Песнь о море, солнце и горах

Нада Калина
Море – самое большое богатство Черногории. Мы увидели его еще в воздухе при посадке самолета в Тивате. Самолет шел на снижение. В этот момент воздушная махина переживает определенную нестабильность, плывет по невидимому руслу, покачивая крыльями то в одну сторону, то в другую, чем немало пугает пассажиров. В иллюминатор мы видим землю, усыпанную крохотными домиками размером со спичечный коробок, с черепичными крышами густо-апельсинового цвета. Вот горы, покрытые лиственными джунглями, и море… Сначала виден берег, одно мгновение и берега не видно – одна вода. Самолет летит все ниже и, кажется, вот-вот угодит крылом в морскую волну. Тут перехватывает дыхание, и ужас от мысли, что самолет, качнув крылом, прямо сейчас зачерпнет морской воды, охватывает всю сборную салона. Вдруг очутиться в море, даже если оно Адриатическое, совсем не входит в наши планы. Я сижу около прохода и нервно поглядываю на дверь в кабину пилотов. Кажется, что сейчас выйдет бортпроводница и скомандует всем срочно надеть спасательные жилеты. Тут мы еще успеваем вспомнить анекдот про свистки и глухонемую акулу. Страх крепко держит за глотку, хотя длится это непростое испытание всего несколько минут. Теперь самолет кренится в другую сторону, едва не задевая крылом горы – они совсем близко. «Почему ты мне не сказала, что тут еще горы есть?» - шепотом спрашивает Татьяна, она боится гор. Горы – вторая достопримечательность Черногории, хотя, возможно, и первая, это подразумевается в самом названии страны.

Приземлились, слава богу! Охнул весь пассажирский салон, захлопали как-то вяло, едва размыкая слипшиеся от страха ладони… Парнишка, сидевший у иллюминатора, вытер пот со лба: «В гробу я видал такие аттракционы…»

- Черногория … - я хотела сказать: страна мелкая, но опасная, но от волнения выговорила – странная…

- Сами вы странные, - ответила нам Черногория.

Уже в аэропорту Тивата нас встретили горы, темная дымка скрывала их верхушки и создавала несколько зловещее впечатление – горы уходили в небо на неизвестную высоту. Однако, горы для меня не менее притягательны, чем море. В студенчестве я ходила по крымским горам – в день от 5 до 20 км. Маршрут был не самый сложный, так что я не была маститой скалолазкой. Однако из Севастополя до Ялты дошла по горам. Теперь горные переходы мне не грозят, но я помню непередаваемое переживание гор - воздух свободы, ощущение простора, каменистые подъемы, скользкий спуск, захватывающие дух виды сверху! 

День был ветреный и слегка пасмурный, я даже немножко забеспокоилась, все-таки везу подругу на пляжный отдых, а погода нас не жалует. До Будвы доехали на автомобиле за 30 минут. Нас вез молоденький Джордже – по-русски Георгий, он же Гоша, он же Гога, он же Жора. Мы у него немного поспрашивали про Будву. А что было спрашивать? Как приехали, тут же пошли знакомиться с городом. Но сначала бросились к морю!

Адриатика. На местном наречии Jadran. Пока летели в самолете, я все силилась вспомнить название югославского магазина в Москве, который мы любили в советские годы. Увидела название ресторана на побережье и вспомнила: Ядран!

Название Адриатического моря пошло от древнего порта Адрия. Как поэтично звучат эти слова – Адрия, Адриатика. Когда-то наш с мужем незабвенный друг Глеб мечтал искупаться в разных морях – Красном, Желтом, Средиземном, Карибском и т.д. Я тогда посмеялась над ним: какая разница? Морская вода везде одинаковая. А теперь я его понимаю – все моря совершенно разные; у каждого есть свой характер и своя неповторимость - цвет, температура, прозрачность, концентрация соли, волна, настроение. Адриатическое море в Будвинской ривьере особенное – по цвету лазурно-изумрудное, необыкновенно прозрачное и жутко соленое. Татьяна любила полежать на поверхности воды и утверждала, что утонуть тут невозможно, даже если захочешь – вода просто выталкивает наверх. А мне так нравится название – А-дри-а-ти-ка!

В первый день море слегка штормило, пенная волна то и дело набегала на галечный берег. Купающихся не было, но на пляжах – а их тут много – кое-где загорали люди. В этот день войти в море мы не решились, но налюбовались вволю.

