Правда и неправда о колбасе

Владимир Лях
         «Два кусочека колбаски у тебя лежали на столе…» – поётся в современной песенке. Колбаса. Для российского гражданина, особенно старшего поколения, жившего в советское время,  – это понятие  имеет особый  смысл, далеко выходящий за рамки гастрономии. Немудрёному, в общем-то,  продукту  посвящено устное народное творчество, научные исследования и даже  стихи и песни. Существует немыслимое разнообразие блюд из колбасы,  кто-то шутит даже, что лучшая рыба – это колбаса, её обожают гурманы, хоть и  ругают диетологи.
    Ни один продукт в советском обществе, особенно  в поздний  период, не имел такого социального и даже культурного статуса, как колбаса, и для этого есть основания. В апреле 1936 года нарком пищевой промышленности СССР Анастас Микоян подписал приказ о производстве новых мясных продуктов: колбас Докторской, Любительской, Чайной, Телячьей и Краковской, а также Молочных сосисок и Охотничьих колбасок. С этого времени  начался путь превращения колбасы в чуть ли не культовый продукт, доступный каждому жителю страны. Раньше такая задача не ставилась  нигде и никогда. Колбаса становилась не закуской, а каждодневной едой.
    В процессе реализации этих планов  были построены более 20 крупных мясокомбинатов – в Москве, Ленинграде, Семипалатинске, Энгельсе, Днепропетровске, Свердловске и других городах, оснащенные самым современным для того времени оборудованием. Не зря  же А.И. Микоян ездил перенимать опыт  колбасного производства в США!
    Можно предвидеть возражения по поводу  всеобщей  доступности колбасы, однако  тут  есть и очевидные контраргументы.  Действительно, начиная с середины 1970-х годов наметился, и дальше постепенно  нарастал  дефицит мясных продуктов,  и в том числе колбасы. Причины были разные: неудачные сельскохозяйственные эксперименты  Н.С. Хрущева,  неурожай 1972 года, повлекший резкое сокращение поголовья скота, холодная война и гонка вооружений и, в какой-то мере,  политика государства, считавшего социальную справедливость высшим приоритетом. Кто-то из современных мировых лидеров  выразился по этому поводу так: – СССР распался потому, что вы слишком любили свой народ. Несомненно, в этом есть немалая доля  правды. 
     Вообще-то, сравнивать советский дефицит и нынешнее «изобилие» в отрыве от общей экономической политики государства, как это обычно делается, некорректно.  В советское  время продукты  массового спроса дотировались государством, причём  из того же самого кармана, что и пенсии, социальные выплаты, бесплатные для населения медицина и образование, дешёвые услуги транспорта, ЖКХ и т.д. В наше время этого нет, и  вполне уместно говорить, что за наполнение нынешних  колбасных  полок  мы заплатили немалую цену в социальной сфере. И это без  сравнения  цены и качества советского продукта, изготовленного по единому стандарту, и нынешней колбасы, производимой по техническим условиям  самих предприятий. Теперь продукты с одинаковым названием часто  разительно отличаются и ценой, и качеством, и вкусом.
     Как-то у нас зашел разговор со  Славиком – знакомым сельчанином. Он говорил, что, в общем-то, живет примерно так же, как и в советское время, но теперь хоть за колбасой на Украину ездить не надо.
    Прямой, трудолюбивый, умелый мужик  во многом прав. Но насчет колбасы я его спросил: – Ну, а скажи, вот зачем и ты, и другие, да и я тоже, ездили за колбасой, зачем стояли в очередях, ведь мы имели хозяйство: птицу, поросят и т.п. Ну и, соответственно, делали домашнюю колбасу, тушёнку, буженину, солили сало, коптили грудинку и окорок – зачем нам нужна была колбаса  из магазина?  Вот сейчас ты её покупаешь?
    Мой собеседник подумал, и  едва заметная улыбка тронула его губы. Он, как бы внутренне удивляясь,  нерешительно признался:  – Потому, что та колбаса была  вкусная…– и, немного помешкав, Славик продолжил, – нет, сейчас почти не покупаем, разве что на праздник  немного: оливье, нарезка какая-нибудь.  Для еды не берём.
    – А вспомни, – я продолжил, – когда в конце восьмидесятых появилась «кооперативная» колбаса по цене  8 рублей против  2,20 в государственных магазинах,  – она лежала на прилавках без всякого ажиотажа. – Да, точно, было такое, – согласился  мой визави.
    Ну, а как могло не быть высочайшего спроса, если  в 100 кг советской варёной колбасы «Докторская»  содержалось 25 кг говядины высшего сорта, 70 кг полужирной свинины, 3 кг яиц,  2 кг коровьего молока – и всё. А стоил этот вкусный и  готовый к употреблению продукт всего  2,20 рубля за килограмм, в то время как сырое мясо часто стоило дороже.
    С недорогим, благодаря дотациям, мясом хорошего качества, надо отметить, в системе государственной торговли  бывали серьёзные проблемы, но нельзя сказать, что мяса  было на потребительском столе  вообще.  Тем более что через государственные торговые точки реализовывалась только треть мяса, да и то преимущественно  в крупных городах.
