Японская Якудза

Александр Щербаков 5
Видимо,  некоторые из моих читателей видели фильм «Васаби», поставленный французскими и японскими кинематографистами.  Что за жанр этого фильма, сразу и не скажешь.  Трупы летят направо и налево,  причем отлетая на несколько метров, что не удивительно, ведь комиссар французской полиции, которого играет знаменитый французский актер Жан Рено, управляется револьвером 45 калибра.  Да и со своим ростом 193 см и весом за 90 кг удар кулаком у него отправляет небольших японцев в нокауты. Его противники – японские мафиози из Якудзы, желающие перевести на свои счета деньги бывшей подруги полицейского, с которой он расстался 19 лет назад, не зная, что у него есть дочь от этой японки.  Сегодня я хочу немного рассказать об Якудза, почерпнутого из открытых источников.  Думаю, это будет интересно многим, как и то, что сами японцы отделяют якудза от мафии.  Прочитав до конца мою заметку, вы это узнаете.

Для многих в Японии якудза – живое воплощение самурая, хотя сейчас они и носят деловые костюмы. Значит, они выступают в роли благородных воинов Японии, защищая традиционные ценности нации.

Истории якудза живописуют благородных преступников, которые своими поступками старались улучшить жизнь других. Якудза что это означает в Японии? Полиция и исследователи пытаются оспорить подлинность подобных историй, но общественное мнение по-прежнему считает, что организованные преступные группировки в стране имеют благородное происхождение. Хотя после принятия в 1991 году антиборёкуданского закона (борёкудан – название отдельных группировок) общественное мнение по отношению к якудза начало меняться в негативную сторону.

Кэнъити Синода, известный как Синобу Цукаса, текущий кумитё Ямагути-гуми, в статье, опубликованной в газете, управляемой Ямагути-гуми, заявил, что они всегда были гуманитарной организацией, которая помогает жителям Японии в периоды кризисов. Они действительно помогали японским гражданам в послевоенной Японии и после Великого землетрясения Хансин-Авадзи в 1995 году, которое разрушило Кобе и прилегающие районы.

Нет единой теории относительно происхождения якудзы в Японии, учитывая, что синдикат состоит из множества групп. Считается, что они сформировались в период сёгуната Токугава (период Эдо; 1603-1868). Мотивация для создания большинства преступных группировок – предоставление защиты гражданам, а затем расширение деятельности как законной, так и незаконной.

Становление современной якудза

Нинкё (рыцарство), гири-ниндзё (долг и сострадание), дзинги (честь и человечность) – некоторые из основных ценностей якудза. Исходя из этих корней, современный якудза принял образ, который привлекает их больше всего. Агрессивный, но сострадательный преступник, бесполезный для господствующего общества, но готовый постоять за простого человека – основные компоненты легенды якудза. И сегодня якудза называют себя нинкё-дантай (рыцарскими организациями). От этого якудза начал развиваться в современные формы.

Преступный мир, как и вся страна, радикально изменился после поражения Японии во Второй мировой войны. После капитуляции японский народ погрузился в нищету. При экономическом и моральном упадке страны созрели условия для распространения черных рынков. Это был единственный способ выживания для отчаявшегося народа, и черные рынки попали под контроль преступного мира.

В первые послевоенные годы черный рынок торговал предметами первой необходимости и продуктами питания. Со временем, с налаживанием жизни в стране, он перефокусировался на действительно «черные» товары, как наркотики. Те, кто оставался заниматься рискованной торговлей, стали ядром новой империи якудза. Некоторые группы якудза, наряду с бакуто и тэкия, сформировали новый тип, известный как гурэнтай. На самом деле, якудза  мафия в Японии после войны характеризуется большим количеством насилия. Гурэнтай – банды молодых головорезов, выходцев из бедных слоев. В отличие от бакуто или тэкия, гурэнтай использовали крайне жестокие средства. Они трясли рестораны и другие предприятия сферы услуг через угрозы, насилие и вымогательства. Якудза начали создавать «подставные» компании. Это характерная особенность действий синдиката, особенно в строительной и транспортной отраслях, включая поставку нелегальной рабочей силы.