Побережье бухты имеет форму вогнутого полукруга, мы чаще всего останавливались в центре этого полукружья – мы центровые! Вокруг горы – одна за другой, чем ближе гора, тем темнее и четче ее очертания, за ней гора посветлее, а следующая – совсем матовая, в дымке. Горы с левой стороны от моря всегда разного цвета – то серые  с темно-зелеными прожилками, то золотисто-оранжевые – на закате, то в кудрявых белоснежных облаках, то в дымке цвета золы. Ими мы любовались и снимали их на камеру телефона или фотоаппаратом. По центру бухты в зоне видимости находится остров Святого Николая, даже на острове высится гора, покрытая зеленью – она напоминает горб старика. В разную погоду горбатый остров тоже выглядит по-разному. Нескучная, однако, природа в Черногории. Постепенно во время нашего пребывания в Будве, Татьяна перестала боятся гор, прониклась уважением к ним и даже симпатией.

Сначала прогулялись по побережью. На побережье все выглядит как в обычных курортных зонах с жарким климатом. Прямо за пляжами уютные кафешки с красивыми южными названиями – «Azzuro», «Tropico», «La Bocca», «Ambiente», «Jadran», «Obala». Высокий сезон еще не начался, всюду идет подготовка к шквалу туристов, многие заведения находятся в состоянии ремонта – тут что-то мастерят, красят, замазывают. Это не мешает восприятию красоты, потому что черногорцы – люди неспешные, вальяжные, работают без особого ажиотажа, неторопливо и неслышно. Тут же за прибрежной линией ресторанов находятся ночные клубы и дискотеки, многие только готовятся к наплыву молодежи,  хотя позже мы видели веселую кучку ряженых, направляющихся в одно такое громкое ночное место.

Самый длинный пляж побережья бухты называется Славенска плажа, мы открыли его во время прогулки в сторону  поселков Рафаиловичи и Бечичи. До поселков мы не разу не дошли, хотя одна российская подвыпившая туристка нам настоятельно рекомендовала прогуляться по тоннелю к пляжу в Бечичи. Честно говоря, на жаре и мы чувствовали себя по-черногорски лениво, но несколько пляжей за наш короткий отпуск мы все же освоили. На Славянском пляже нашли бар «Сан-Тропе» -  фантазеры-черногорцы!

Поскольку мы выбрались в Черногорию в мае, а сезон начинается в июне, шезлонги и зонты почти на всех пляжах были бесплатные – нам просто повезло. Я в основном пребывала под зонтом, предупреждая солнечную аллергию, однако умудрилась словить черногорский загар во время прогулок. Берег на всех пляжах песочно-галечный, с приятным массажным эффектом.
 
В первую ночь мы спали как дети – шел дождь. Утром облака развеялись, вышло солнышко, нежаркое, ласковое. Ах, как стало солнечно на душе!

Теперь солнца в Будве - полная бухта! Первый хмурый день ушел безвозвратно, все остальные дни нашего пребывания в Черногории были ослепительно солнечными.

С каждым днем отдыхающих становилось все больше. Очень много мамаш с детьми, были и семьи, и отдельные дамочки вроде нас с Татьяной и солидные дамы больших размеров. Отдельно можно выделить мужскую часть любителей пляжа. Они высокие, коротко стриженые  и бородатые – все на одно лицо, по всей вероятности, местные мусульмане. Эти всегда отдыхают кучками, женщин при них нет. Пару раз видела одетых почти до пят мусульманок в шезлонгах. Что они делали на пляже? … А что делала на пляже я? На меня, одетую и лежащую под зонтом, тоже посматривали с подозрением. «А я морским воздухом дышу! Вот!» Мне на радость Танечка моя вовсю загорала и купалась. Однажды она с пляжной знакомой доплыла до буйков – то ли еще будет! На пляже мы лежали рядом, вспоминали, как в молодости загорали во ржи топлес, плавились под горячими лучами солнца, я неизменно с книгой (заучка!) – засыпала, прилипнув к страницам. Теперь я опять с книгой - дежавю.
 
По пляжу иногда ходят торговцы-разносчики, пока их немного. Предлагают кукурузу - куда ж без нее!, солнечные очки – «очень хорошие!», и один сгорбленный мужичонка носит бутылочки с маслом для загара. Однажды, увидев этого мужичка по дороге на пляж, я толкнула Татьяну: «Вон наш мужик с маслами», а ей показалось «с мослами». Похохотали! С Таней так легко окунуться в юность, нам так хорошо вместе, что все вокруг, кажется, создано для нас и для смеха.

На пляж мы, как правило, ходили два раза – до обеда и после 4-х часов дня. Полуденную жару мы пересиживали дома, готовили себе простенький обед, пили кофе, курили (я – чисто умозрительно). После флегматичной сиесты снова шли к морю, активно валялись на лежаках, иногда на гальке, позволяя природным стихиям и приятной истоме проникать внутрь наших тел. Ядран шептал мне в ухо ласковые слова на морском, но понятном мне языке: «Я не забуду тебя…», «Я тебя тоже!» – отвечала я морю. Постепенно в ленивом пребывании на морском берегу я все больше проникалась чувством неги, необъяснимого счастья  и оправданности ничегонеделания. Да здравствует пляжный отпуск!