Азиз и Зулейха

Адель Чилякова
                Музыкальная пьеса в 4 действиях.
 Тексты газелей  А. Навои в переводе автора пьесы Адели Чиляковой.
 Фрагменты из поэмы А.Навои «Язык птиц» в переводе Сергея Иванова.

Действующие лица:
Карим, поэт лет 45
Айша, его жена
Зулейха, их дочь лет 20, студентка
Анвар, художник лет 45
Азиз, его сын лет 25, студент
Алишер ака, бывший учитель Карима и Анвара, лет 70
Тетя Алишера, лет 80
Удод (из «Языка птиц» А.Навои)
Попугай (из «Языка птиц» А.Навои)
Павлин (из «Языка птиц» А.Навои)


ДЕЙСТВИЕ 1

Картина 1

Начало лета. Между двумя узбекскими двориками – остатки старого дувала,  обросшего колючей ежевикой. Кое - где дувал развалился, и там между домами нет границы.
Влево – вход в дом поэта Карима, вправо - вход в дом художника Анвара. Видно, что раньше это был один большой дом, позднее разделённый на 2 самостоятельные части, которые отделил наскоро сооружённый дувал.
Зрители видят происходящее во дворах через ворота домов, которые то раскрываются, то закрываются, исполняя также функцию занавеса.
В центре – раскидистое ореховое дерево, усеянное зелеными плодами. С его ствола свисают качели. Мальчик Азиз сбивает палкой с орешни зелёные орехи и, увидев вышедшую из соседней части дома Зулейху, кричит:
 
Азиз - Орехи созрели! Иди сюда!

Зулейха – Они ж зеленые… Руки почернеют!
 
Азиз – Подумаешь! Велика важность!

Зулейха – Мне  на концерте завтра выступать, стихи читать и песни петь…

Азиз – Ты же не руками будешь петь! Ну ладно, я тебе их почищу… Держи!

Зулейха –Спасибо. А богато наша орешня  орехами обросла…

Азиз – Да, наша орешня молодец! И нашу, и вашу семью целую зиму орехами кормит! Вот умница, как раз между нашими дворами выросла… (даёт Зулейхе маленькую корзинку с орехами) Это вам!
А за это спой то, что собираешься на концерте петь!

Зулейха- Ладно. Я тебе спою песню на стихи Алишера Навои. Поёт:
               
                Не запахи тюльпанов или лилий,
                Но аромат из локонов Лейли
                Привёл в смятение Меджнуна,
                Взыграв волной в его крови,
                А сердце раненое красотою
                Подобно соловьиной трели о любви.

                И пенье соловья, и песнь Меджнуна,
                Как отраженье в зеркале, слились.

                Под золотом нарцисса сухие лепестки,
                А то  залог печали о  любви.

Выходит Айша, мать Зулейхи – Зуля, на музыку опоздаешь!

Зулейха – Бегу! Бегу! (передаёт ей корзинку с орехами и уходит)

Занавес


Картина 2

Зима. Старый дувал и ежевика покрыты снегом.
Зулейха возвращается из школы, заходит домой. Из соседнего двора Азиз и его друзья здороваются с ней и явно ею любуются.

Камил – Какая у тебя красивая соседка! Познакомь!
 
Их разговор слышит отец Зулейхи Карим, который сгребает снег с дорожки, и говорит вышедшей из дома жене:

Карим – Надо бы дувал починить. Дочь подросла, надо дом прикрыть.

Айша – Надо. Только дувал не починить, он уже старый, надо новый забор строить.

Карим – Где ж деньги взять на такой длинный забор? Надо с соседом поговорить. Он успешный художник, выставки делает, картины продаёт.

Айша – А за твою книгу тебе скоро заплатят?
 
Карим – Когда выйдет. Не спешат с изданием: кому теперь нужна поэзия?

Айша – Ну, не скажи. У нас в театре запланирована поэма  Алишера Навои «Язык птиц».

Карим – Так то великий Навои, а я мало известный поэт и его переводчик.

Айша – Ну, не такой уж ты мало известный… Только денег маловато. Зато наша дочка пишет музыку на твои стихи и переводы! И сама же поёт!

Карим – Да, она у нас молодец!

