Ностальгия

Анна Ковалёва 49
             Ах, как годы летят…Особенно быстротечна жизнь в зрелом возрасте. Не успеешь оглянуться, вот уже: теща, свекровь, бабушка. Конечно, бабушки разные бывают, лично я стало ею в 39 лет. В настоящее время многие рожают в возрасте 40 лет, учатся, делают карьеру и уже, потом продуманные и рациональные выходят замуж. Наверное, это разумно и правильно, мы были другие – сразу в омут с головой, а потом будь что будет, судьба рассудит.
        По моему мнению, время идет размеренно, не торопясь до среднего возраста, с годами оно неумолимо ускоряется, по-видимому, это такое восприятие. Совершенно не замечаешь, как оно несется, подгоняя тебя к завершению самого важного и ответственного отрезка жизни.  Вроде бы чувствуешь себя молодой - ай нет, уже пенсия. Вот в этой молниеносно летящей жизни все чаще и чаще возникают воспоминания, как в той песне – Ах как хочется вернуться…
        Один умный человек сказал - Воспоминания такая страшная вещь. Они греют душу и в то же время рвут ее на части. И это действительно так, в своих мыслях вроде бы побываешь там в том прекрасном времени, погружаешься в приятные милые сердцу воспоминания и одновременно   ощущаешь невозвратимую потерю чего-то очень значимого в твоей жизни. Возникает чувство тревоги, что мы при всем прогрессе науки и техники движемся вспять. Теряется самое ценное и невосполнимое - душевность, милосердие, простота и сострадание.
      И вот тут-то совершенно неожиданно и произвольно возникает ностальгия, в основном у людей, которые прожили большую часть своей жизни в Советском Союзе. Ностальгия, на мой взгляд, сравни болезни, когда наступает просто невыносимая тоска. Тоска по своей малой Родине. По тем местам, где происходило самое светлое и дорогое в твоей жизни,  которое бесповоротно ушло, по тому времени, в котором все были молоды, красивы, энергичны, здоровы и умны. Где не было расслоения общества, не было бедных и богатых все были свободны, равны и счастливы.  Тогда никто не думал, что все изменится и может быть по-другому.
       Нашей малой Родиной была средняя полоса, а точнее Воронежская область. Мы вполне благополучно жили в своем Черноземье. У нас был свой домик – построили, небольшой участок земли, приличная работа. Потом, так по жизни сложилось, что мы переехали на юг. Основопологающим в переезде было здоровье сына, часто болел простудными заболеваниями, и врачи посоветовали поменять климат. На юге жил брат мужа - Николай, правда, он жил в «зятьях», но, тем не менее, с его слов имели представление об этом благодатном крае. Родители мужа, после смерти своего старшего сына, тоже переехали на юг, они были в восторге от мягкого климата, изобилия фруктов, овощей и рыбы.Муж мой Валентин ездил их проведывать, ему тоже понравилось на юге - таким образом, мы там и оказались.
      Приехали в никуда, даже прописки в то время в крае не было. Никто нас не ждал и манная с неба не сыпалась. Однако мы своим трудом, профессионализмом и порядочностью нашли свое место под солнцем. Занимали приличные должности, начиная с нуля, получили жилье и стали уважаемыми людьми в своем районе. Прожили мы на юге долгих 36 лет. Каждый год в отпуск ездили на Родину, навещали моих родителей, они уже жили в другом районе с братом. Его перевели директором на другой элеватор, это было километров 250 от места, где я родилась и 400 от места рождения мужа. Мы всегда ехали сразу к родителям, лишние 400 км делать нехотелось. Прошло, наверное, лет двадцать, но невмоготу нам стало, и решили мы навестить наши родные места. Хотя бы одним глазком взглянуть - что там и как стало за эти долгие годы разлуки с родными местами. Набралось желающих ехать много, поэтому решили ехать на машине сына, она попросторнее.     Поехали мы с мужем, сыном, внучкой, и братом мужа - Николаем. Мужчины обдумали и выбрали наикратчайший маршрут.  Первой по пути следования должна быть деревня братьев: мужа Валентина и Николая. Дорога довольно далекая и утомительная где-то всего -1500 км. Ясное дело за рулем был наш сын. Он всегда аккуратен в езде - ему мужики доверяли, поэтому все пассажиры дремали, говорить ни о чем не хотелось. Каждый был в своих мыслях. Мы с мужем приезжали по молодости в эту деревню. Называлась она Криуша, наверное, по названию реки. Деревня была такая огромная, больше чем наш районный центр. Посредине деревни текла речка, и был большой деревянный мост. Мы подъехали к деревне: речки нет - высохла, моста как такового нет -  он разрушен, дорог и улиц нет, но самое главное деревни нет - она умерла.
