Империя Северная Вэй. Расцвет и распад

Константин Рыжов
Ко времени тобийского завоевания (http://www.proza.ru/2015/08/12/330) область Центральной равнины, которая издревле была наиболее развитой частью Китая, являла собой картину глубокого упадка. Из-за массового истребления населения не хватало рабочих рук. Миллионы китайцев, спасаясь от налетов кочевников, переселились на юг, за реку Янцзы. Поля запустели и поросли сорняком, деревни обезлюдили, города превратились в развалины, их жители были истреблены или разбежались. Торговля замерла. Денежное обращение прекратилось. Сбор налогов оказался крайне затруднен. В целях преодоления  кризиса при императоре Тоба Хун (Сянь-вэнь-ди) (http://www.proza.ru/2011/02/18/318), в  485 г., был разработан закон об уравнительном землепользовании. Суть его состояла в следующем. Каждый мужчина старше 15 лет получал от государства 40 му пахотной земли, каждая женщина – 20 му. Поскольку необходимо было иметь поля под паром, фактический надел увеличивался втрое (для мужчины 120 му, для женщины – 60 му). Кроме того, мужчина получал 20 му тутовых полей, на которых обязан был вырастить 50 тутовых деревьев, 5 жужубов и 3 вяза. Наконец, взрослому мужчине выделялось еще 10, а женщине 5 му полей под конопляник. Кроме тутовых полей, переходивших в вечное владение, все земли, выделенные крестьянину, подлежали возвращению государству после наступления преклонного возраста, дававшего право на освобождение от повинностей. За пользование своим наделом крестьянин должен был ежегодно вносить в казну определенное количество зерна и шелковых тканей, а также отрабатывать некоторое число дней на общественных работах. Пахотные наделы такого же размера, как и на свободного, давались рабам. Фактически их земля поступала в распоряжение их хозяев, однако те должны были выплачивать за своих рабов установленные  государственные подати. Чиновники, состоящие на службе, получали от государства во временное пользование определенные наделы земли, доходы с которых поступали  им в качестве натурального жалования. Не занимаясь хозяйством, они лишь кормились с этих наделов. В целом система уравнительного землепользования, гарантировавшая минимальный земельный надел для бедняков, ограничивающая бесконтрольную концентрацию земель в руках богатых и обеспечивающая бесперебойное поступление податей, стимулировала быстрое развитие сельского хозяйства и общий подъем экономики Северного Китая.

    По мере того, как налаживалась хозяйственная жизнь, постепенно сглаживались противоречия между победителями и побежденными. Сяньбийская знать уже давно находилась под обаянием китайской цивилизации и теперь очень быстро окитаилась. Император Юань Хун целым рядом мер еще стимулировал этот процесс. В 483 г. он запретил браки между членами одного сяньбийского рода, но зато всячески поощрял брачные союзы между сяньбийскими и китайскими родами.  В 493 г. император перенес столицу с окраины государства   в большой китайский город Лоян, где сяньбийцам пришлось вступить в тесное общение с китайской знатью. При дворе было запрещено употребление сяньбийского языка. Административную систему преобразовали по образцу южно-китайской империи Ци. Для того, чтобы национальная принадлежность не бросалась в глаза, все 109 двусложных сяньбийских фамилий были заменены на односложные китайские. (В соответствии с этим указом правящий род Тоба сменил свою фамилию на Юань). Ношение «варварской» (то есть собственно сяньбийской) одежды .было запрещено сначала при дворе, а потом и по всей стране. Все это способствовало постепенному сближению между китайцами и сяньбийцами и быстрому слиянию их в единый народ. В то же время, с каждым десятилетием все меньше различий становилось между «китайским» югом и «варварским» севером – и там и здесь к началу VI в. сложились единообразные по своему устройству, языку и обычаям централизованные империи.

    В связи с этим, все меньше препятствий было к объединению страны. Однако не Северной Вэй суждено было выполнить эту историческую задачу. Вместе с китайскими обычаями в среду сяньбийской знати, и прежде всего в столицу, проникли все пороки цивилизации. При внуке Сяо-вэнь-ди, Сяо-мин-ди, когда единолично правила вдовствующая императрица Ху, правящий дом утопал в роскоши, правительство увлекалось строительством буддийских храмов, влиятельные знатные роды состязались в расточительности, а бедствия народа безмерно возросли. Следствием этого стали мощные крестьянские восстания. Особенно опасным был мятеж под руководством Гэжуна. В 528 г. генерал Эр Чжу-жун  с большим трудом подавил это выступление. В том же году он вступил в Лоян, убил императрицу Ху и казнил более 2000 высших чиновников. На трон был возведен представитель боковой лини рода Юань (Тоба) – Сяо-чжуан-ди. Но власть его была непрочной, и через два года он был свергнут с престола. В 532 г., после нескольких новых переворотов, китайский военачальник Гао Хуань посадил на престол  императора Сяо-у-ди. В 534 г. Сяо-у-ди, тяготившийся опекой военных, выступил против Гао Хуаня, но потерпел поражение и бежал в Гуаньчжун. Вместо него Гао Хуань возвел на престол в Е императора Сяо-цзин-ди. После этого единая северокитайская империя распалась на две – Западную Вэй и Восточную Вэй (http://proza.ru/2020/08/28/1231).

Китай и Великая степь  http://www.proza.ru/2011/02/18/339