Айша – Талант!  И в кого она такая уродилась? (смеётся) А помнишь наши школьные концерты: я пела песни на твои стихи и была героиней в твоих пьесах. А наш сосед художник  Анвар делал к ним декорации.

Карим – А потом мы оба сделали тебе предложение, и ты выбрала меня.
 
Айша – Разве я могла устоять против твоих поэтических признаний!
Жаль только, дружба ваша с художником расстроилась. И даже не помогли старания нашего школьного  учителя Алишера ака, который в рассрочку помог тебе и Анвару приобрести его большой дом…

Оба, взявшись за руки, заходят в дом.

Занавес


Картина 3

Весна. Оба соседа, стоя около дувала, обсуждают строительство забора. Видно, как оба начинают горячиться и раздражаться.

Карим, поэт – Видно же по центру дувала, что граница между дворами здесь проходит.

Анвар, художник – Как можно судить о границе по линии дувала, если дувал петляет то влево, то вправо, то дерево обойдёт, то ручеёк обогнёт…

Карим– Надо провести линию как раз за нашей орешней…

Анвар, художник – Почему же за вашей? Орешня общая. Мы же когда-то ее вместе с Алишером ака посадили как символ дружбы.
 
Карим– От той поры много воды утекло. И мы изменились, и наши мысли изменились, и стали мы чужими друг другу…

Анвар – Что ты имеешь в виду?

Карим – Рисуешь все что попало, лишь бы деньги заработать …

Анвар – Зато моя семья ни в чём не нуждается.

Карим – А помнишь наши философские диспуты о суфизме, о просвещении и просвещённом исламе?

Анвар – А что толку? Твои переводы стихов Алишера Навои – как всадник без головы: самое главное и божественное ты из его поэзии выкинул!

Карим – Не я, а цензура. Время такое было, теперь будем восстанавливать.

Анвар – Конъюктурщик!

Карим – Сам ты конъюктурщик! А вообще я уже договорился с рабочими, завтра придут и начнут строить забор! (уходит)

Анвар смотрит вслед соседу и качает головой.

Занавес.


Картина 4

Вечер. Вместо дувала стоит металлический забор, перед ним орешня, на территории поэта Карима.
Довольный Карим  смотрит и потирает руки.

Занавес.


Картина 5

Утро. Тот же забор, но он переставлен, и орешня уже на территории соседа. Из-за забора, взобравшись на лесенку, выглядывает художник Анвар и делает длинный нос в сторону соседа.

Анвар – Вот так. И твои же рабочие мне забор переставили. Благо, он из металла. Как железный занавес!

Занавес


Картина 6

Вечер. Снова забор и перед ним орешня, но она опять во дворе поэта Карима. Карим расплачивается с рабочими, которые забор снова переставили в его пользу.

Карим (вздыхает) – Если сосед не угомонится, никаких гонораров не хватит на перестановки забора.
 
Занавес


ДЕЙСТВИЕ 2

Картина 1

Художник Анвар рисут картины  на своей стороне забора. Любуется своей работой. Звонит по телефону.

Анвар – Страховая компания? Хочу застраховать свои картины. Да, на большую сумму. Плачу наличными.


Картина 2

Летнее утро. Территория поэта Карима.

Рабочий – Придётся разрезать. Тут электросварка.

Рабочие под руководством Карима разрезают забор.

Другой рабочий - Ой, да тут картины! А мы их порезали!

Подходит Айша.

Айша – Ну вот, доигрались! Ах, какие прекрасные картины! И зачем же сосед их выставил сушить на солнце?

Карим – Чует мое сердце: не сушить он их выставил, а на заборе нарисовал, чтобы меня подставить… Если он их ещё застраховал…

Подходит Анвар – Конечно, застраховал. На 100 миллионов. Будешь платить.

Айша хватается за голову –  Анвар, это большие деньги…

Анвар – Для твоего мужа это большие деньги. Надо уметь зарабатывать, и жизненного партнера правильно выбирать.

 Карим пытается палкой достать Анвара, тот быстро уходит, посмеиваясь.

Входят во двор, весело переговариваясь, Зулейха и Азиз.

Зулейха – Папа, мама, представьте себе, мы с Азизом оказались в одном студенческом отряде. И отдохнули, и поработали, и даже заработали немного.

Карим, махнув рукой, уходит в дом.

Зулейха – Что случилось, мама?

