роль тамады.

Хорошечечно! Сидим, гуляем…

В какой-то момент заиграла музыка. Музыкальный ансамбль, небольшое пространство для танцев. Публика стала танцевать.
Чередой менялись мелодии… Настал черед лезгинки.
В зале, к сожалению, кроме нашего ВахО, не было кавказцев, которым бы сам Бог велел танцевать этот танец. Поэтому лезгинку танцевали все кому не лень…
К нашему грузину, к нашему ВахО  подошла молодая женщина и пригласила его на танец. Получилось так, что она его как бы на белый танец пригласила.
Он, наш скромный и не типичный грузин засмущался и вежливо ей отказал.
Немножко было неловко…
И тогда я, чтобы как-то разрядить обстановку, пригласил эту женщину на танец. Решил вспомнить свои прежние навыки.

ххх

Позже, значительно позже, вспоминая этот случай, я пришел к мысли, что ВахО был из Аджарии, в которой проживают преимущественно аджарцы, своего рода суб-этнос грузин, несколько столетий проживших в пределах Османской империи и принявших ислам. Фольклор, танцы, одежда у них совершенно другие, в отличие от коренной Грузии.
Ну а я просто  вышел на лезгинку, потому что люблю этот танец, потому что нужно было поддержать марку нашей компании, и не было в зале настоящих кавказских танцоров, которым, конечно, я не смог бы составить конкуренцию.

Москва, август 2020 г.


Портал www.proza.ru Авторская страница Александр Попов 8
Свидетельство о публикации №220082801370