Песнь о смятении чувств

Нада Калина
В первый же день на пляже симпатичный бородатый зазывала приглашал нас вечером в ресторан с живой музыкой. Мы обе, жутко уставшие от бессонной ночи (распереживались в ожидании полета в отпуск – прям старушки!), поужинали в наших апартаментах и завалились спать в 8 часов по местному времени. Спали мертвецким сном почти до 10.  Зато выспались.

Потом повалялись на пляже, прогулялись в Старый город, проголодались и решили позавтракать - по времени уже, собственно, пообедать. Поскольку Лука посоветовал нам всего лишь два ресторана, где можно прилично поесть, - «Обала» и «Тропико», то мы и пошли сразу в первый. Взяли на двоих салат и каждый по мясному блюду. Еда была вкусной – не обманул Лука, но ее оказалось невероятно много и мы решили, что будем брать одно блюдо на двоих, о чем даже договорились с официантом. «Обала», что значит берег, стал нашим единственным рестораном в Будве, так уж случилось. В ресторане есть застекленное помещение, столики внутри накрыты белыми скатертями, на них белая тонкая посуда, изысканные подсвечники под серебро, вечером горит красивое светильник-дерево. Мы обычно ужинали в крытом сверху и открытом с боков зале. За этим залом еще два ряда столиков под тентами. Прямо за этими выставленными на улицу столиками начинается пляж. Тот же самый зазывала, увидев нас за обедом, опять пригласил нас здесь же и отужинать, пообещав живую музыку – шансон. «Мы не любим шансон, - сказала Татьяна в ответ, - Но ужинать придем».

Вечером заказываем ужин. Обещанная музыка уже звучит, но это не шансон, слава богу. Быстро темнеет. На столах в стаканчиках мерцают свечи желто-кремового цвета. У нас на столе в вазочке мелкие желтые хризантемы. Вкусная еда, море, свечи, вино, музыка… Незабываемые ощущения! «It’s a wonderful, wonderful life…» - поет певец на злобу дня. Жизнь действительно прекрасна. Переписываемся с внучкой онлайн по WhatsApp. «Хочу к тебе-е-е-е-е-е-е-е-е-е!!» - пишет она в очередной смс-ке. И я сама себе завидую…

Я сижу лицом в зал и могу рассмотреть ресторанного певца. Издали он похож на Бельмондо в возрасте. По крайней мере, первое впечатление было такое. Татьяна со мной не соглашается. Приглядевшись, вижу, что нос у певца более тонкий, не помятый, а губы не такие развязные, как у Бельмондо. Теперь он поет песню из репертуара Адамо – «Падал снег». Очень неплохо перепевает. Следующая песня на русском языке – «Журавли», мы немного оживаем, по окончании аплодируем, обнаруживая свое русское происхождение. Певец по-русски благодарит нас за аплодисменты. Еще несколько песен на английском, на итальянском и на французском языке. Дальше «Как упоительны в России вечера». Просто здорово! Голос у певца мягкий, поет ненавязчиво, но проникновенно.

Потом была просто прелестная песня на словенском языке «За дружбу!» Я понимаю, что уже слышала эту песню, и она мне очень нравится. Потом идет песня Стинга «Shape of my heart». Неожиданно и опять достойно. Как певцу удалось перепеть Стинга? Фантастика!

На следующий день и во все остальные мы снова идем в «Обала» ужинать и слушать музыку. Как всегда подходит хозяин заведения – нам это льстит. Мы хвалим еду, Бернарда и выказываем полное удовольствие отдыхом. Здешний ресторанный певец в перерывах тоже подходит к нам, что-то спрашивает, желает хорошего вечера. Потом однажды присаживается рядом с Татьяной, курит, рассказывает о себе. Наш будванский соловей говорит на русском языке с понятными вставками на черногорском. Он полгода работает в Будве, конечно, в курортный сезон. Поет в этом ресторане без выходных – 190 дней подряд, купаться в море он себе не разрешает, боится заболеть, а по контракту болеть ему нельзя. Зимой уезжает на заработки в другие страны Европы, чаще всего в Чехию. Не раз бывал в России, в том числе, в Санкт-Петербурге и в Рязани, но в России не работает, ездит в гости к друзьям. Увлеченно рассказывает о Константиновке и о Есенине. В общем, он – бродячий музыкант: нынче тут, завтра там.

