Японская Якудза и китайская Триада

Александр Щербаков 5
Якудза не считаются незаконными организациями. Как правоохранительные органы, так и широкая общественность знают о местонахождении штаб-квартиры каждого клана и его географического распространения. Адрес штаб-квартир, данные о членстве каждой группы и подгрупп регистрируются и открыто публикуются на веб-сайте Национального агентства полиции.

Возможно, каждый японец и каждая японка осведомлены о деятельности и местонахождении якудзы. Многие признаются в том, что знакомы с членами якудзы. Большинство знает, какие крупные компании выступают в роли «подставных компаний» для якудза. Некоторые могут даже указать, какие здания принадлежат якудза. Высокий уровень прозрачности этого института шокирует многих западных людей, учитывя различие якудза с западными преступными группировками, остающимися в тени.

Ямагути-гуми – не просто организованная преступная организация, история которой насчитывает более 100 лет, это международная корпорация. Организация владеет множеством аудиторских фирм, наблюдает за сотнями фронтовых операций, в последнее время пробует себя в ИТ-секторе. Якудза, как известно, делает крупные инвестиции в законные (основные) компании Японии. Японской комиссии по надзору за ценными бумагами и биржами известно более чем о 50 зарегистрированных компаний, имеющих связи с якудза. Правда, за последнее десятилетие подобным компаниям стараются помешать. Так в марте 2008 года Осакская биржа ценных бумаг решила проверить все перечисленные компании и исключить те, которые имеют связи с якудза.
В течение долгого времени целью японского правительства была не ликвидация якудзы, а сохранение контроля над 22 группами. Отношение к якудза со стороны полиции изменилось с сентября 2009 года, когда начальник Национального полицейского управления Такахару Андо пообещал публично уничтожить ведущую фракцию Ямагути-гуми – Кодо-кай… не всю организацию, а именно эту фракцию. Почему? Потому что Кодо-кай напоказ, перед телекамерами, демонстрировали свое пренебрежение к полиции. Это привело к постановлениям о борьбе с организованной преступностью. Они вступили в силу в октябре 2011 года. Постановления криминализировали ведение с якудза деловых отношений. Это также побудило компании включить пункты, исключавшие участие якудза, во все контракты. Изменения в большинстве контрактов со временем создали для якудза проблемы – открыть банковский счет, даже аренду машины.

Один из бывших высших представителей Сумиёси-кай объяснил: «Якудза – это франшиза. Вы платите членские взносы, чтобы получить власть и силу от группы – страх заставляет людей платить вам. Но если вы не можете использовать имя или символ, зачем вообще оставаться? Это похоже на управление Макдональдсом без возможности использовать «золотые арки». Лучше сократить расходы и уйти. Мы не исчезаем. Мы реструктурируемся».

Когда глава Национального полицейского управления объявил войну якудза в 2009 году, он сказал: «Мы уберем их с всеобщего обозрения». В этом полиция преуспевает. Якудза мафия в Японии отказывается от своих кодов, своей чести и своих эмблем. Но она по-прежнему выполняют грязную работу, которую делает лучше всего: кадровое обеспечение атомной отрасли, международная торговля людьми, расторжение займов, мошенничество относительно пенсионеров с их сбережениями.
Но когда они уходят в подполье, они становятся криминализированнее. На самом деле они никуда не денутся, но станут менее заметными. В Японии, где сокрытие проблемы чаще лучшая альтернатива, чем её фактическое решение (вспомнить ядерную катастрофу на Фукусиме в 2011 году, когда японский премьер-министр Синдзо Абэ позорно заверял, что мир «под контролем»), сложно сказать, кто одержал победу. Полиция или якудза?

Члены якудза крайне правые
Из-за своей истории как законной феодальной организации и их связи с политической системой Японии через уёку дантай крайне правые политические группы), якудза – часть японского истеблишмента. Вовлечение якудза в политику аналогично участию лоббистских групп, которые поддерживают тех, кто разделяет их мнение или убеждения.

