Параскева Пятница

Василий Акимов
  В архивных документах 19 -го века сохранились воспоминания одной старушки: «В то время на горе был густой темный лес. Едва заметная тропинка вела под гору, где был пчельник. Я ходила с сестрой и, заметив однажды там воду, мы начали расчищать это место. Вырыли ямку, она наполнилась водою: напились, умылись, зачерпнули домой, напоили и умыли детишек своих. Вода – холодная, легкая, вкусная – опять на родник, опять расчищаем место глубже и шире. Вода опять наполняет расчищенное место. И вот однажды нашли на этом месте медную икону святой мученицы Параскевы. Услышав об этом, народ стал собираться к источнику, петь молитвы, читать псалтырь и акафисты. Два раза уносили икону с родника в Краишевскую церковь. Но Господу угодно было, чтобы она оставалась на месте своего явления,

  Услышав, что около Краишевской горы появилась в роднике икона Святой мученицы Параскевы, из разных мест стали в Краишевку собираться сестры и образовали общину, а начальство мирское не позволило сестрам жить у родника, на горе. Но они все просили помощи у святой Параскевы. И вот однажды приехал кто-то из чиновников и говорит: «Какая тут мученица Параскева? Что тут за явление икона? Взял камень и начал стирать лик мученицы. Кощуник был наказан – не успел он отъехать двух верст, когда переправлялся через реку, ударил гром, и у него перекосило лицо. Тотчас он вернулся – усердно молясь, отслужил молебен мученице Параскеве».

  Есть в Белозерском районе место, связано с именем Параскевы Пятницы. В народе его называют – Ива чудотворная или Святая райда. По рассказам местных жителей, райда выросла на месте часовни в честь – Параскевы Пятницы. С появлением Святой райды среди жителей Сунского поселения существует несколько преданий. Вот одно из них.

  Между поселениями: Мунским и Шубачем расположено огромное размеров болото, называемое Пустынь. Среди болота, на островке, стояла церковь. Во времена польского нашествия ее разрушили. Икону Параскевы Пятницы хотели вести в Роксому, но шестеро мужчин и поднять не могли. Четверо мужчин хотели унести в Волоцкое, тоже не унесли. Но двое мужчин с поселения Сунского взяли и понесли и ее начиналось икону, около деревни Юрино присели отдохнуть. На этом месте была выстроена часовня.

  Как она выглядела, рассказала Осипова Ульяна Александровна 1918 года рождения, из деревни Приволье: «Вот была – это на Мунском. На Мунском была цясовня сделана – от церкви уж далеконько там, в поле была. Эта цясовня была сделана на стовбах – ну, перила были кругом обнесены, и крыша была. Стовбы наставлены, и перила сделаны,  и перила сделаны, перила есть все и крыша на стовбах».

  Большим престольным праздником в Мунском была Пятница Ильинская, - празднование ее начиналось в четверг у часовни, поскольку она была построена в честь Параскевы Пятницы. Сюда приходили не только местные жители. Поклониться Святой Параскеве шли с Палшемо, Заречья, Иткольского, Чистого Дора.

  Празднование Пятницы Ильинской продолжалось – служба в Покровской церкви, ход к озеру: здесь проводился обряд купания в священной воде. Взрослые купались самостоятельно, детей купали, в сооруженной площадке – иордани. После купания одевались в чистую одежду, а грязную бросали в озеро или оставляли на берегу.
  Этот праздник сопровождался большой ярмаркой. Ильинская ярмарка славилась товарами, здесь продавали: лен, деготь, кожу, пушнину. Купцы вели торговлю не только внутри страны, примерно, как с Сибирью, но и с Голландией, Германией. Китаем. Географическое положение Вологодской губернии позволяло заключать выгодные сделки: - это узел пересечения торговых путей.

  Трудно себе представить, что такая ярмарка находилась в семи верстах от деревни, где родился Сережа. В шестидесятые годы прошлого столетия, как помнит он, церковь Покровская еще стояла, но обряды проводились нелегально. Проводились они старушками, унаследованной  традицией поколений, с нарушением правил ретуала.
  Молодежь в обрядах не участвовала, так как были неверующими.

Бога нет, царя не надо,
Губернатора убьем,
Платить подати не станем,
В солдаты не пойдем.

  Праздник Пятница Ильинская по традиции сохранился: отмечали его во второй половине июня. На праздник собиралась молодежь всех окрестных волостей. Днем массовые гуляния проходили в Поповке, где стояла Покровская церковь, вечером гуляния продолжались в трех верстах от Поповки, в деревне Евстошево.

  Праздник привлекал большое сборище народа. Вечная полевая страда изнуряла колхозников до одури – кто изведал соленый пот, тот знает почем фунт изюма. Поэтому и шли люди как на исповедь – хотели показать себя и посмотреть на других, одевались в наилучшую одежду, какая имелась. Исполнялись русские пляски под гармошку, народные танцы типа «кадриль», «ланчик». Особенность исполнения плясок, танцев у каждой волости вызывала интерес.

  Среди молодежи, конечно, происходили знакомства – «Какая Марья без Ивана…». Казалось бы, такие праздники приносили только пользу. Но, к сожалению, гуляния
заканчивались мрачной картиной – это драки.

2017