        Мы проехали дальше в деревню, если можно так назвать те развалины и разруху - деревней. С большим трудом, но  братья нашли свой дом, он был целым и там жила женщина, которая когда-то купила его у отца мужа - Данила. Дом был сделан на совесть, отец его ставил сам, от сруба до отделки. Он как в той сказке был Мастер – Данила, делал все сам и на совесть - на века. Кругом все разрушено, а он стоит целехонек. Женщина, узнав кто они, радушно их пригласила в дом, зашли они на минутку и быстро вернулись. Николай был старше Валентина на девять лет, ему на тот момент было 65 лет.  В отличие от мужа, который уехал из дома учиться в 15 лет, он прожил в этой деревне гораздо дольше. Здесь женился, родилась дочь, похоронил жену - совсем молодой, ей было то всего лет 26.Валентин, мой муж, в деревне жил до окончания восьмилетки, потом учился и больше в деревню не вернулся. Все это я  к тому, что Николаю эта малая Родина была гораздо ближе и родней, потому что там прошла вся его молодость.
       От всего увиденного Николаю стало плохо с сердцем. Я как-то говорила мужчины не плачут, он не плакал, но его сердце разрывалось на части. Он то становился багровым, то бледнел как стена, мы очень опасались за его здоровье. Останавливались, мерили давление, давали таблетки. Вот тебе и ностальгия. У него было  подавленное настроение, безысходность и гибель деревни ввели его в ужасное состояние.   Видно было, как  он  страдал и мучился, от увиденной разрухи своей когда-то большой и красивой деревни. Его впечатления были очень сильные, причем негативные. Глаза были влажные, а в них жуткая тоска и боль. Он молчал - только тяжело вздыхал. Дальше по пути, километрах в ста в районном городишке, жила его старшая дочь, которая родилась именно в этой деревне.
     Приехали к его дочери - Оле, она так ждала нас, готовилась, накрыла шикарный стол, но все были в подавленном состоянии. Праздника не получилось. Да и Николаю лучше нестановилось, Оля вызывала врача. В этом городе проживали наши друзья Василий и Таня, за эти долгие годы связь с ними прервалась, а поскольку Василий работал в милиции, нам не составляло труда их найти и созвониться. Утром в восемь утра они уже стояли около дома. И опять горе и опять встреча безрадостная, нет, мы очень рады были видеть друг друга. Но на Тане был одет черный платок, она была в трауре, они недавно похоронили свою дочь,у которой остались два сына школьного возраста. История с дочерью была очень трагичной, с таким печальным окончанием. 
      По-видимому, на нервной почве Таня заболела, она была желтая как лимон, у нее была последняя стадия онкологии. Мы не знали, как себя вести в такой обстановке, всем было не до разговоров и расспросов, они были некстати. Просто выразили соболезнование, пожелали здоровья, сфотографировались с ними на память и поехали дальше. Николай остался у дочери и мы должны были забрать на обратном пути.
       Оставшиеся сто километров до моего поселка сельхозтехникума, мы ехали, молча, все были омрачены происходящим, самым уместным в данном случае было молчание.
      Сначала приехали в районный центр, картина, удручающая. Когда мы уезжали это был довольно приличный поселок городского типа. Было чисто, разбиты цветники, вид - типа небольшого городка. Теперь он нам показался заброшенной деревней, где нет хозяина и все брошено на самотек. Смотреть здесь было нечего, поэтому поехали в мой родной поселок, где я родилась и прожила 24 года своей жизни. По мере приближения к месту назначения, я все больше напрягалась, состояние очень непонятное вроде бы и радостное и в тоже время тревожное в ожидании неизвестности. Очень боялась разочарования, после посещения деревни, в которой родился муж, да и бывшего нашего районного центра.