Сегодня в Японии насчитывается более 1000 правых националистических группировок или уёку дантай, более чем с 100 000 членами. Партии, связанные с якудза:
• Нихон Сэйнэнся  (Японская молодежная компания), учрежденная группой Сумиёси-икка в 1961 году
• Нихон Коминто  (Народная партия императора Японии) входит в Инагава-кай
• Тайкося (Великое общество) принадлежит Инагава-кай
• Сэйкидзюку (Школа здравомыслящих мыслителей)

Помощь японскому народу
Средства массовой информации широко освещали незамедлительную помощь якудза после землетрясения в Кобе, и после землетрясение и цунами в Тохоку 11 марта 2011 года, в отличие от медлительности правительства Японии. После землетрясения и цунами в Тохоку, якудза отправили сотни грузовиков, заполненных едой, водой, одеялами и санитарными принадлежностями людям в пострадавших районах.
Самый известный «крестный отец» якудза был настоящей легендой
Кадзуо Таока – главный якудза Японии, известный как «крестный отец крестных отцов» и «крестный отец Японии». Таока, по прозвищу кума (медуедь), был третьим кумитё Ямагути-гуми, с 1946 по 1981 год. Во время Второй мировой войны Ямагути-гуми по существу распалась. Благодаря своим организаторским способностям Таока восстановил организацию и превратил в гигантский картель. Хотя штаб-квартира находилась в Кобе, он имел интересы и филиалы по всей стране, состоя более чем из 10 000 членов, разделенных более чем на 500 фракций. Организация контролировала вымогательства, рэкет, азартные игры, проституцию, займы, контрабанду, шоу-бизнес, другие предприятия, легальные и нелегальные. Идеологически Кадзуо Таоко придерживался ультраправых и ультранационалистических взглядов.

Онна-оябун или крестная мать – миф или правда
Среди японского общества бытует вера в «миф» об онна-оябун или «крестную мать» в мире якудза. В виду отсутствия освещения этого «феномена» и изображения в популярных средствах массовой информации (фильм Хидзо Гося «Женщины якудза» (Гокудо но онна-тати), 1986), вопрос остается открытым.
Исторически были случаи, когда женщин можно было бы назвать онна-оябун. В феодальные времена, в эпоху Эдо, когда азартные игры были основным видом деятельности, это были жены бакуто. Связь женщин с азартными играми в Японии – обычное явление. Поэтому неудивительно, что у них была возможность брать под свой контроль команду игроков.

В годы до и после Второй мировой войны зафиксированы случаи известных женщин-гурэнтай и женщин-якудза, правивших в районах Йокагамы и Токио. Они были четко интегрированы в преступные структуры, участвовали в ритуале сакадзукигото.
Офицер марубо в отставке в Токио поделился своим личным опытом знакомства с «крестной матерью»: «Она была просто обычной старой леди. Ее группа была не очень большой. Может быть, около 10 человек… Первоначально это была группа ее мужа, но когда он скончался, она вступила во владение». «На самом деле не проводилось никаких исследований по этому вопросу, поэтому мы не можем сказать, что их не существует с уверенностью. Официально женщины-члены были в прошлом, но сегодня нет статистики по этому вопросу… Но я бы сказал, что число женщин-членов якудза, вероятно, близко к нулю».

В целом, гендерные роли строго соблюдаются в этой криминальной субкультуре. Как правило, женщинам запрещается участвовать в насилии, связанном с мафией, или занимать руководящие должности в организованной преступной группе. Лишь в нескольких известных случаях женщины поднимались на руководящую должность.

Случай Ёсико Мацуда
В 1945 году Мацуда-гуми управлял районом Синбаси в центре Токио, получая прибыль от черных рынков. Основатель и оябун группы Дзиити Мацуда, до войны гурэнтай-якудза, славился своим насилием, примером которому может служить «инцидент Сибуя» в 1946 году, когда члены Мацуда-гуми устроили разборку с группой тайваньских торговцев перед полицейским участком. После убийства Дзиити Мацуда лидером группировки стала его жена, Ёсико Мацуда, «единолично контролировавшая две тысячи гангстеров». Официально названая «второй главой Канто Мацуда-гуми» женщина правила железным кулаком, почти соответствуя в агрессии и насилии своему убитому мужу.

Случай Фумико Таока
66-летняя Фумико Таока де-факто стала главой Ямагути-гуми в Осака после смерти Кадзуо Таока в 1981 году. В июне 1984 года она выбрала новым кумитё Масахиса Такэнака, что привело к разделению в группе. Недовольные члены разошлись и сформировали конкурирующую организацию Итива-кай.
Женщины якудза

Член якудзы, как и любой человек, имеет свою семью. Но члены семьи едва ли когда-либо были предметом широкого исследования в академических кругах. Как показывают традиционные исследования, жена изображалась как покорная и послушная женщина, блаженно неосведомленная о карьере мужа (или сознательно закрывающая на это глаза). Этот взгляд на пассивную и нравственную женщину в значительной степени соответствовал доминирующему представлению о преступности как явлении, в котором господствуют мужчины.