По жестикуляции видно, что Айша рассказывает молодым людям о случившемся.
Азиз встревоженно идет быстрым шагом в свой дом. Видно, как он в расстроенных чувствах и в обиде разговаривает со своим отцом.


ДЕЙСТВИЕ 3

Картина 1

Осень. Забор с орешней на стороне художника Анвара.

Анвар (подходит к забору и зовёт) - Сосед!

Карим – Чего тебе?

Анвар – Мне надо налаживать отношения с сыном. Я ведь у него один с тех пор, как Салима скончалась.

Карим – А я тут при чем?

Анвар – Сын переменился с тех пор, как узнал о нашей ссоре. Хочет свататься к Зулейхе. Это невозможно. Скажи дочке,  что у Азиза есть невеста, а я Азизу скажу, что Зулейху просватали за другого.

Карим – А если не скажу?

Анвар – Тогда тебе придется платить. 100 миллионов. По судебному иску.

Карим – Я подумаю.

Анвар – Думай скорее.



Картина 2

АЗИЗ поёт за забором песнь о любви и страдании (Газель А.Навои).

Моё сердце любовь обжигает дотла,
Но воспрянув, ввергается снова в тенета.

Из любви и печали родится легенда
И людскою молвой наша тайна воспета.

Что мне грёзы? Другой назовёт
Твоё имя своим, моё имя отпетым.

Я живу, пока боль сердце мукою жжёт,
Пусть терзаемый ею, но ею ж согретый.

Рано утром зефир мне тихонько шепнёт,
Что я вечный скиталец любви без ответа.

И на этом пути познаю, что любовь – это боль,
Без тебя я без дома, приюта, привета.

Зулейха отвечает ему песней  (Газель А.Навои).

Зулейха –
                Легла на сердце неизбывная печаль,
               И даже друг  со мною слёзы льёт.
                Ах, слёзы эту боль не угасят:
               Иную друг любимой назовёт.

Зулейха и Азиз вместе:
             Готов я к боли от меча или болезни,
             Но от душевной исцеленья нет!

            Любовь с страданием обручена
            И к состраданию зовёт она.

            Мой друг, познавши сам печаль разлуки,
            Готов делить со мною её муки.


Их дуэт прерывает поэт  Карим.

Карим – Зулейха, зайди в дом, надо приготовиться к приходу сватов.
(заходят)

 Азиз, встав на лесенку, смотрит на них.

Карим к Азизу – Нечего, нечего на чужих невест заглядываться! Этим летом свадьбу Зулейхи сыграем! (Азиз удручённо уходит)

Зулейха – Папа, ну зачем же ты так?

Карим – А где мне взять 100 миллионов? Анвар уже иск в суд подал. Обещал однако забрать, если в течение месяца тебя замуж выдадим.

Зулейха плачет.
Зулейха – Зачем им наши деньги? Ведь у Анвара ака столько заказов и клиентов…

Карим – Вот-вот.. Он же берётся все писать: и природу, и натуру, идолов и Бога… А верит он в кого?
 

Картина 3

Азиз поёт песню о любви  (Газель А.Навои)
Азиз:
                Лучами солнца обожжён, я следую за ней,
                Огонь любви меня влечёт, и я лечу за ней.

                Пусть я в огне ее горю, сгораю мотыльком,
                Из пепла снова возрожден, я следую за ней.

                Твоя любовь меня сожгла, хоть пепел мой развей,
                Но утренний зефир меня заносит снова к ней.

                Пускай  душа моя дотла горит в ее огне,
                Я не уйду с её пути, чем жизнь, она милей.

                Хотя дала ты палачу разлуку, меч любви,
                Бессилен перед нею меч, моя любовь сильней.
         
                Где встреч живительный родник и клятва быть моей,
                Где небеса обещанной любви твоей?


ЗУЛЕЙХА вторит ему грустно.

 Твоя любовь меня сожгла, хоть пепел мой развей,
 Но утренний зефир заносит снова к ней.

 Пускай  душа моя дотла горит в ее огне,
 Я не уйду с её пути, чем жизнь, она милей.

Их дуэт прерывает художник Анвар

Анвар – О! Что за мелодрама? Или репетиция перед свадьбой? Когда свадьба Зулейхи?