        До поселка техникума доехали довольно быстро. Дорога, ведущая к техникуму была хорошая, асфальт без выбоин и ям, даже на подъезде к поселку все чисто и красиво. Дорога проходила между двумя огромными березовыми рощами. Мои любимые сердцу милые березки. Я их помню еще небольшими деревцами. Когда мы были с мужем совсем молодыми, здесь с ним гуляли, и они были свидетелями первого нашего поцелуя. Как же мне их не хватало там, на юге, я тосковала о них. Молодые листочки берез пахнут весною, я каждую весну грезила их запахом, мне их не хватало катастрофически. И вот я их увидела, как у Есенина - Зеленая прическа, девическая грудь. О тонкая березка... Меня охватило чувство эйфории - вот она моя Родина.
       Будучи уже на юге, когда купили здание для Казначейства, мы сразу же посадили у входа березки. Они мне напоминали мою Родину, детство. Я приходила на работу, проходила мимо березок, мысленно здоровалась с ними, нежно трогала их листву и наслаждалась запахом весны. Мне всегда не хватало магического запаха обыкновенной лесной черемухи, немного дурманящего запаха сирени и медового запаха липы. Не росли у нас в городе ни могучие дубы, ни нежные рябинки, в каждой местности своя флора. Моему сердцу были дороги именно эти деревья, к которым я привыкла с детства. Кроме красоты, все они еще - необыкновенные лекари. Бруньки березы, это нераспустившиеся сережки, настоянные на спирте или водке, прекрасно заживляют, разного характера раны, плоды черемухи - замечательное вяжущее средство, настой цветов сирени на спирте - эффективное средство от болезни суставов, цветы липы - от простуды и т.д.
         Подъехав к техникуму, мы увидели ухоженные цветники и уже большие деревья, кругом чистота и порядок, на душе стало приятно и спокойно.
         Когда-то давно здесь был огромный пустырь и немного поодаль от него стоял наш единственный дом, он был на отшибе, основной поселок был примерно на расстоянии 1,5 километров. Вот туда в центр мы ходили по плотинам, их было две- с одной стороны плотина и с другой.  Около дома было два пруда, их называли - маленький и большой. Техническая вода, т.е. из пруда была, а вот за питьевой ходили в такую даль в центр. Там были два магазина, клуб, и учебный корпус. Теперь же центр поселка перешел сюда на пустырь. Здесь построили трехэтажное здание - учебный корпус.  Позже построили еще один, общежития для студентов и многоэтажные дома для жителей техникума. Ландшафт был хорошо продуман и выполнен профессионально.
        Директором техникума был друг мужа Геннадий, они вместе учились в техникуме, потом в институте. Он очень обрадовался нашему приезду, немного волновался от внезапно нагрянувших гостей. Ну, тут же начал суетится по поводу накрытия стола.
 Самое главное поселок техникума нас не разочаровал.
        Я пошла через плотину в бывший центр, там недалеко от старого корпуса техникума находилось местное кладбище. Там были похоронены наши родственники и знакомые жители техникума. На плотине я встретила бывшего коменданта техникума тетю Шуру. Она была немного моложе моих родителей, ее дети - мои ровестники. Она уже была старушкой. Меня она  узнала и несказанно обрадовалась. Она меня целовала, обнимала, гладила мое лицо и все приговаривала - Красавица ты моя. Не упустила момента упрекнуть меня, что вышла замуж за чужака, ведь ее два сына могли бы быть моими потенциальными женихами. Довольно долго мы с ней общались,тетя Шура рассказывала о своей нелегкой жизни,жаловалась,как самому родному человеку, на свою горькую судьбу.Ей хотелось,чтобы ее выслушали ,поняли,пожалели.Ее ,действительно, было  очень жаль и я ее обнимала,целовала,  сочувствавала и сопереживала.Из ее рассказа,я узнала,что самый младший ее сынок Петенька  погиб,был морским офицером,у среднего сына  Валентина умерла жена,оставив ему трое малолетних детей.Он сам их вырастил,выучил и уже в зрелом возрасте женился.Она живет одна,мужа давно похоронила и уезжать никуда не собирается,хочет чтобы похоронили здесь рядом со своими родными. Мы расстались с тетей Шурой и  в грустных раздумьях я пошла на кладбище,ведь здесь у меня было гораздо больше знакомых чем осталось в живых.Опять меня Геннадий приятно удивил, кладбище было в идеальном порядке, даже захотела бы придраться, так не к чему. Я ходила от могилы к могиле мысленно здоровалась со всеми и разговаривала. Походила по кладбищу уделила каждому знакомому внимание, сказала добрые слова. Грустно было очень, все это созерцать, много молодых и ровесников ушли в мир иной.
