На трактат блж. Августина О Троице

Дмитрий Зборовский
(Учение о Святом Духе, как о единстве Отца и Сына)

Подобно тому, как Сын равен Отцу во всём, Святой Дух равен и Отцу и Сыну. Это не суть три Бога, но один Бог. Святой Дух единосущен и совечен Богу Отцу и Сыну. Он также есть сущность, так как Бог есть сущность. Если Он с Отцом и Сыном есть сущность, то вместе с Ними он является всем тем, что к Ним применительно. По причине совершенной простоты, наличной в этой сущности, Он равен Отцу, подобно тому, как премудрость равна Отцу. Премудрость в Нём возлюблена настолько, насколько любовь велика. «Их не больше, чем трое: Один, любящий Того, Кто из Него; Один, любящий Того, из Кого Он Сам; и Сама Любовь.»
Бог есть свет, а поскольку Дух Святой есть Бог, значит Он и свет и премудрость. Получается и Отец – свет, и Сын – свет, и Святой Дух – свет. Однако это не три света, а один свет.
Первоначально и по преимуществу Святой Дух исходит от Отца, но одновременно исходит и от Сына и есть взаимная Любовь. Однако Августин часто говорит об исхождении Святого Духа только от Отца. Таким образом формируется учение о двойном исхождении. Августин описывает исхождение Святого Духа от Отца и Сына, а также рождение Сына. Здесь же Августин называет Отца и Сына одним Началом Духа. Это безусловно повлияло на развитие латинской церкви и появление Филиокве, что привело к разделению Вселенской Церкви.