С 1986 по 1991 год Япония вступила в эпоху «бабуру кэйки» («экономику пузыря»). Эти годы характеризовались быстрым ростом цен на активы, значительным увеличением денежной массы и кредита и расширением экономической активности в течение продолжительного периода времени. Японские бизнесмены бросились участвовать в этой перегретой экономике, и якудза тоже воспользовались быстро развивающимися рынками, полностью вступив в деловой мир. Они начали заниматься новыми видами деятельности, превратившись в «кэйдзай якудза» (экономический якудза). Экономика пузыря стала пиком их деятельности. За 1989 год полиция оценила общий доход якудза в 1.3 триллиона иен (по сегодняшним оценкам около 10 миллиардов евро). По сути, японская мафия якудза стала основным поглотителем избыточного кредита в Японии.

Жизнь якудза в настоящий момент

В наше время якудза больше не ведут свой бизнес в тайне. Это общественные деятели, имеющие офисные здания, корпоративные логотипы, визитные карточки и даже фанатские журналы. Почти всех членов якудза можно идентифицировать по татуировкам и сленгу. Правда, в последнее время, они избавляются от стереотипного взгляда в пользу сшитых на заказ костюмов, аккуратного внешнего вида, который не отличает якудзу от любого солидного бизнесмена. Хотя якудза контролируют криминальный мир, но они практикуют доминирование в легитимных секторах – это то, что создает им публичное лицо.

Кадзуо Таока, босс Ямагути-гуми с 1946 по 1981 год, – блестящий и харизматичный лидер, которому удалось завоевать уважение и любовь общественности. Благодаря его заслугам Ямагути-гуми вышла в финансовый и деловой мир.

Из-за жесткой конфронтации с полицией в наши дни, набор новых членов сократился. Но группировки якудза уже давно переходят от традиционного бизнеса (вымогательство, расторжение займов и тому подобное) к инсайдерской торговле, финансированию новых предприятий, поскольку манипулирование акциями приносит больше выгод, чем вымогательства.

Структура, ритуалы, знаки и традиции

В процессе формирования якудза приняли традиционную иерархическую структуру «ритуального родства» – оябун-кобун, в которой кобун (приемный ребенок) подчиняется оябуну ((приемный родитель). Был разработан кодекс дзинги (справедливости и долга), в котором верность и уважение – образ жизни якудза.

Оябун-кобун – система, в которой лица, не связанные родственными отношениями, заключают договор, принимая на себя обязательства, аналогичные среди близких родственников. Отношения формально устанавливаются посредством церемонии, включающей выразительные символы рождения тесного союза – сакадзукигото. Выпить (одну) чашку сакэ – сакадзуки во кавасу (хотя этот ритуал не исключителен для якудза, он проводится и в синтоисткой свадебной церемонии).

Распределение ролей внутри группы основано на семейственной системе среди японского общества в целом. Это точная копия типичной японской семьи, где отец – самая авторитетная фигура, к нему относятся с огромным уважением и послушанием. Она распространена в Японии с 18 века: между учителем и учеником, между даймё и его вассалами, а затем в преступном мире. Эту систему можно увидеть в политических партиях, общественных движениях, в армии и в бизнесе. Хотя такие отношения сегодня рассматривается менее серьезно, чем в прошлом, и больше похожи на «наставник-протеже». Но в якудза они остались без изменений. Кобун пойдет на все, чтобы доказать свою преданность оябуну.

Глава или кумитё (босс) становится ритуальным родителем, его последователи – символическими детьми. Эти должно обозначать, что «дети», в свою очередь, между собой – ритуальные братья. Старшинство среди них формально определяется терминами, которые подразумевают различие между старшим братом и младшим братом – аникибун-ототобун. Не подчинение боссу ведет к суровому наказанию. С другой стороны, при послушании и соблюдении правил, установленных главой «ритуальной семьи», кобун может рассчитывать на повышение и финансовое вознаграждение. Кобун, недавно ставший членом семьи, должен учитывать, что будет на передовых, по сути, служить щитом от пуль, нацеленных на оябуна, даже принимая вину за преступление, совершенное оябуном и отправляясь за него в тюрьму.