       Возвращаюсь назад, а дальше происходило что-то невообразимое. Все люди поселка, которые знали меня, собрались возле техникума. Оказывается тетя Шура, несмотря на свой преклонный возраст, обошла весь поселок и рассказала, что приехала Аня Ковалева.  Знавшие меня жители, их было уже немного-человек 10, пришли к учебному корпусу на встречу со мной. Это были люди из той моей жизни - милой и дорогой. Односельчане были все такие же: открытые, простые, добрые и родные. Они рассказывали о себе и своих детях, которых я уже не помнила, были расспросы, пожелания и слезы воспоминаний. Каждый вспоминал свое - кто моих родителей, кто-то братьев, с которыми была любовь. Встреча получилась очень душевная, трогательная и незабываемая. Мы не торопились, наслаждались общением с людьми и со своим прошлым. Это для меня был бесценный подарок - меня помнят и любят, хотя я уехала из поселка, по сути, говоря молодой девчонкой.
       Не зря же говорят» Береги честь смолоду». 
       Дальше Геннадий накрыл импровизированный стол и пригласил в кабинет. Попрощавшись со своими земляками, я пошла в кабинет к директору. Его заместитель Григорий тоже наш друг, он учился с мужем в институте, но и был моим соседом, старше меня года на четыре. Узнав, что мы приехали, быстренько примчался на встречу. Мы сидели за столом ели пирожки со студенческой столовой, колбасу, яйца-все, что могли найти и пили коньяк. Все были возбуждены в приподнятом настроении, шутили, смеялись, вспоминали студенческие годы.Взрослые мужики вроде- бы возвратилась в  молодость, их совершенно было не узнать, это были те мальчишки студенты, которые подшучивали друг над другом. Они смеялись до изнеможения, вертелись как волчки от смеха, обнимались, толкались.
      Дорогие мои мальчишки как же я рада за Вас.  Вы смогли уйти от повседневности и побывать там, в далеком и очень дорогом счастливом и незабываемом сердцу времени.
      Но вот пора прощаться, нам еще 200 км. пути до родственников. Поехали дальше, я ехала и думала, это просто замечательно, что мы побывали каждый на своей Родине и встретились с дорогими нам людьми.
     Сын за рулем, муж и внучка дремали, я же старалась вспомнить прошлое, мне хотелось вернуться в события и места давно минувших лет. У меня болело сердце, ныла душа-меня, не отпускало прошлое. В памяти всплывали чередой одно за другим события.
    Вот я еще маленькая девочка - лет восемь, на пустыре собирались чуть не все дети поселка-играли, в лапту. Играли ребята постарше, девчонок брали редко, тем более маленьких, надо хорошо постараться и заслужить. А заслужить можно только одним качеством: быстро как вихрь бегать. И если взяли в команду, то уж бегаешь и увертываешься от мяча, насколько сил хватает, аж пятки горят. Домой приходишь, ног совсем не чувствуешь и есть не хочется, зато какое удовольствие получаешь. А если похвалят старшие ребята, что молодец не подвела, то вообще счастью предела нет. Здесь на пустыре, чуть поодаль, стояло стадо коров, их пригоняли на дойку. Стадо было большое, многие жители держали коров, чтобы прокормить семью. Стадо пестрое и в нем были и дойные коровы, и телки. А вот бычков в стадо не брали, боялись, чтобы они не напроказничали с молодыми телочками. Коровы были разные и по цвету, и по конституции. Они были, красивые и мирные, но были и бодучие, мимо которых невозможно пройти. Они опускали свои рога вниз и мчались на тебя, а ты бежишь и того быстрее, ведь могут серьезно покалечить. Хозяйки приходили на дойку с большими ведрами и с гостинчиком для своей коровки, кто кусочек хлеба принесет, кто сена пучок, чтобы при дойке спокойно стояла. Проходишь мимо стада во время дойки, а вокруг аромат стоит парного молока - аж дух захватывает.