Естественно, «женщины, связанные с якудза» – слишком широкая тема, чтобы ее можно было рассмотреть в рамках этого тезиса. Есть матери, сестры, жены, подруги и дочери, которые подпадают под эту категорию. Кроме того, есть японские девушки якудза, которые становятся жертвами различных видов деятельности якудза, будь то вымогательство белых воротничков, проституция или торговля наркотиками. Они также подпадают под категорию «девочка или женщина, связанная с преступным миром якудза».

Анэ-сан
В Японии публикуется много материалов о жизни анэ-сан и их автобиографии. Они рассказывают о повседневной жизни жен высокопоставленных якудза. Эти мадам живут в охраняемых просторных и роскошных особняках, в их распоряжении элитная машина с личным водителем и телохранители. Мужья закидывают их дорогой одеждой и украшениями. Иногда они признаются в том, что имеют проблемы с алгоколем. Их образ жизни не сопоставим с тем, как сводят концы с концами жены тех, кто находится на низшей ступени в иерархии якудза.
Анэ-сан или «старшая сестра» выполняет несколько важных функций. Прежде всего, она – «мать» группы, которой управляет её супруг, и поэтому должна заботиться не только о повседневных нуждах подчиненных, но и об их женах. Поскольку небольшие группы, как правило, проживают вместе в доме оябуна, анэ-сан руководит всеми домашними делами.

По понятной причине финансы группы часто находятся в сфере ответственности анэ-сан. В автобиографии бывшая анэ-сан Тидзуэ Андзай пишет: «Чтобы прокормить подчиненных и их подруг, я управляла деньгами и была в постоянных заботах каждый день». На самом деле, эта практика, распоряжение финансами женщиной, не уникальная для мира якудза. Она широко распространена в японском обществе в целом. Женщина имеет статус главы по финансовым вопросам в семье, и вообще доминирует в повседневной жизни.
Жены глав якудза также решают споры между подчиненными и их женами. Там, где оябун, слишком далекий от личных отношений своих подчиненных, может потерпеть неудачу, его жена выступает в качестве советника, оказывая эмоциональную поддержку, и посредника в конфликтах.

Наконец, супруга босса должна защищать мужа и группу в целом в случае полицейских расследований. Учитывая, что анэ-сан заведует финансовыми вопросами, она, осведомлена о деятельности, внутренних делах и денежных потоках синдиката, что известно полиции. Когда расследуются финансовые данные группы якудза, полиция всегда встречает имя супруги босса на банковских счетах.
Все полицейские марубо в отставке, у которых была возможность взять интервью, соглашаются с тем, что анэ-сан невозможно «расколоть» во время допросов. Они очень гордые, волевые, твердые в своих убеждениях, такие же, как их мужья, и вероятнее всего, это связано с аспектом чести. Для многих оябун жена – самая надежная фигура в жизни. Она – тень босса. Она всегда рядом с ним и знает все.
Майко Исихара, бывшая анэ-сан, повторяет это мнение в автобиографии «Дело не в том, что мы волевые с самого начала. В начале все покорно выполняют то, что им говорят… Но как жена якудза, ты просто не можешь оставаться покорной. Количество подчиненных, за которыми нужно ухаживать, увеличивается, и есть еще другие проблемы, ждущие решения. Факт то, что ты просто становишься сильнее естественным образом».

Татуировки членов якудза делаются вручную
Ирэдзуми или хориномо – «костюмы» – создаются с использованием ручных инструментов с иглами из стали или бамбука. Хоримоно – тату, сделанное для собственного удовлетворения; ирэдзуми – татуировка, отмечающая преступника.
Художник-татуировщик окунает кончик иглы в чернила и периодически протыкает ей кожу, создавая дизайн. По сравнению с современными татуировочными машинками этот метод нанесения краски на кожу далеко не праздничный. Процедура болезненная, дорогостоящая и занимающая годы работы.

Из-за связи между преступниками и татуировками в Японии члены якудзы традиционно носят татуировки на частях тела, которые скрыты одеждой. Татуировки покрывают все тело от лодыжек до запястий и воротника. В большинстве «костюмов» полоска не зарисованной кожи проходит по центру груди, так что член якудза может расстегнуть рубашку, не показывая татуировку. Дизайн татуировок якудза, сфокусирован на японской мифологии и истории. Частые мотивы – дракон и кои, как символы богатства и процветания; самураи, олицетворяющие честь и моральный кодекс; гейши – символы плодородия, удачи и традиций.