В доме босса и штаб-квартиры банды имеются изображения великих крестных отцов и иллюстрация родословной этой конкретной группы.

Иерархия якудза

Крупные группировки якудза строятся аналогично корпорациям. Вверху пирамиды находится босс – звание, которое подразумевает абсолютную власть. За ним – сайко-канбу (должностные лица), канбу (офицеры), куми-ин (солдаты) и дзюн-косэй-ин (стажеры).

- Оябун/кумитё – босс, крестный отец, лидер клана. Его слово – закон, его действия – неоспоримы. Ожидается, что все члены семьи будут почитать кумитё, повиноваться ему, делать всё возможное, чтобы он не пострадал. Обычно кумитё не отдает приказов напрямую, но подсказывает своим сотрудникам, что делать. Таким образом, он не связан с каким-либо потенциальным преступлением, что обеспечивает его безопасность в случае полицейской облавы.

- Канбу – ближний круг босса. Это руководители, советники, лейтенанты. Высшие звания, сайко-комон (старший советник) и со-хонбутё (начальник штаб-квартиры), как правило, тесно связаны с кумитё. Всем канбу разрешено создавать собственные семьи и группы, что означает, что иерархии могут разветляться и от них.
1.Сайко комон – «правая рука» оябуна, когда дело доходит до принятия решений. Кумитё нанимает несколько советников, которые помогают ему в вопросах ведения бизнеса, дипломатии и войны. Из небольшого совета главных советников сайко-комон – старшие члены (только один, в очень редких случаях два человека для каждого клана), которые находятся непосредственно под кумитё. Администрация управляется этими советниками, при помощи таких специалистов как юрисконсульты (сингийн) и бухгалтеры (кайкэй)

2.Со-хонбутё – равный по званию сайко комон, он заботится о главном офисе семьи, его материально-техническом обеспечении (только один человек для каждого клана). Со-хонбутё отвечает за транспортные средства и планирует поездки. Как известно, он служит квартирмейстером, когда организация вступает в войну.

3.Вакагасира/сятэйгасира/фуку-хонбутё. Первый уровень офицеров, стоящих ниже кумитё, состоит из гасира (лейтенантов). Из них кумитё выбирает одного своим вторым помощником в команде. Этот человек известен как вакагасира или первый лейтенант, управляющий несколькими бандами на территории клана. У него есть помощник и советник – фуку-хонбутё. В настоящее время для каждого клана возможен только один вакагасира и фуку-хонбутё. Остальные гасира – сятэйгасира – вторые лейтенанты, управляющие региональными бандами (они действуют в разных районах на территории клана).

4.За высокопоставленными офицерами следуют вакасю и кёдай – дети и братья. Это обозначения ранга и положения в клане. Вакасю и кёдай составляют 80% всего клана. Вакагасира – босс «детей». По авторитету (не по рангу) – он второй после оябуна. Он действует как посредник, наблюдая за тем, что приказы ояюуна выполняются. Босс «братьев» – сятэйгасира – хотя и занимает положение по рангу выше, чем вакагасира, но не обладает большей властью.

5.У «братьев» свои «дети или «младшие братья» – сятэй. Они чуть авторитетнее, чем вакасю, но в целом имеет такой же ранг. У сятэй так же свои подгруппы и так далее.

Дэюн-косэй-ин. Быть учеником или стажером – не самый захватывающий образ жизни. Выполнение самой неблагодарной работы без оплаты, постоянное давление сверху и полное послушание – это то, чего может ожидать тот, кто стремиться присоединиться к семье якудза. В виду отсутствия оплаты, дзюн-косэй-ин часто живут с родителями, с подругами или в одном из офисов организации. Требуется много времени, чтобы быть принятым в якудза, и некоторые дзюн-косэй-ин остаются в таком положении более полувека. Но даже после того, как их повысили до уровня куми, их зарплата редко превышает минимальную заработную плату.

Сюхэнся – ещё одна группа людей, которые разделяют «положение» дзюн-косэй-ин. Они поддерживают деловые отношения с организацией, но остаются вне её. Самое распространенное «звание» – кигё сятэй – братья по бизнесу. Они имеют выгоду от ведения различных сделок с якудза; управляют законным бизнесом, финансируемым якудза. В рядах сюхэнся – информаторы, контакты на черном рынке, предприимчивые политики.