      Вот всплыла в памяти школа - моя любимая. После летних каникул я не могла дождаться начало занятий. Любила свою школу и очень скучала за лето по ней. В школе было интересно, весело и конечно ответственно. Какие это были безмятежные, счастливые годы. С какой теплотой и восторгом я их вспоминаю. И даже боюсь вспомнить что-то не очень приятное, чтобы не испортить самые светлые и прекрасные моменты жизни. Вот уже и прощание со школой - красивый и незабываемый выпускной бал. Ребята наши как-то сразу повзрослели, осмелели, стали галантными кавалерами. Без конца приглашали на танец и шептали на ухо - Следующий танец мой. А другие ребята стояли в очереди и возмущались, если два танца подряд танцуешь с одним. При этом они были осторожны ни у кого и мысли не было, обидеть или похабно обнять. Все прилично, уважительно и красиво.
      Так в памяти проплывали все моменты той прошлой жизни, были и приятные, и очень печальные. Жизнь шла своим чередом, и ее никто не торопил, она мудрее нас.
      Самое главное никто не боялся наступления завтра, все были уверены в завтрашнем дне. Учеба, работа, медицина, получение жилья все доступно и бесплатно. От тебя только и требовалось твое желание и старание, всего достигнешь и все получишь. Куда же это все подевалось? Вот поэтому то и бывает у людей ностальгия. И тоска  по прошлому, которое безвозвратно потеряно. Потеряны у людей приоритеты, идеалы, а не редко и совесть.
       Погостив у родственников, забрав на обратном пути Николая, мы возвращались домой к себе на юг. Мы побывали в своем прошлом, как будто крутанули «Колесо фортуны» и вернули назад время, но колесо прокрутилось и стало опять на свое место. Все пошло, как должно идти. И ясно понимаешь, невозможно вернуть время, которое ушло - это все иллюзии.
       И, тем не менее, в новом трудном времени выстояли, выжили. Отработали с мужем положенное время, даже более того.
        За все эти прошедшие годы, климат на юге сильно изменился, летом  изнурительная жара, температура зашкаливает за 40 градусов. По состоянию здоровья и по совету врачей, мы вернулись в свою родную среднюю полосу. Только не в Воронежскую область, а подальше, потому, как и туда тоже пришла жара.
      И вот нас встречают: березки, ели, липа, рябинки и другие деревья - наши любимые. А воздух - такого воздуха нет нигде, я не могу до сих пор им надышаться. Воздух, насыщенный кислородом с запахом озона, дышишь им и вроде очищаешься от всякого негатива. Первые дни я просто задыхалась от его чистоты. Здесь необыкновенно красивые ромашково-васильковые поля, завораживающие своим величием леса. Замечательные лесные ягоды и вкусные красавцы грибы: белые, подосиновики, подберезовики, лисички, опята, грузди, всех не перечислишь. Просто грибной рай.  Я в восторге от всего этого - от природы, храмов, монастырей, церквей и памятников и  еще от тишины и спокойствия.
        Вот она, моя долгожданная Родина, с которой теперь не надо прощаться. Мы теперь здесь поселились навсегда! Будем жить! А потом опять все будет хорошо -  прекрасный, свежий воздух и шелест листьев.
         Кстати, когда мы купили себе дом, то первое что сделали, посадили во дворе - березки, черемуху и рябину. Возле дома уже росли огромная двадцатиметровая сосна, липа метров пятнадцать и такие же высокие- туя и ель. Живем как в лесу! Мечты сбываются!