Художники хориномо начинают свою карьеру в качестве учеников. В течение первых нескольких лет ученик только очищает рабочее место, готовит инструменты и наблюдает за работой мастера. Ему разрешается практиковать рисунки. Многие художники хориномо ведут скрытую жизнь, предпочитая заводить новых клиентов средствами сарафанного радио, а, не рекламируя свои услуги.
Хориёси III (Сандаймё Хориёси, настоящее имя Ёсихито Накано) – величайший в мире хориёси в настоящее время.
Накано был впечатлен татуировкой якудза в общественной бане, когда ещё был мальчиком. В 25 лет он стал учеником легендарного татуировщика Ёсицугу Мурамацу, известного как Сёдай Хориёси из Йокогамы. Накано получил собственную татуировку от Хориёси II (сына Сёдай Хориёси). Он опубликовал 10 книг с рисунками на бумаге и коже, и считает тело человека своим полотном. Его жена, Маюми Накано – директор «Музея татуировки» (Йокогама), основанного в 2000 году.
Жены якудза тоже делают себе татуировки.

В информации музея татуировок в Йокогама рассказывается, что «многие группировки якудза носят патриархальный характер и женщины являются неотъемлемой частью этого общества Японии. Жены, любовницы и подруги членов якудза часто делают обширные татуировки. Этим они демонстрируют свою связь с членом якудза, показывают свою преданность и послушание ему».

Сёко Тэндо, дочь бывшего кумитё, в своей книге «Луна якудзы: мемуары дочери гангстера» рассказывает, что женщины якудза гордятся тем, кто они есть, и татуировки – важная и интересная часть их мира.
Грандиозный Сандзя-мацури (фестиваль Сандзя) в Асакуса – настоящий праздник якудза в Японии. Якудза участвуют в праздничных процессиях и единственный раз в год демонстрируют свои татуировки общественности.

Это может означать проявление силы, которая носит не только символический, но и буквальный характер. Сто человек объединяют усилия, чтобы поднять микоси, который весит более тонны, и пронести его по улицам. Перед началом процессии члены якудза собираются возле кобан (полицейского участка), где они раздеваются. Затем они становятся на поручни микоси, перед тем как переносную святыню поднимут и понесут. Мощное зрелище – именно то, что означает праздник для якудза.
Это самая многочисленная банда в мире.

Якудза, также известный как гокудо  (экстремальный путь) – транснациональные организованные преступные организации. Они работают на международном уровне, насчитывая примерно 102 000 членов.

У якудза есть базы в США
Активность якудза в США в основном ограничена Гавайями, хотя их присутствие отмечено в Лос-Анджелесе и области залива Сан-Франциско, Сиэтле, Лас-Вегасе, Аризоне, Вирджинии, Чикаго и Нью-Йорке. Считается, что якудза использует Гавайи в качестве промежуточной базы между Японией и материковой Америкой для контрабанды метамфетамина в США и огнестрельного оружия в Японию.
Ёситоми-гуми, сформированная во время землетрясения Кобе, в связи с крупномасштабной помощью жертвам от Ямагути-гуми, работает в США, Канаде и Европе. Это одна из самых влиятельных групп якудза в США, имеющая много партнеров и связанная с сотнями уличных банд.

Якудза контролирует порноиндустрию в Японии
Якудза развивает индустрию коммерческого секса в Японии, начиная с «женщин для удовольствия» для американских солдат в послевоенные годы. Особенно успешными в этом отношении для якудза были 1970-е и 1980-е годы. Конец 1960-х отмечен пиком туризма, когда сильная иена сделала поездки за границу относительно недорогими. Туризм, однако, использовался не для культурного обогащения. Японские мужчины выстраивались в очереди в аэропортах, чтобы провести выходные, ориентированные на сексуальные вечеринки. Якудза не преминули этим воспользоваться, организовывая масштабные секс-туры по всей Восточной Азии.

Изначально эта новая индустрия эксплуатировалась в Тайване, затем в Корее (на вечеринки с кисэн). Кисэн, хотя и ассоцировались с гейшами, но с наплывом туристов эти женшины стали известны больше как проститутки. Секс-туризм стал настолько популярным направлением, что крупные авиакомпании, как Japan Air Lines, включали вечеринки с кисэн в число рекомендаций в путеводители для Кореи.
С 1970-х секс-туризм был расширен до Таиланда и Филиппин. Якудза не контролировали индустрию в этих странах, но через местных членов банд подкупали деревенских лидеров, чтобы убедить жителей продавать дочерей в секс-индустрию. Якудза финансировал многие клубы, которые посещали японские мужчины в этих странах. И сегодня Филиппины остаются основным источником молодых женщин для продажи в секс-индустрию. Они приезжают в Японию, где им обещают хорошую работу, но в итоге оказываются в сфере интим услуг.

