Песнь о Будве, маленькой и неповторимой

Нада Калина
Слово «ривьера» вызывает у любого человека самые приятные ассоциации: горячее солнце, теплая морская волна, мягкий песок, шум прибоя, благоуханный воздух.  Точно такая Будванская ривьера. А центр ривьеры – город Будва, куда мы и прибыли отдыхать.

Что касается названия города, то тут существует несколько легенд. Мне нравится легенда о каменщике Марко. Бедный Марко полюбил Елену, но родители не хотели отдавать ее замуж за каменщика и всячески препятствовали любви дочери. Однажды влюбленные решили бежать, за ними устроили погоню, и когда их чуть было не схватили, девушка и парень бросились в море и превратились в двух рыбок, которые поплыли вместе.  Стоящие на берегу люди закричали: «Коедно нек буду два» (Пусть двое будут как один). «Буду два» или Будва и стало названием места, где это все приключилось.

 Будва, как и другие города Монтенегро, располагается по берегу Адриатики, домики не умещаются на побережье и лезут на горный ландшафт, поросший маквисом - плотными зарослями вечнозеленых кустарников, типичных для средиземноморского климата. Мы с Таней заметили еще по дороге из Тивата в Будву, что сквозь плотную поросль вряд ли можно прорваться – это настоящие джунгли.

Население Будвы всего около 15 000 человек, в курортный сезон приезжающие перенаселяют этот маленький город, доводя цифру жителей до 150 000. Как только Будва не лопается! Город делится на Новый и Старый. Мы жили в Новом Городе, где кроме обычных объектов инфраструктуры и небольшого количества современных высотных домов – отелей высокого уровня - множество двух- и четырехэтажных гостиниц и совсем небольших гостевых домиков. Они стоят довольно плотно, стенка к стенке или забор к забору. Домики утопают в зелени. В саду рядом с нашим жилищем растут оливковые, инжирные, мандариновые деревья, хурма, киви и, конечно, виноград, увивающий крышу тенистой терраски. На дороге, по которой мы ходили на пляж, растут тутовые деревья, вся дорога усеяна опавшими ягодами. Однажды мы видели, как  мужчины – уж точно не местные – лезли на дерево, пытаясь сорвать плоды. Тут мы отыскали в закоулках нашей памяти случай из юности, связанный с тутовником. Это было в молдавской деревне Малаешты, фрукты еще не поспели, а тутовые деревья – они росли прямо на улице - уже плодоносили, так девчонки из нашего сельхозотряда, в том числе и мы с Татьяной лакомились ягодами, причем для этого нам приходилось залезать на деревья. Таня моя тогда застряла между толстыми ветками, а я ее вытаскивала… Похихикали, но на дерево лезть не решились… Если Таня снова застрянет, я ее уже точно не вытяну.

В Будве много пальм, кипарисов и других чисто южных растений. Есть пальмы без листьев, голые – вид у них довольно древнеримский, неприличный. Белые домики с оранжевыми черепичными крышами живописно смотрятся в пышной зелени, вокруг домов разбиты полисадники с изумрудными газонами,  зарослями роз, гортензий, сиренево-розовых бугенвиллий (жутко горжусь, что запомнила такое сложное название). На улицах, там, где у нас привычно растут липы, тополя, клены, создавая тенистые аллеи, здесь в ряд посажены пальмы, шелковичные деревья, внизу под ними агавы и другие экзотические кустарники. Среди экзотики можно найти и вполне себе знакомые ели и березы.

В первый день, выйдя из дома на прогулку, мы сфотографировали дом и ближайшее окружение, чтобы потом найти свое жилье. Но где там! Других ориентиров мы не запомнили и долго кружили по району, чувствуя, что где-то здесь наш милый трехзвездочный домик. Да где же он? Полная топографическая шизофрения! Главное, что у меня была распечатка брони апартаментов с указанием адреса. Вот, что нам могло бы сейчас помочь. Но эту несчастную бумажку я, кретинка, оставила дома для пущей сохранности! Короче, мы устали, сбились с пути, почти отчаялись, потом обнаружили местную «Эйфелевую» башню, крошечную копию французской «красавицы», от нее мысленно провели линию, нашли на углу улицы Admiral club, вспомнили его и, наконец, вышли на свою улицу. Для дополнительной ориентировки мы потом запомнили «пиратский» корабль на побережье, где, по всей видимости, будет открыт очередной ресторанчик, а сейчас корабль пуст, но паруса призывно развеваются. Рядом с Эйфелькой, благодаря которой мы таки нашли путь домой в первый день, находится казино «Лас-Вегас», по дороге на пляж мы всегда проходили мимо этого крошечного заведения. При нас оно не работало – и слава богу!  Мы – женщины слабые, лишние искушения нам ни к чему.

Какие высокие и красивые в Черногории мужчины – просто загляденье. Может, это средиземноморский климат способствует формированию такой красоты. Судя по всему они еще обладают недюжинным здоровьем, потому что, несмотря на вредные привычки, выглядят просто супер. Сначала мне показалось, что все мужчины похожи друг на друга. Как будто братья из одной баскетбольной команды – высокие, фигуристые, коротко стриженые и с бородами. Думала, что бороды в Черногории нынче в тренде. Все объясняется гораздо проще: все похожие с бородами мужчины  - мусульмане. Не наши. Но безбородые тоже хороши.