Мы с Татьяной неисправимые кофеманки. Но несмотря на то, что взяли с собой из дома большой запас растворимого кофе, днем мы частенько пьем кофе в городе. В «Обала» к кофе подают комплимент от заведения – выпеченный «хворост». Мы избаловались и стали пить кофе именно здесь – тут нас так любят! Как правило, мы гадаем на кофейной гуще – чем еще заняться в ленивый черногорский полдень?
Чувствую, как я все больше увлекаюсь живой музыкой. С радостью иду ужинать в «Обалу», чтобы послушать песни любимых певцов всего мира – Челентано, Адамо, Стинга, Джо Дассена, Хулио Иглесиаса.  В репертуаре бродячего музыканта есть и русские песни: «Как упоительны в России вечера», «А на том берегу», «Город, которого нет», «Подмосковные вечера». Сам он любит песни на итальянском и испанском языке, яркие и страстные. У него манящий голос и такая чарующая манера исполнения - ноги подкашиваются.

О музыке и музыкантах я думаю как об очень отдельных объектах - котлеты отдельно, мухи отдельно.

Музыка действует на меня магически. Так было всегда. В юношеском возрасте, когда у меня были приступы нелюбви к себе и окружающим, когда было отвратительно на душе, я устраивала себе музыкальные вечера – слушала свои любимые пластинки. Я слушала и плакала, думая про себя: «Все-таки есть что-то, ради чего стоит жить – это музыка!» Она давала мне силы и надежду на радость, возвращала меня к жизни… На разных этапах моего жизненного пути это была музыка самых разных авторов и исполнителей. В школьные годы на концерте я впервые услышала скрипичное произведение Грига – аж, мурашками покрылась, потом «болела» неделю. В этот момент родилась неистребимая любовь к музыкальной классике. Современная музыка начиналась, конечно, с нашей не слишком преуспевающей советской эстрады… Ах, ты, боже мой, «Там, где клен шумит» - 10-й класс. Наш сегодняшний музыкант исполняет эту песню бархатным голосом и с таким милым акцентом… Потом расчудесные песни нашей отечественной группы «Цветы», одна «Звездочка» чего стоит (столько девичьих слез под нее пролито), немецких групп «City», «Pudhys», «Karat», Элтона Джона, Фреди Меркьюри, Криса Ри, Стинга, Милен Фармер, Игоря Талькова, Алексея Рыбникова, музыка гитаристов Пако де Лусия, Криса Сфириса, Виктора Зинчука …

Музыкантов всю жизнь избегала…Ненадежные это личности. «То им то, а то вдруг раз! – и это…»

Помню, как в юности я сознательно сторонилась лохматых гитаристов в потертых джинсах. Я боялась попасть в сети праздной компании слишком свободных нравов – свободная любовь пришла к нам с иностранной музыкой, а музыку несли в народ косматые музыканты. Молодые люди, перепевающие мировые хиты, мне в юности не очень нравились. По натуре я была девушкой увлекающейся. Я боялась вляпаться. Было опасение, что в компании музыкантов встречу какого-нибудь самородка и тогда – жизнь под откос! Но все-таки музыканты – одно, а музыка – другое!... Эту самую музыку при всем я так любила, просто задыхалась от восторга от песен Beatles,  Bee Gees, Pink Floyd, Queen, Rolling Stones… До сих на улицах нашего города встречаются музыканты тех давнишних лет – они все в тех же джинсах, еще более потрепанных и нестиранных – будто с тех пор их не снимали, все такие же лохматые – только волосы поседели и сплелись в неопрятные сосульки, неизменно с футлярами или с музыкальной аппаратурой - теперь синтезатор умещается подмышкой. С каждым годом они становятся все более жалкими и смешными, а думают, наверное, что по-прежнему неотразимы и притягательны для женщин. На самом деле притягательной остается музыка!

Черногорец, видимо, столуется в ресторане, в котором поет. Однажды я увидела его за столиком днем, когда мы пришли пить кофе. Странно было видеть его не в концертной, а в обычной одежде, на нем как на всех курортниках были шорты, гавайская рубашка, соломенная шляпа. В какой-то день он пришел пить кофе с нами. Говорили о музыке. Он рассказал, как работает с каждой отдельной песней. Судя по его богатому репертуару просто жить ему некогда, он подолгу учит каждую новую песню, а вечером поет уже отрепетированное. Ему легко даются песни Стинга. Он утверждают, что в музыкальном смысле эти песни  просты и незамысловаты – всего несколько нот. Удивительно, я много раз пыталась петь их и ни одну песню мне не удалось перепеть. А ведь раньше я все песни могла не просто спеть, а разложить на два голоса, моя преподавательница вокала удивлялась, когда я вдруг правильно запевала вторую партию незнакомой мне музыкальной вещи. А вот три ноты Стинга мне никак не под силу. Именно здесь, в Будве, я вдруг вспомнила, что когда-то пела – давно-давно, в прошлой жизни. Потом, поняв, что музыкальность исчезла – оказывается, такое бывает, если долго не заниматься музыкой – я бросила петь и забыла о моих певческих способностях. Я стала отдавать предпочтение прослушиванию музыки, в первую очередь, классической – Моцарта, Бетховена… Иногда случается нечаянный взрыв, когда музыка прошлых лет врывается в душу и все переворачивает. Так случилось и сейчас… Мне захотелось петь! Вот так нечаянно путешествие открыло мне не только новую страну, но и меня саму.