Босодзоку, больше известны как байкерские банды, – люди, которые владеют мотоциклами, изготовленными по индивидуальному заказу, занимаются опасным вождением без мотоциклетных шлемов. Многие молодые японки стремятся присоединиться к этой субкультуре. Девушка-бородзоку, как правило, связана с членом якудзы, поскольку это романтично и сексуально.

Юбицумэ – искупление ошибок

Юбицуме – от выражения «укорачивать палец»  – ритуальная ампутация проксимальных суставов в дистальном межфаланговом суставе. Эта практика нанесения себе увечий совершается в знак извинения за то, что кобун допустил ошибку, которую члены высшего ранга считают наказуемой, или за нарушение кодекса якудза. Сегодня члены якудзы могут обратиться в отделения неотложной помощи за медицинской помощью, чтобы остановить кровоизлияние или вылечить инфекцию в месте травмы после ампутации или для прикрепления отрезанной части поврежденного пальца.

Юбицумэ ввели бакуто в качестве наказания за серьезные правонарушения, которые не требовали казни или изгнания из организации. Эта практика побуждала игрока выплачивать свои долги, поскольку в противном случае ему приходилось делать юбицумэ в качестве альтернативного метода оплаты. Болезненный процесс был не единственной причиной, по которой боялись юбицумэ. Отсечение частей мизинца ослабляло хватку, ставя человека в невыгодное положение в потенциальных поединках на мечах (три нижних пальца крепко держат меч, тогда как указательный и большой пальцы слегка ослаблены). Фактически, выплачивая долги, игрок отстаивал свою способность к самообороне.

Практическая ценность юбицумэ для боссов якудза заключается в том, что наказанный кобун рассматривается как более зависимый от оябуна. Кроме того, он становится более уязвимым в возможной рукопашной схватке или при обращении с огнестрельным оружием. Таким образом, юбицумэ отражает соблюдение кодекса дзинги.

Некоторые исследователи утверждают, что юбицумэ не назначается в качестве наказания, а вытекает из собственного решения нарушителя кодекса продемонстрировать свое раскаяние в надежде избежать более серьезного наказания. Ритуал выполняется, как способ решить проблему, или уладить конфликт, за который жертва не несет ответственность. Только босс может решить является ли юбицумэ достаточным средством для искупления.

Добровольно ампутированный палец называется сюниюби (мертвый палец). Когда юбицумэ назначается для разрешения конфликта, ампутированный палец называется икиюби (живой палец) и символизирует искреннюю преданность. Концепция икиюби подразумевает, что исполнитель ритуала не обязательно нарушитель, что, тем не менее, противоречит карательной коннотации ритуала.

Существуют разные версии проведения ритуала:
- Небольшой кусочек чистой ткани помещается на ровную поверхность. Человек кладет левую руку ладонью вниз на ткань и для ампутации использует танто (острый нож).
- Отрезанная часть мизинца оборачивается тканью (по другой версии в шелк) и передается главе якудза, который руководит мероприятием.
- Не всегда ритуал выполняется перед боссом или часть пальца заворачивается в ткань. Отрубленный палец помещают в бутылочку с алкоголем, на которой написано имя «пострадавшего». Палец отправляется тому, перед кем кобун извиняется.
- Юбицуме не заканчивается на мизинце. Если член в очередной раз провинится, то, как ожидается, он продолжит отрубать суставы, в итоге можно оказаться с пеньками вместо пальцев.

В целом сейчас юбицуме выполняется редко. Стремление якудза быть менее заметным, возможно, привело к упадку этой практики, и в настоящее время основные формы наказания среди якудза – финансовые штрафы, временное тюремное заключение, выбривание волос, временное исключение из организации.

Принципы и убеждения

Каждая группа имеет собственный кодекс этики, обычно размещаемый на стене в офисе организации. Правила предупреждают членов якудза участвовать в обычных уличных преступлениях. Кодекс запрещает употребление наркотиков, непристойные действия (вайсэцу) и все то, что было бы постыдным при нинкёдо (рыцарский путь). Часть правил касаются отношений между членами якудза. Из последних дополнений к кодексу – «остерегаться ненужных контактов с властями». Хотя в старые времена детективы нередко заходили в офисы якудза, чтобы побеседовать за чашечкой чая.