Азиз – Отец, мы с Зулейхой хотим пожениться в этом году. Свадьбу хотим отпраздновать в студенческом Дворце культуры. Мы оба немного заработали летом. Будет красиво и весело.
А деньги, которые ты отложил на мою свадьбу, я хочу внести в качестве тех 100 миллионов, которые ты требуешь от отца Зулейхи.

Анвар в гневе– Не бывать такому! Надо уважать традиции! И  на свадьбе мусульманина гости должны быть правоверные. А ваши студенты – сборище наций и вер!

Азиз – Папа, я читаю Коран и верю в единого Бога. А суфийский ислам Алишера Навои признаёт и пророка Мухаммада, и пророка Иисуса, и пророка Моисея и других общих святых. И в обеих верах   единый Бог.

Анвар – И двойственная суть.

Азиз – Отец, я, конечно, не авторитет в твоих глазах, но разреши мне процитировать Алишера Навои. Ведь  ты, как и он, исповедуешь суфийский ислам.

«Правоверных зуннаром неверье душило,
Но дыханье Мессии им жизнь возвратило.
Мир, погрязший в жестокости, кровью истек,
Но явился Мухаммед в предвечный чертог.

Дальше — дол Единения, — ведай об этом,
Здесь в едином дано быть единым приметам.
Как пройдешь до предела ты этой долиной,
Ты пребудешь один вместе с сутью единой.

Не бывало от века там двойственной сути…»

Анвар – Молод ты отца учить! И надо соблюдать традиции. Я тебе такую свадьбу закачу! – не менее 500 гостей будет, и всех знатных людей и своих клиентов приглашу… все соседи будут завидовать!

Азиз – Папа, ты женить будешь меня или себя? Нам на свадьбу не надо много гостей. Родители, родственники,друзья из студентов … человек 30-40…

Анвар – Срам какой! Студенческая свадьба! Интернационал!  Нет вам моего благословения! (уходит)

Азиз через забор говорит Зулейхе:

Азиз - Надо посоветоваться со старейшиной Алишером ака. Ему 70 лет, и мудрости у него не отнять. Кроме того, он же был учителем наших отцов в их молодости, и оба – мой отец и Карим ака – его почитают и мнением дорожат. Зайду я к нему, ведь он по соседству живёт.

Зулейха – Да, и ведь он свой дом и участки нашим отцам когда-то продал…


Картина 4

Азиз стучится и заходит во двор Алишера ака, бывшего учителя  Анвара и Карима.

Алишер ака - Заходи, заходи, Азиз, давненько я тебя у себя в гостях не видел.

Азиз- Ассалом алейкум, Алишер ака!

Алишер – Ва алейкум ассалом! Как отец? Как учеба в университете?

Азиз – Учеба хорошо. Только вот…

Алишер – Что такое? Рассказывай. Что с отцом? Как жизненные планы?

Азиз – Планы разрушатся, если вы не поможете, дорогой учитель. Мы с Зулейхой хотим свадьбу сыграть и вас пригласить.

Алишер – И за чем дело стало?

Азиз - Из-за ссоры отца с Каримом ака нам запрещают не то, чтоб жениться, но даже разговаривать. Только песнями и общаемся.

Алишер ака  – Что за ссора? Из-за чего?

 Азиз – Из-за клочка земли. Но это только повод. Мой отец – успешный и востребованный художник, отец Зулейхи – отличный поэт, хоть за поэзию нынче мало платят. Но этого бедного поэта предпочла моему отцу мать Зулейхи, красавица Айша, которую оба друга в молодости полюбили, а потом из-за неё рассорились.
А нынче металлический забор поставили, чтоб мы с Зулейхой не общались. Прямо железный занавес. Из-за какой-то пары метров они всё время  забор переставляют. А отец мой взял да и картины нарисовал на нашей стороне забора и застраховал их на 100 миллионов. А когда Карим ака снова забор переставлял, картины повредил. И теперь обязан заплатить по судебному иску 100 миллионов сумов. А ещё отец сказал: если свою Зулейху замуж за другого выдашь, то и долг можно списать в качестве подарка невесте.
(грустно):А  без родительского благословения как жениться или замуж выходить?