Все будванские вечера получились музыкальными. Мы то слушали песни на разных языках, то беседовали с певцом-музыкантом, который в перерывах подсаживался за наш столик. Из разговоров с ним мы узнали, что он был женат на чешке, и сейчас он часть зимы проводит в Чехии. Наверняка, он и чешский язык знает. Хорошо, когда есть постоянная практика для поддержания иностранного языка. Приехал в страну и раз! – переключился на другой язык. Супер! Как филологу мне этот факт импонирует. Мы говорили с нашим бродячим музыкантом на разные темы. Он рассказывал о Черногории вообще, о Будве. Здесь, как и во многих других городах, люди живут только туризмом, никакая другая отрасль не дает стране прибыли, а людям - работы. Курортный сезон длится полгода, вторую половину года люди живут на заработанные в высокий сезон деньги, а те, кто не занят туристическим бизнесом, вообще не знают, как жить, и вынуждены уезжать на заработки. Кроме того, певец разъяснил нам ситуацию с вхождением Черногории в НАТО. Решение об этом было принято лидерами страны, а народ был очень недоволен. Многие черногорцы считают этот акт ненужным и пустым: ни НАТО ничего не выиграло, ни Черногории это ничего не дало.

Однажды мы изменили нашему ресторану и пошли пить кофе в другое место.  Музыкант, вероятно, хотел присоединиться к нашему кофепитию, но не нашел нас на прежнем месте и завтракал в одиночестве… Вечером он как всегда пел песни на разных языках, как положено и как оговорено в контракте с хозяином заведения.  Когда запел «Голубку» (Уна палома бланка), он искусно вставил в испанский текст фразу на русском языке: «Я так давно тебя не видел – целый день». У меня вилка выпала из рук…

В прощальный вечер черногорец пел особенно вдохновенно. Я пыталась не смотреть в его сторону. Все что он пел, мне слышалось по-иному, как будто в известный текст вкладывался какой-то сакральный смысл. Вот он поет песню Ричарда Маркса: «I will be right here waiting for you…» (Именно здесь я буду ждать тебя), потом Малинина: «Там я в мае с тобой, здесь я маюсь один…», дальше: «Не вернется вновь это лето к нам..» Я, дурёха, расплылась, развесила уши…А его баритон на всех языках въедливо повторял: «Не забудь и ты эти летние черногорские вечера…» Уж не забуду.

Все-таки я вляпалась… Как же это я, старая калоша, потеряла бдительность?... Есть песенка с нехитрыми и мудрыми словами «Зачем ты, Маня, полюбила басиста?» Зачем мне это душевное смятение на старости лет? А зачем это ему?... А-а, не буду думать, зачем. Ему нужно вдохновение, что же еще. Музыканты – это особая прослойка общества, живущая по своим законам, а бродячие музыканты вообще живут сегодняшним днем, радуются творческому выходу энергии, жаждут новой музыки, новых песен, а остальное в их жизненные ценности не входит. А я? – меня захлестывает счастье! Я как никогда полна самых лучших надежд, желание жить и творить буквально распирает меня, каждая клеточка моего организма зашевелилась, мне хочется активности и бурной деятельности. И совсем не хочется думать о медицинских прогнозах… Разве это не повод порадоваться? Буду долго писать свою черногорскую книгу, буду писать стихи, может, еще попутешествую и родятся новые путевые заметки, и еще я буду петь – я решила… Я хочу жить и хочу петь!!! Черногорский музыкант вернул мне музыку.

До свидания, Будва! До свидания, А-дри-а-ти-ка!

*****

В аэропорту Тивата мы присели в зале в ожидании своего самолета. Неожиданно увидели огромный рекламный баннер: «The Future starts now“. Это же для меня!… Конечно, это написано для меня!

С этим девизом и буду жить дальше: «Будущее начинается сейчас».