Якудза будет одним из главных получателей выгоды на Олимпиаде-2020
Ориентировочная стоимость Олимпийских игр в Токио в 2020 году составляет более 50 миллиардов долларов. Это означает, что на строительстве и ремонте олимпийских объектов можно заработать много денег. А якудза, как считают, собирает около 5 процентов всех доходов от строительства в Японии. Якудза также надеется, что потребность в рабочей силе для Олимпийских игр принесет им финансовые выгоды.
В настоящий момент якудза ведет масштабную войну
Боевые действия начались в 2015 году, когда 27 августа раскололась Ямагути-гуми, самая влиятельная преступная организация Японии. Более десятка фракций отделились от основной группы, сформировав собственную организацию Кобе Ямагути-гуми. В апреле 2017 года другая группа, Нинкё Ямагути-гути отделилась от фракции «восставших» и начала набирать членов с обеих сторон.

Боевые действия были отмечены избиениями, поножовщиной, коктейлями Молотова, разбитыми грузовиками и похищениями людей. По крайней мере, одного из боссов якудзы забили до смерти в собственном доме. Но поскольку жертв среди гражданского населения нет, не причинено никакого ущерба, на войну банд полицейские смотрят сквозь пальцы.
Хотя крупный клан Ямагути-гуми существует уже более 100 лет, его нельзя назвать «счастливой семьей». Организация состояла более чем из 80 конкурирующих фракций. Среди них четыре наиболее могущественные – Кодо-кай и Ямакэн-гуми, отделившиеся и образовавшие Кобе Ямагути-гуми. Две другие влиятельные группировки:
• Гото-гуми, которую возглавлял финансовый гений и социапат Тадамаса Гото;
• Такуми-гуми, известная финансовыми преступлениями, благодаря которым группа заработала сотни миллионов долларов.
Синобу Цукаса – строгий дисциплинар, который придерживается политики, запрещающую продажу и использование наркотиков. Это привело к возникновению серьезных трений среди группировок, которые получали крупный доход от наркотиков.
История триады, отличия от якудза
• Триады – «семейные» организованные преступные группировки. Территории, на которых действуют триады – Китай, Гонконг, Тайвань, Восточная и Юго-Восточная Азия, китайские кварталы в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и других странах.
• Гонконгская триада отличается от триад материкового Китая. В древнем Китае триада была одним из трех главных тайных обществ. Известные как мафия по-китайски или «преступные организации материкового Китая» они бывают двух основных типов: темные силы (слабо организованные группы) и черные общества (зрелые преступные организации).
• Триада – относительно современный английский термин. Он связан с треугольным символом на флаге Тяньдихуэй (Общества Неба и Земли), также известного как Хонмэн (Обширная Семья).
• Корни триад в древних тайных обществах, которые датируются 1000 г. до н.э.. Согласно легенде, первые триады были основаны китайскими монахами, преданными борьбе с несправедливостью. Говорят, что со временем эти группы стали настолько политически влиятельными, что смогли поддержать или свергать императоров.
• Боссов триад называют «головой дракона».
• Триады, возникшие из общества Хонмэн, работали с англичанами, привозившими опиум в Китай. В 19 веке они действовали как тайные общества, противостоящие суровому правлению Маньчжурской династии, династии Цин, которую этнические ханьцы считали варварами, и стремились заменить их старой династией Мин. Некоторые историки полагают, что триады, возможно, сыграли роль в свержении последнего императора в 1911 году.
• Растет влияние триад в Японии. Китайский криминальный элемент занимает сферы, которые долго удерживали якудза – проституция, азартные игры…
• Якудза и триада в чем разница? Китайские банды считаются более безжалостными и умнее, чем якудза. Один из членов якудза рассказывал, что «разница в том, что якудза верит в долгосрочные отношения, тогда как китайскую мафию устраивает сегодняшний день. Единственная цель для них – деньги, деньги, деньги… Для якудза, главное, остаться в живых, а потом уже заработать деньги».
Было время, когда фильмы об якудза были крупным бизнесом в Японии, особенно в 1960-х годах, когда количество членов якудза возросло до 184 000. Один из самых популярных актеров Японии, Кэн Такакура, сделал себе имя, сыграв на «легенду об якудза», как стоического и принципиального воина. Ямагути-гуми даже владела собственным агентством талантов, Кобе Гэйнося. Когда полиция прикрыла организацию, жена третьего босса приняла незаметное участие в управлении Ёсимото Когё.

В 2019 году несколько комиков, связанных с Ёсимото Когё, признались, что выступали на вечеринках, проводимых якудза в 2014 году, без ведома компании. 11 знаменитых артистов были уволены.