На сочинение Климента Римского

Дмитрий Зборовский
(Экклесиология в сочинении Климента Римского «Послание к Коринфянам»)

Одной из важных экклесиологических идей Климента Римского в «Послании к Коринфянам» является идея лада,гармонии и мира. Климент Римский сравнивает Церковь с воинским подразделением; где ни малые без больших, ни большие без малых существовать не могут: все соединены друг с другом. Второе сравнение -  это сравнение Церкви с телом по примеру Апостола Павла (.гл.37,с.39)
Второй важной идеей экклессиологии можно выделить идею, что Церковь является не человеческим, а Божественным установлением. Это подтверждается в 42 главе, где указывается учреждение Богом церковной иерархии. Апостолы посланы Иисусом Христом, Христос – Богом Отцом. Апостолы идут проповедовать по странам и городам Царство Божие и после духовного испытания поставляют своих учеников в епископы и диаконы. В акте поставления выделяются два момента. Первый: сам факт поставления и второй: одобрение всего народа, то есть общественное признание [1,т.2,с.19-20]
Иерархия необходима для установления единства в Церкви, ещё одного важного вопроса, который затрагивает Климент Римский. Он занимается разъяснением не только внешнего, но и внутреннего устройства Церкви с целью «соединять всех членов церкви внутренним, нерасторжимым союзом единства» .[3.с.94]
В послании к Коринфянам свщмч. Климент затрагивает момент этического учения. Христос является Главой Церкви и по сути ориентиром для нравственных норм поведения человека. Св. Климент обращает внимание на покаяние, ибо без него не может быть спасения: «Обратим внимание на кровь Христа, – и увидим, как драгоценна пред Богом кровь Его, которая была пролита для нашего спасения, и всему миру принесла благодать покаяния. Пройдем все поколения людей и узнаем, что Господь в каждом поколении милостиво принимал покаяние желавших обратиться к Нему.» (гл.7,с.9)
Покаяние в свою очередь нераздельно от смирения. Сам Господь нам показал пример смирения, претерпев крестные муки: «Господь наш Иисус Христос не пришел в блеске великолепия и надменности, хотя и мог бы, но смиренно, как сказал о Нем Дух Святой.(гл.16,с.18)
Покаяние и смирение бессмысленны без любви. В 49 главе свщмч.Климент подобно Апостолу Павлу пишет своего рода гимн, восхваляющий любовь. (гл.49,с.51)
В заключении можно сказать, что эклессиологическая идея занимает важнейшую роль в послании св. Климента, так как является своего рода завершительным актом вероучения о Домостроительстве Божием. Иными словами можно сказать, что Бог Отец посылает Своего Сына Иисуса Христа людям, Господь наш Иисус Христос искупляет род человеческий от грехов и основывает Святую Церковь.[1,т.2,с.21-22]