Манч! Манч!

Александр Сизухин
   Первые проблески моего сознания - в плацкартном вагоне поезда…
   
   Нынче железнодорожные путешественники, рассекающие российские пространства на “Сапсанах” и “Ласточках”, с трудом могут представить  те послевоенные вагоны, которые тащил, пыхтящий дымом, сыплющий искрами, паровоз; представить  оглушительный перестук колёс,  скрип полок, сидений, окон в деревянных рамах, лязг позвонков вагонных сцепок  и ударов круглых литавров буферов; представить  скрежет и свист тормозов,  - когда эти  звуки, сливаясь в симфонию дальней дороги, будоражили мой младенческий слух и навсегда впечатались в память.
   
  У Александра Блока есть стихотворение “На железной дороге” , где, на мой взгляд, гениальному поэту удалось сжать великий роман “ Анна Каренина” до девяти строф. Но об этом можно порассуждать в другое время, а сейчас - к месту вспомнить вот эту строфу:
                Вагоны шли привычной линией,
                Подрагивали и скрипели;
                Молчали желтые и синие;
                В зеленых плакали и пели.
   Мне трудно вообразить, как выглядели внутри “вагоны жёлтые и синие” в начале прошлого века, но вот “зелёные”, в которых “плакали и пели”, думаю,  были такие же, как, описанные мною, послевоенные. Только песен в них я не слышал…
   
   С Курского вокзала орловский поезд отправлялся поздно -  перед полночью, и меня, уже безмятежно спящего на руках отца, бережно клали на тощий матрасик вагонной полки -  мама везла  двух с половиной летнего сыночка к бабушке и дедушке.
   Паровоз “Феликс Дзержинский” тянул из Москвы до Орла  подрагивающие и скрипящие вагоны всю ночь.
   За ночь вагонное тепло выдувалось через многочисленные щели, дуло в окна, - предрассветные, сырые струйки завагонного ветра холодными язычками слизывали  сон, разлепляя дрожащие веки...
   И вдруг поезд начинал тормозить - стон, скрип, лязг, шипение, какие-то удары, пронзительный гудок паровоза, и потом хриплый, громкий, будто из преисподней, карк: 
                - Скуратово!
                С-К-У-Р-Р-Р-А-Т-О-В-О !
   Этот голос окончательно выталкивал моё сознание из уютного, безмятежного сна, я беспокойно шарил рукой, ища маму, которая к счастью находилась рядом, и прятал голову между её тёплых грудей.
   
   Непонятное слово СКУРАТОВО взрывало сознание.

   Много позже у Велимира Хлебникова прочёл: “...слова умирающего Эхнатэна «Манч! Манч!»  вызывали почти боль; я не мог их читать, видя молнию между собой и ими. “
   Вот  - слово вызывает молнию! Да, так, это возможно, когда определённое сочетание гласных и согласных звуков вызывает удар, взрыв мозга.
   Но почему же так пугало меня слово “скуратово”? Видимо, слияние нескольких обстоятельств: внезапное прекращение ритмичного перестука колёс, торможение в пространстве моего тела, непонятные визг и шум, предрассветный озноб, чужой голос проводницы, - всё это усиливало воздействие слова, самого по себе загадочного и страшного.   
   
   А может быть родной язык хотел меня о чём-то предупредить? Но о чём!?
 
  Скурат, или шкурат - слово западнославянское и имеет несколько значений. Но  по смыслу близки и связаны с кожей, шкурой . С польского можно перевести - кусок содранной кожи.
   Главный опричник Ивана Грозного,   потомок польских мелкопоместных дворян Бельских, - Григорий оставил в памяти народа да и в истории России такой кровавый след, что о Малюте Скуратове-Бельском слагали   легенды одну зловещее другой. Чего стоит  лишь одна - об удушении подушкой митрополита Московского и всея Руси святителя Филиппа...
   
   А что же слово СКУРАТОВО, ворвавшееся в моё сознание в детстве? Как оно связано с Малютой? А прямо и связано - царь Иван Грозный даровал главному опричнику за верную службу сельцо в степи, оно и до сих пор носит имя палача.
   
  На станции “СКУРАТОВО” поезд стоял долго, не менее получаса.      Паровоз “Феликс Дзержинский” отпыхивался белым паром, потом в него заливали воду, потом, пронзив утренний предрассветный туман мощным гудом-рыком, и простучав чугунными сцепками, дёргал  состав с места.
  Возобновлённое движение убаюкивало,  и я опять проваливался в  чёрную бездну сна.
  Но вскоре поезд  тормозит, - повторяется стоп-симфония, и преисподний голос коротко выстреливает:
                - ЧЕРНЬ!
   Я  вздрагиваю и ползу к маме. Из бездны. И слышу её ласковый голос:
   - Просыпайся, сыночек… Пора, пора… Орёл скоро…
   - А бабушка с дедушкой встречают? - спрашиваю я заплетающимся спросонья языком.
   - Обязательно! - прижимает она меня к себе и гладит голову.
   И я успокаиваюсь...
 
   Но и  до сих пор  СКУРАТОВО не оставляет меня в покое. 
   Здесь сохранилось трёхэтажное каменное здание вокзала - памятник архитектуры 1870 года, в котором в начале 50-х годов прошлого века был установлен памятник... В.И. Ленину и И.В. Сталину.
  Памятник сразу же стал главной достопримечательностью поселка: возле него проводились торжественные мероприятия,   детей принимали в пионеры.  В 60-е  годы во время, так называемой «борьбы с культом»,  из композиции Сталина убрали, а в начале двухтысячных, по инициативе     жителей Скуратово, памятник  восстановили в первоначальном виде. Сталина вернули...

   И как тут не вскрикнуть  за Гоголем: “Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ. Не дает ответа…”
   
   А не замерла ли ты, Русь, на станции “Скуратово? Не здесь ли осадили твою птицу-тройку?