За линией открытых кафешек и ресторанов на набережной находится небольшой район торговых палаток со всякой всячиной туристической и курортной тематики. Для интереса мы прошлись по точкам, но ничего более или менее значимого или качественного не нашли. Чуть позже мы узнали, что среди курортов Черногории Будва - самый дорогой город. Это наш выбор - уж любить  так королеву!

Познакомились как-то раз с будванским рынком. Он маленький, чистенький, все продукты в холодильных витринах. Пока прошлись по рынку, наелись:  сначала пршутом (копченое мясо), говяжьим и свиным, потом сырами, маслинами и наконец, заполировали съеденное домашним вином – его давали нам в пластмассовых пробочках. Купила домой вкусненькое домашнее оливковое масло.

Черногория, в принципе, ничего не производит, а живет большей частью за счет туризма. Разбросанные по берегу Адриатического моря черногорские города такие лакомые для летнего отдыха. Сюда слетаются люди со всего света, чтобы насладиться приятным пребыванием на море, полюбоваться замечательными природными красотами, познакомиться с чудесными архитектурными изысками, уникальными историческими памятниками, ведь есть в Черногории города, сохранившие артефакты, относящиеся к временам Римской империи.

Будве, к примеру, 2500 лет! В Будве вся старина сосредоточена в Старом городе. Он находится на мысе Будванской бухты. Старый город была разрушен во время землетрясения в 1979 году, а впоследствии отстроен заново.  По набережной можно дойти до мощной стены темно-серого камня с небольшим полукруглым входом внутрь. В таких местах четко чувствуется, что здесь застряло время – вот за что я их люблю. Даже воздух от стен – древний. Можно бесконечно рассматривать средиземноморские жалюзи на окнах, балкончики из темного кованого металла, вывески, узкие улочки и проходы, тесные дворики и, наконец, площади, где предприимчивые черногорцы устроили открытые кафе, естественно, недешевые.  Здесь много уютных магазинчиков сувенирной продукции, одежды, ювелирных изделий - мы, сороки, не преминули обсмотреть все предложенные украшения ручной работы, даже кое-что присмотрели и приценились. У первой же ювилирной витрины нас увлек продавец Эге, молодой черногорец с лихой залаченной стрижкой. Он с ажиотажем показывал нам кольца и перстни с природными камнями, обещая невероятные скидки. Когда он перешел к позолоченным вещам, я вслух предположила, что это украшения для мусульманок (по мне так слишком ярко!), Татьяна тонко поправила меня: для восточных женщин. Надо быть аккуратными в высказываниях: Эге – мусульманин, правда, он признался, что неправильный мусульманин. «Без бороды»,- заметила я. Мы попрощались с Эге, не сделав покупок – ведь мы первый день в Будве. Таня предложила перед тем как сделать любую покупку в Черногории, сразу не покупать, а выйти на улицу перекурить, чтобы взвесить все «за» и «против», поразмыслить над тем, действительно ли эта вещь так нужна, так хороша и стоит той цены, которую запрашивают.  Короче, потом мы остыли и решили не тратить денег на ювелирку. Мудрая у меня подруга!

Мы пришли в Старый город еще раз, исходили все улочки и переулочки.  Внутри обнаружили Музей археологии, в Будве до последнего времени находят следы древности, разные старинные вещицы собраны в музее. Здесь специально сохранен уголок с каменными останками древне-римских терм. Гуляя мы натыкаемся на стену Цитадели – на ней читаемая надпись на местном наречии. Еще дальше церкви – церковь Святой Марии (840 год!!),  маленькая кругленькая почти без окон православная церквушка Святого Саввы Сербского. Сразу же за цитаделью высится церковь Святой Троицы (начало 19 века) – тоже православная и действующая. Прямо на староградскую площадь выходит мощная стена, выложенная рядами белого и красного камня, наверху в прорезях окошках – три колокола, крыша покрыта оранжевой черепицей, как и другие здания в Старом городе. Стиль постройки – византийский.  Мы побывали внутри – в алтарной части увидели позолоченный иконостас, фотографировать здесь запрещено. Несмотря на то, что церковь православная, она не показалась родной, но от этого не стала менее привлекательной.

Церковь Святого Иоанна (Крестителя) – главный и знаменитый храм Будвы, построен в 17 веке. Вообще-то это католический костел. Колокольня его видна из любого уголка города. Это символ города и его можно увидеть на открытках. Я купила себе на память акварель с видом Старого города и колокольней церкви Святого Иоанна. В храме мы с Татьяной поставили свечи – каждая за свое…

Мы дошли до  крепости, окружающей Старый город. Прямо за крепостью находится еще один будванский пляж – Могрен. Отсюда открывается вид на море и синие горы – ух ты! Довольно просторная площадка для туристов, часть ее занята современным амфитеатром – сидениями для зрителей и слушателей. Наверное, здесь устраивают какие-то праздники или концерты.  Какой-то местный музыкант изображал что-то музыкальное, подергивая струны гитары. Но его было плохо слышно – майский день в Будве громко звенел! Горько-соленый воздух моря вперемешку со сладким душным запахом южных цветов, всплески волн, щелчки фотоаппаратов, приглушенные голоса разморенных на солнце гуляк, томление дня окутывало со всех сторон, солнечный круг  повис над староградской площадью, время замерло …