Алишер – Так-так-так … Ну и дела… Твой отец и Карим, оба были в школе моими любимыми учениками и самыми талантливыми. Сначала дружили – не разлей вода, потом полюбили одну девушку и стали соперниками. Айша вышла замуж за Карима, очень уж красиво он умел говорить. Анвар больше молчал и своими рисунками всех поражал. Я, когда оба семьями обзавелись, подумал : а продам-ка я им один большой дом и землю, чтоб жили по соседству, и помогу построиться. Может, снова подружатся. А получилось вон как.

Азиз – Что же теперь делать? Зулейху хотят выдать замуж за другого. Помогите нам!

Алишер – Ссора из-за клочка земли! Ничего нового под солнцем: иногда клок земли поменьше, иногда побольше. А в каждой войне  прежде всего невинные люди страдают.
 
Азиз – Что же делать?

Алишер – А мы на них санкции  наложим, им и деваться будет некуда. Я ведь им продал только те наделы земли, на которой дом стоит. А тупичок, что отделяет мой двор от их двора, я не продавал и никто мне за него не платил. Стало быть, он моя собственность. Вот я его и перекрою и что-нибудь там сооружу. Ломать не осмелятся, а выхода им не будет. Хоть по воздуху вылетай из гнезда на улицу! Да только они оба, видать, крылья потеряли и совсем приземлились. Некоторые орлы в петухов превращаются и язык птиц забывают.

Азиз – А как же мы с Зулейхой?

Алишер –У вас еще летние каникулы?

Азиз – Да.

Алишер – Вот и потерпите. В крайнем случае через забор перемахнете. А я уж постараюсь ваших отцов помирить. Когда-то мы друг друга хорошо понимали, поэму «Язык птиц»  Алишера Навои наизусть цитировали.


ДЕЙСТВИЕ 4

Картина 1

Художник Анвар выходит из дома, идет к калитке, толкает, она не поддается. Поднимает голову и видит, что наверху строится что-то вроде мансарды.

Анвар – Что такое?  Вы почему выход закрыли?
 
Рабочий – Хозяин участка Алишер ака заказал мансарду для своей тети построить, вот и строим. Земля-то его…

Анвар – Земля и вправду его. Как-то не учли, когда у него участок покупали…(задумывается, потом хлопает рукой по ноге и смеётся) А как Карим на работу пойдет? Летать придётся или вертолет заказывать…

Между тем выходит с папкой Карим, останавливается перед калиткой, смотрит вверх. Там уже в деревянной стене построен проём для окна. Карим берет лесенку и, поднявшись, хочет пролезть в проём окна. Оттуда выглядывает тётя Алишера ака, 80-летняя старая женщина, и кричит.

Тетя Алишера – Вай шурим! Вай дод! Мужчина ко мне в окно лезет!

Анвар возвращается во двор.
Видно, как оба соседа ходят нервно вдоль забора, каждый со своей стороны.
Из проема окна выглядывает Алишер ака.
 
Алишер – Анвар, Карим, вы что, летать разучились? И Язык птиц позабыли? А помните, там есть такой фрагмент:
 
«Некто ищущий истину сердца в отраду,
Бремя тягот неся, тихо плелся по граду.
Видит — в узком проулке стен обвалилась
И столпился народ — разузнать, что случилось.
Раньше был в этой улице людям проход,
Где ходить, о Творец, станет ныне народ?
Кто построит с надежной основою стену?»

Анвар и Карим здороваются – Ассалом алейкум, учитель!
Анвар – Вы загадками изволите говорить…
Карим – Мне в редакции надо быть через час, корректировать рассказ…
Алишер – Подождёт рассказ. Неужели вы оба забыли, чем души ваши восторгались? Приходите оба вечером.
 
Оба соседа – А как?

Алишер-  Через окно. (уходит)


Картина 2

Деревянная площадка айвана. Свеже выструганные скамейки и стол.
Оба соседа сидят за столом. Выходят актёры с головами Удода, Попугая и Павлина. Декламируют из поэмы «Язык птиц» Алишера Навои:

Удод – "Птицы ведомы всюду, где род человечий,
        Но открыты не всем тайны птичьих наречий».
             
Алишер ака :
«Пой, о птица души, сокровенное слово,
Речь веди в прославленье Творца всеблагого.
Сделал он человека вершиной творенья
Но, познав единение с высшей святыней,
Преисполнил он душу и сердце гордыней».