Один из боссов якудза красноречиво сказал: «Когда якудза грабят людей, распространяют наркотики, нападают на мирных жителей, членов их семей или детей – они больше не якудза, это мафия. Мы существуем так долго, потому что полиция позволила нам существовать, и мы до некоторой степени сотрудничали с ними. Но те дни прошли. Нас заменяют внутренние и внешние банды, которые не придерживаются никаких правил и кодов поведения. Я не уверен, что Япония станет лучше благодаря ним».

Вымогательство и шантаж не запрещаются. Синобу Цукаса, глава Ямагути-гуми, в интервью 2011 года отметил, что его людям запрещено продавать наркотики, заниматься мошенничеством, воровством и вооруженным грабежом. Кэндзи Сакурай, бывший босс Ямагути, говорил: ««Мошенничество – серая область, но вымогательство всегда было нормальным. Это наш хлеб с маслом! Если вас шантажирует якудза, очевидно, вы сделали что-то противозаконное и заслужили это. Мы защищаем социальную справедливость и наказываем людей за плохое поведение. Но обычная кража? Это неприемлемо!».

Возможно, так ещё было 10 лет тому назад, однако в последнее время вымогательства затмили обвинения в мошеничестве и воровстве. Национальное полицейское управление отмечает, что все больше якудза тяготеют к преступлениям ненасильственного характера. В мае 2016 члены якудзы из шести групп были вовлечены в ограбление 17,3 млн. долл. США в течение одного дня через банкоматы по всей Японии.

С конца 1960-х якудза активно участвует в деятельности сокайя. Сокайя – уникальные (для Японии) рэкетиры. Раскапывая компрометирующую информацию на крупные корпорации, они шантажируют их, угрожая публично унизить менеджмент на ежегодных собраниях акционеров. Право присутствовать на собрании дает им покупка акций компании. Понятно, что основной мотивацией сокайя является не социальная справедливость, а собственная прибыль.

У якудза также прочные связи с рынком недвижимости в Японии и банковским делом через дзиягэя. Это акулы земельной собственности, ростовщики. Компании по выселению, которыми владеют якудза, вытесняют арендаторов со своей земли, и продают большие участки земли, получая прибыли. В период «экономики пузыря» это был самый большой источник дохода для якудза, что положило начало «кэйдзай якудза».

Интересные факты

- В 1960 году президента США Дуайта Эйзенхауэра пригласили посетить Японию (визит не состоялся), но социалистические демонстрации и беспорядки заставили японское правительство беспокоиться, сможет ли оно предоставить должную безопасность. Правительство связалось с Ёсио Кодама (самый известный куромаку и де-факто лидер правых якудза того времени). В течение трех дней Кодама собрал армию из 28 000 якудза, бандитов и добровольцев. Этого было достаточно, чтобы выровнять путь для президентского кортежа. В обмен на эту услугу японский премьер-министр официально одобрил мемуары Кодама – его подпись включена на первой странице печатной версии.

- Самая долгая по существованию групп якудза – Айдзу Котэцу-кай, базирующаяся в Киото. Основана около 1870 года. Ямагути-гуми отпраздновала свое 100-летие в 2015 году, и в этом же году распалась на части.

- Итива-кай, базировавшаяся в Осака, сформировалась 13 июня 1984 года. Хироси Ямамото, старший лейтенант в Ямагути-гуми, вышел из клана, чтобы сформировать собственную организацию в составе более чем 10 000 членов. Раскол и вражда были спровоцированы вследствие профессиональной ревности. Ямамото считался претендентом на роль кумитё в Ямагути-гуми. Но выбрали его соперника, Масахиса Такэнака, что взбесило Ямамото. В 1985 году Итива-кай направила наемных убийц в дом любовницы Такэнака в Суйта (Осака). Убийство кумитё спровоцировало войну якудза по всей территории региона Кансай между двумя группировками.

