Полемика Григория Богослова против Аполлинария

Дмитрий Зборовский
(Основные аргументы святителя Григория)
Выделим основные аргументы святителя  Григория Богослова в полемике против Аполлинария Лаодикийского:
1) Нераздельный Бог и Человек Иисус Христос , прежде Бог и Единородный Сын, предвечный, не имеющий тела и наконец человек, подлежащий к страданиям по плоти за род человеческий, ограниченный по телу и неограниченный по духу. Две природы: Божественная и человеческая.
2) Мария - Богородица, родившая Христа, образовавшегося в ней Божески, то есть без мужа и человечески, то есть естественным путём чревоношения.
3)Не человек образовался в Деве, а затем уступил место Богу, но Сам Бог рождён от Богородицы.
4)Не два отдельных сына, Один от Бога Отца, другой от Марии, но один Сын. Хоть и два естества: Бог и человек, подобно души и телу человеческому, но не два сына и не два Бога.
5) Формула «что не воспринято, то не уврачевано». Эта формула в противовес учению Аполлинария об отрицании человеческого ума во Христе.
«Если кто возложил упование на безумного человека (то есть Христа, лишенного своего человеческого ума), воистину является безумцем и совершенно недостоин спасения. Ибо что не воспринято, то не уврачевано; т; спасается, что соединилось с Богом».
6) Три Ипостаси по Божеству тождественны и едины.
7) Обвинение Аполлинария в докетизме: если Христос был Богом и воспринял плоть как некую личину, то Он не был полноценным человеком, а значит и дела Его неполноценны. Но наоборот Вочеловечение произошло с целью разрушения греха и спасения человека, следовательно подобное должно освящаться подобным. [4,с 221-222]
8)Впротивовес субординационизму Аполлинария святитель Григорий снова подчеркивает единство Троицы. Хоть Аполлинарий и присвоил Святому Духу свойство Божества, однако же «не сохранил силы Божества.Ибо составлять Троицу из великого, большего и величайшего, как бы из сияния, луча и солнца (то есть из Духа, Сына и Отца), что ясно написано в его книгах, есть такая лестница Божества, которая не на небо ведет, но низводит с неба.»