Песнь о бедной Черногории

Нада Калина
Черногорцы живут в стране,оторванной от большой и дружественной нам Югославии, многие немолодые люди еще помнят это и любят русских (здесь имеется в виду любовь общечеловеческая). Страна миниатюрная, бедная, так как ничего не производит, но богатая природа и средиземноморский климат определили основное направление деятельности черногорцев – туристический бизнес. Поскольку туризм носит сезонный характер, то заработки многих жителей зависят от сезона. Не могущие зарабатывать в остальные месяцы, кроме курортных, вынуждены мигрировать. Миграции эти могут носить постоянный или временный характер. В общем, несладко приходится народу.

Бедность страны мне, ушлой путешественнице, бросилась в глаза. Но когда я несколько раз проговорила это, да еще в мимолетных разговорах с местными жителями, Таня сделала мне замечание:

- Не говори ты все время, что Черногория бедная, черногорцам это обидно!

Я приняла критику, но от того, что перестала произносить слово «бедность», Черногория, увы, богаче не стала.

В целом, настроенные на туристов черногорцы ищут всякие пути и способы заработка. Многих туристов они считают богатыми – ну, раз приехали или прилетели из-за гор, значит, денежки у них водятся. Задача черногорца вытрясти из туриста как можно больше евриков. Пребывая в Будве, мы с Таней все думали, чем же здесь можно заработать. Может, есть какие-то местные промыслы. За наш короткий отпуск мы сделали такие выводы:

1. Промышленные товары – в основном, неинтересные, импортные, своего ничего нет, по крайней мере, мы не обнаружили. Все очень дорого. В одном магазине увидели сумочку из кожзаменителя – абсолютно как у меня дома, она была раз 20 дороже моей. Одежда продается приблизительно по тем же ценам, что и у нас, но ничем нас не поразила.

2. Некоторые черногорцы зарабатывают на изготовлении и продаже ювелирных изделий с натуральными камнями и позолоченной отделкой, кстати, весьма оригинальных. В Старом городе маленькой Будвы мы обнаружили кучу ювелирных магазинов, облазали все прилавки и даже кое-что выбрали. Дорого! «Богатые» туристы могут себе позволить, думают себе черногорцы.

3. Осмотрев местный рынок, мы поняли, что продажа продуктов тоже неплохое подспорье в получении пусть и небольшой, но прибыли. Местные продукты интересны не только туристам, но и жителям Будвы, не занимающимся сельским хозяйством. Особенно можно выделить виноделие. Мы осмотрели продукцию одной семейной пары: крепленые и крепкие напитки – ими занимается муж; вина – сфера деятельности жены. Все напитки разлиты в бутылки с этикетками. Подарочные варианты в фирменных коробках. Все выглядит очень достойно и, скорее всего, является прибыльным делом.

4. Услуги для туристов предлагаются в больших количествах на каждом шагу, прибрежные рестораны с музыкой и зазывалами, клубы и дискотеки на открытом воздухе, организация экскурсий – в туристическом бизнесе черногорцы работают усердно, перебивая друг друга кто чем может. В экскурсионном бизнесе нам встретился русский предприниматель, приехавший в Будву на постоянное жительство. А экскурсию в Боко-Которский залив мы купили у бывшей украинки.