(обращается к Кариму и Анвару): И человек, вершина творения, сам себя запер в клетку – не традиций! -  но косности и нежелания истинного просвещения ума и сердца! Мир просвещения со времен Алишера Навои не стоит на одном месте и не прикрывается железным занавесом!
Неужели бескрылые хранители традиций из-за клочка земли и собственной гордыни готовы разрушить счастье и лишиться любви собственных детей? Разве тот, кто не любит своих детей, может любить Бога, который их сотворил?

Карим – Я люблю своих детей и как раз поэтому…

Попугай подходит к поэту Кариму и даёт ему большое перо из своего оперенья, стоит возле и ластится к нему.
Попугай –
«Красноречием славу снискал твой язык,
Сладкоречием зло врачевать ты привык.
Повелители в клетках тебя содержали,
Утешаясь беседой с тобою в печали…»

Удод (добавляет к словам Попугая) -
«Говоришь ты не споро,
Много ты наболтал измышлений и вздора,
Вот зажёг бы в душе яркий свет вместо зла,
То душа бы и впрямь как зерцало была!»

Анвар - Испортил мои картины … Мои прекрасные картины дороже клочка земли и орешни…

Павлин подходит к художнику Анвару и даёт ему яркое перо.

Павлин -
«Там, где ты, сад и осенью радостен взглядам,
А леса и зимою покажутся садом».

Удод (продолжает):
«Живописца тогда лишь в умельцах мы числим,
Если, глядя на облик, он следует мыслям.
И сокровище славы тому лишь дается,
Кто с неведеньем истины может бороться, —
Как пророку, даровано благо ему,
Быль и небыль открыты душе и уму.
Вознесен к единению в высях чертога,
Постигает он тайну единого Бога».

Анвар  – Наши дети не будут вместе!

Алишер ака – «Песнь разлуки для них была горше утрат,
Песнь о счастье надежду давала стократ».

Вы хотите, чтоб дети были вашим отражением?

«У хвалящих себя ум всегда не в достатке,
Славен тот, кто свои признает недостатки.
Даже солнце, едва лишь достигнет высот,
В тот же час на закат совершит поворот».

Художник Анвар -
«У речей моих отнял ты силу и прыть,
За провинность меня ты сумел посрамить».

Поэт Карим -
«Я забыл всё, что сделал ты, все, что случилось,
Ну и ты позабудь, окажи эту милость».

Анвар –
«Все забыл я, не дружен я с памятью злою,
И тебе будет лучше забыть про былое».

Карим-
«Мне неведомы будут укор и упрек,
Да и ты бы язык свой от них уберег!»

В окно пролезают Азиз и Зулейха.

Оба соседа – А вот и наши дети!

Удод, Павлин и Попугай берут их за руки, вместе кружатся и танцуют.

Входит старая тетя Алишера и говорит:

Тетя Алишера -

«Красоте незнаком нескончаемый век,
Преходящи влюблённость и радости нег.
Всё прекрасное – завтра красивым не будет,
Диво быстро увянет и дивом не будет.
Ту красу полюби, чьё величие свято,
Её солнцу вовеки не ведать заката».

Алишер -
«О Творец, ты любовью сердца освещаешь,
Терны муки во цвет багреца превращаешь.
Ты от уз своелюбия нас огради,
К единенью с тобой, о Творец, приведи!»

Художник Анвар -
«И теперь, птичьей речью взывая с мольбою,
Как подбитая птица, я слаб пред тобою.
Это все — от того, что у птиц всех пород
Песнь различна и общий напев не ведет».
.
Тетя Алишера -
«Лишь благие из мук сотворяют усладу,
Им дано в безотрадном провидеть отраду.
Скорбь свершений для благостных целей дана,
Боль души для грядущих веселий дана».

Павлин (берет за руку художника Анвара и выходит на середину) -
«И чье сердце любовью к красе воспылало,
Тот и сам — как подобное солнцу зерцало».

Попугай (берет за руку поэта Карима и выходит на середину):
«Это сердце восприняло свойства зерцала,
Чтобы истина светочем в нем заблистала».

Алишер:  « Цель желаний для всех — единение будет,
Азиз и Зулейха: И об этом и песнь их и пение будет.
Карим: А придет их влечение к этим началам, —
Анвар:И пребудет в единстве великое с малым».


Занавес