На сочинение Игнатия Богоносца

Дмитрий Зборовский
(Экклесиология в сочинениях Игнатия Богоносца)

В учении о Церкви в посланиях Игнатия Богоносца основное место занимает вопрос единения.[1,т.2,с 42]. К примеру, в послании к Ефесянам святитель пишет:
«Составляйте же из себя вы все до одного хор, чтобы, согласно, настроенные в единомыслии, дружно начавши песнь Богу, вы единогласно пели ее Отцу чрез Иисуса Христа, дабы он услышал вас, и по добрым делам вашим признал вас членами Своего Сына. Итак, полезно вам быть в невозмутимом единении между собою, чтобы всегда быть и в союзе с Богом.»(Ефес.4)
Речь идёт о единстве всех православных верующих, составляющих единый хор. Также св. Игнатий призывает к единству с епископом через послушание ему мирян.
В послании к магнезийцам св.Игнатий делает акцент на подчинении епископу, подобно пресвитерам, которые повинуются епископу всех – Отцу Господа нашего Иисуса Христа.(Магн.3)
Святитель призывает ничего не делать без епископов, дабы быть единым храмом, пребывая в согласии и единении друг с другом.[1,т.2,с.43]
«Посему как Господь без Отца, будучи соединен [с Ним], ничего не делал ни Сам Собою, ни через Апостолов, так и вы ничего не делайте без епископов и пресвитеров» (Магн. 7)
 
Также в вопросе о послушании мы видим и церковную иерархию, причём установленную самим Богом. Например в послании к Траллийцам святитель пишет:«Почитайте диаконов как заповедь Иисуса Христа, а епископа как Иисуса Христа, Сына Отца; пресвитеров же как собрание Божие, как сонм Апостолов. Без них нет Церкви» (Трал. 3).
Важным моментом в вопросе единства в посланиях Игнатия Богоносца является одна евхаристия, то есть единая, если можно сказать единственно верная (Филад.4)
В подтверждение этому обратимся к посланию Смирнянам, в котором святитель пишет следующее: «Только та Евхаристия должна считаться подлинной, которая совершается епископом или тем, кому он сам поручит это.»(Смирн.8) Здесь же св.Игнатий впервые употребляет понятие «кафолическая Церковь» в том же контексте евхаристии. Понятие «кафоличности» использовано в значении «соборности» Церкви.  [1,т.2,с.44]
Именно о «полноте» Церкви можно говорить в данном отрывке. Стоит отметить, что кафолическая сущность реализовывается даже из двух людей. Важна именно цель собрания. Само собрание может называться Церковью, если во главе стоит Христос, если Он тайно присутствует на служении посредством явного нахождения епископа. Епископ является как бы «залогом» присутствия Христа среди своего стада.  [2,с.16]
В экклесиологии Игнатия Богоносца есть важный момент учения о Небесной Церкви. Согласно данному учению небесная Церковь является Первообразом Церкви земной. Здесь обитают апостолы, живя в единении с Богом. Небесная Церковь находится в единении с земной и главой такой единой Церкви является Господь Иисус Христос. [1,т.2,с.45]