Приглашение на свадьбу

Евгений Медиокритский
 Полтора  года назад на страницах Прозы.Ру был опубликован небольшой рассказ моих коллег, товарищей из Калининграда  «Найти героя — 3.  Соловей», в котором говорится как были найдены останки  героев лётчиков — гв.лейтенанта Петра Тарасова и гв.старшины  Василия Дмитриенко , бойцов  136 Штурмового авиационного полка, участвовавших в битве за Кёнингсберг. И вот два Игоря:  Ялычев и Дуплинский, прислали новый рассказ —  миниатюру,  который предлагаю вниманию уважаемого Читателя.   

                Приглашение на свадьбу. 22 июня 1941 года.
 
Однажды, по случаю, на «блошином рынке» нашего города мною была приобретена довольно толстая связка старых открыток, перевязанных бечевой. Там находились самые разные почтовые карточки. По всем признакам, это была не коллекция и даже не её часть, а случайно собранная, бессистемная подборка.
  
Не буду вдаваться в излишние подробности и расскажу лишь об открытке, которая затмила собою все остальные экземпляры, вместе взятые. Её историко-художественная ценность, возможно, невелика, но ценность документальная - в этом я уверен - значительна.
В той связке оказалась и денежная купюра образца 1918 года номиналом 250 рублей, которую использовали в качестве почтовой карточки. Причем для приглашения на свадьбу!
  
 Старые вещицы при внимательном рассмотрении многое могут рассказать о своём прошлом. Зачастую они несут на себе многослойную историческую информацию. Эту информацию я стал считывать с обнаруженной мною купюры - слой за слоем, придерживаясь при этом хронологической последовательности. У каждого исторического слоя оказались индивидуальные оттенки, нюансы и приметы времени.
    
Печатные формы для серии таких кредиток были изготовлены по заказу Временного правительства России в 1917 году, а выпускать их начали уже при Советской власти, в 1918-м, в обращение же они поступили только в 1919-м. Эти кредитные билеты, разумеется, ещё не имели советской символики. На них старая, дореформенная орфография - обычно её называют дореволюционной. Герб - двуглавый орел Временного правительства: без корон и других символов Российской империи. Из обращения банкноты этого типа были выведены лишь в 1924 году. Данный экземпляр денежного знака сохранился неважно, но следы времени его ничуть не портят; наоборот, они придают ему достоверность.
    
Эта купюра стала открыткой, которую оформили по всем почтовым правилам.
В углу кредитного билета - как на всякой настоящей, приличной почтовой карточке - наклеена марка. Это почтовая марка «Парашютистка» из серии «20 лет ВЛКСМ». На ней изображены комсомольский значок довоенного образца, даты 1918-1938, надпись «20 лет ВЛКСМ», улыбающаяся парашютистка, которая, по всей видимости, только что приземлилась, другие парашютисты и удаляющийся самолёт. Номинал марки - 20 копеек. В отличие от потрёпанной банкноты, она в отличном, быть может даже коллекционном состоянии.
    
На одной стороне этой открытки-банкноты указан адрес получателя: «Воронежская область, с. Андрюшевка, Поздееву Ивану Григорьевичу». И адрес отправителя: «Воронежская область, Кантимировка, Поздееву Н. Г.». То есть и отправитель, и получатель живут недалеко друг от друга, в пределах Воронежской области.
На оборотной стороне следующий текст: «Брату с супругой прошу прибыть к нам на свадьбу. 28 июня 41 г. 10 часов. Николай». Все ясно и понятно. Николай Григорьевич Поздеев приглашает брата Ивана с супругой на свадьбу, которая должна состояться 28 июня 1941 года, начало - в 10 часов утра.
  
 Свадьба... Обычное, казалось бы, дело. Но как только я прочёл этот текст, у меня тотчас же возник вопрос, который наверняка останется без ответа. Состоялась ли эта свадьба? Велика вероятность того, что не состоялась, ведь к тому времени многое изменилось. 28 июня уже вовсю шла война. Братьев Поздеевых к тому времени могли мобилизовать.
    
Тот факт, что недействующую банкноту использовали в качестве почтовой карточки, объясняется отсутствием последних в сельской местности. А как известно, ещё со времён Гражданской войны у населения оставалось немало ненужных денежных знаков... Как бы то ни было, на почте эту необычную почтовую карточку приняли, ведь она должным образом проштемпёлевана. Такие прецеденты, кстати, известны.   
Кантемировка ныне (на открытке ошибочно написано Кантимировка) уже не село, а посёлок городского типа, административный центр Кантемировского района Воронежской области. Село Андрюшевка находится неподалеку.

В годы Великой Отечественной войны в тех местах шли ожесточённые бои. В 1942 году под Кантемировкой отличился 17-й танковый корпус (вскоре он стал 4-м гвардейским танковым корпусом, после войны был переформирован в 4-ю гвардейскую танковую дивизию), получивший в память об этих событиях почетное наименование Кантемировский. В настоящее время 4-я гвардейская танковая Кантемировская ордена Ленина Краснознамённая дивизия входит в состав войск Московского военного округа. Расчеты этой дивизии регулярно принимают участие в парадах на Красной площади.
  
 А внимательно рассмотрев оттиски штемпелей, я чуть не ахнул. На одном из них стоит дата 22.06.41, то есть эта открытка была отправлена по назначению 22 июня 1941 года, в первый день  Великой Отечественной войны! 
 И скорее всего, это случилось ещё до того, как в полдень по московскому времени по радио состоялось выступление народного комиссара иностранных дел Вячеслава Молотова, зачитавшего известное сообщение Советского правительства:

 «Сегодня, в четыре часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы и подвергли бомбёжке с самолётов наши города…»
    
И стало не до свадеб.
 
Игорь Дуплинский
г. Калининград 

Коллаж М Карповича;  фото И.Дуплинского и И.Ялычева