- Когда Ямагути-гуми, самый известный клан якудза в Японии, и Итива-кай начали легендарную войну Яма-Ити, полиция не решалась принять в ней участие. Война продолжалась между 1985-1989 годами. Более чем в двух сотнях зарегистрированных перестрелок погибло не меньше 36 якудза. Полиция вмешалась только после того, как таможенная служба перехватила груз из США для Ямагути-гуми. Груз содержал десятки ящиков с гранатами, тяжелыми пулеметами и многоразовыми ракетными установками. Война закончилась пирровой победой Ямагути-гуми. Многие из важных членов были арестованы в ходе последовавших репрессий. Некоторые члены Итива-кай обратились в полицию за защитой, но большинству перебежчиков разрешили вернуться в Ямагути-гуми. Все было решено по-японски – все извинились и вернулись к работе. Группировка Итива-кай распалась в марте 1989 года.

- Менее чем через час после Великого землетрясения Хасин-Авадзи 17 января 1995 года члены Ямагути-гуми из Кобе вышли на улицы с одеялами, едой и водой для жертв. Они использовали свои автомобили для перевозки раненых в больницы и зоны эвакуации и даже развернули вертолет для поиска выживших и организации спасательных операций с воздуха. Их усилиями были спасены десятки жизней. В последующие месяцы группа пожертвовала миллионы долларов на благотворительность и реконструкцию. Конечно, о чем не принято упоминать, это гарантировало, что строительные контракты заключались с компаниями, тесно связанные с Ямагути-гуми, и вертолет фактически принадлежал не им.

- Ямагути-гуми проводит ежегодную вечеринку в честь Хэллоуина для детей в Кобе.

- В 1976 году Мицуясу Маэно, актер жанра пинку эйга и разочаровавшийся ультранационалист, совершил суицид, направив самолет на дом Ёсио Кодама, замешанного в Локхидском скандале и предавшего кодекс самурая.

- Кинорежиссер Дзюдзо Итами («Похороны», Одуванчик») на самом деле не совершал самоубийства (как сообщалось в прессе), он был убит якудза. По словам американского репортера, Джейка Адельштейна, в течение 12 лет освещавшего организованную преступность для Ёмиури симбун, его затащили на крышу, сунули в лицо пистолет и предложили: «Или прыгай, или мы отстрелим тебе лицо».

- Заклятым врагом бесстрашного журналиста Джейка Адельштейна был основатель Гото-куми и бывший босс Тадамаса Гото. Прозванный «японским Джоном Готти» Гото в какой-то момент был самым влиятельным криминальным авторитетом в Токио. Он был связан с 17 нераскрытыми убийствами, его люди несут ответственность за нападение Дзюдзо Итами в 1992 году. До 2001 года ему запрещался въезд в США, пока он не вступил в специальную визовую сделку с ФБР. Он приехал в США для пересадки печени и пожертвовал 100 000 долларов в медицинский центр UCLA в Лос-Анджелесе. Он получил новую печень вне очереди, в то время как в Лос-Анджелесе 186 человек скончались в год в ожидании пересадки. Хотя ФБР рассчитывало на некоторую важную информацию о деятельности Ямагути-гуми в США, Гото предоставил на самом деле мало полезного, но дал подсказки относительно деятельности Сусуми Кадзияма, известного как «император акул займов». Джейк Адельштейн, расскрывший историю пересадки, получал угрозы убийством. «Это было действительно ужасно. Я даже не мог выйти на улицу без моего милого бывшего телохранителя якудзы», – рассказывает Джейк Адельштейн.

- Культовый режисер Дзюдзо Итами снял фильм, в котором изобразил якудза такими, какие они есть на самом деле. Черная комедия «Минбо: Нежное искусство японского вымогательства» – первый такого рода фильм, в котором якудза – плохие парни. Тадамаса Гото не нашел фильм забавным. Несколько его людей напали на Итами в его собственном доме и подчеркнули: «у якудза нет чувства юмора».

- Мэр Нагасаки Иттё Ито, в 2007 году, был убит высокопоставленным членом якудза Тэцуя Сироо, после того, как он повредил свой автомобиль, въехав в яму на строительной площадке.
Продолжение следует