     Значительные объёмы мяса продавались на   рынках.  К 1985 году в СССР постоянно работало более 8 тысяч  колхозных рынков на полтора миллиона торговых мест.  Цены по стране заметно колебались (рынок есть рынок): от   3-3,50 рублей за килограмм в глубинке, до пяти рублей в крупных городах и доходили до десяти  рублей на рынках в Москве и Ленинграде. Весной в  рыночной системе реализовывалась  молодь  птицы и прочей живности для откорма.
    Действовала в СССР также система  кооперативной торговли. Говядина здесь тоже стоила 3,00 – 3,50 за 1кг, колбаса варёная и полукопчёная  продавалась в среднем по 6-8 рублей. В сельской местности и малых городах именно эта система  была главным поставщиком мяса населению. Как правило, никаких очередей там не было  даже в конце 1980-х годов.
   Еще одним источником мяса было собственное производство – не только в личных хозяйствах на селе, но и на пригородных дачах, а также в подсобных хозяйствах  промышленных предприятий, которые получили особенно  большое развитие в 1980-е годы.
      Но основная часть мяса, потреблявшегося  трудоспособным населением, поступала через систему столовых на предприятиях и в учреждениях. В СССР работало примерно 350 000 столовых на 20 миллионов мест – по одной на каждые несколько сот человек населения и из них почти половина – в России.
        Посетители столовых регулярно получали  мясные блюда у себя по месту работы или учебы – среди студентов были очень популярны сосиски и сардельки. Обычная цена обеда (первое и второе с мясом) составляла обычно  от 40 до 60 копеек. Даже на минимальную зарплату в 70 рублей можно было сытно поесть 150 раз. Впрочем, был один раз в неделю и рыбный день.
     Помимо ведомственных столовых,  в СССР были еще и городские, поселковые столовые, кафе, пельменные, и т.п. В нашем сравнительно небольшом донском городе Белая Калитва, например, было несколько хороших столовых и кафе, ресторан, популярная   шашлычная около автовокзала, собственная система общепита  на металлургическом заводе, буфеты на предприятиях и в учреждениях. И всё это было востребовано населением вследствие доступных цен и разнообразного меню. Во время совещаний в районо, когда объявлялся перерыв, мы ходили в буфет горисполкома по соседству – там, замечу,  давали превосходные тефтели. Приходилось не раз бывать в буфете горкома КПСС – вход туда, несмотря на весь авторитет партии,  был свободный и никакого милиционера на входе не стояло.
    Иногда учительские мероприятия проводили в хуторе Богураеве – и даже там, на центральной улице, прячущейся под сенью тополей-великанов, были  столовая и небольшое кафе-стекляшка.
     Когда учился в школе, в начальных классах (1961-64 г), нам давали бесплатное молоко, но оно было кипяченое и я, признаюсь, его не любил. В школе  работал буфет, где продавали вкуснейшие пирожки с яблочным повидлом, стоившие по всей стране 5 копеек, а также чай, конфеты, печенье и т.п.   В начале 1960-х годов в советских школах стали создаваться группы продленного дня, в связи с чем возникла система школьного питания.  Была построена столовая и в нашей  Седовской школе (Донецкая область). Там уже можно было поесть мясные блюда – обычно котлеты или рагу, суп или борщ на костном бульоне. Давали и рыбу, поскольку школа располагалась всего  в сотне метров от  берега Азовского моря, и   над ней шефствовал, как тогда было принято, местный рыбколхоз.  В то время  ещё не придумали рыбных дней, и рыба была в меню наряду с мясом.
       Несколько слов о студенческом быте. Еще до начала занятий, мы, в счастливом осознании своего студенчества, работали на строящейся столовой общежития. Там, кстати говоря, и сформировалась наша комната, с этими ребятами, уже отслужившими армию, мне предстояло прожить несколько лет. В  столовой, когда она   начала работать, было замечательное меню. Несколько первых блюд (порция или половина порции), хороший выбор вторых. До сих пор помнятся вкуснейшие, сочные  отбивные на ребре, в хрустящей панировке, политые топленым маслом или соусом. Стоило это чудо 46 копеек, и это было самое дорогое из мясных блюд. Кроме этого, можно было выбрать аппетитнейший свиной  эскалоп из духовки, рубленый шницель за 26 копеек,  шикарный бифштекс с луком и яйцом, бефстроганов, жареную колбасу  и иногда бывала рыба.
    Котлета стоила всего 11копеек, гарнир на выбор стоил 6 копеек: обычно это были картофельное пюре, картофель фри, гречневая каша, рис или перловка, кусочек хлеба давали за  1 копейку. Всегда был салат:  чаще винегрет, редька или капуста с морковью, стакан сметаны стоил 28 копеек, но можно было взять полстакана  за 14 копеек. Работала столовая до 18 часов, а потом до 22-х продолжал работал буфет. Там тоже были котлеты, но без гарнира, помнятся зеленые маринованные помидоры из банок – один продавали за  10 копеек, бывала какая-то колбаса. Моя стипендия тогда составляла 36, а  позже 46 рублей.
    В магазинах Таганрога, в начале 1970-х,  помнится,  можно было свободно купить копчёную колбасу «Эстонская» местного мясокомбината по 3,40 – немного жирноватую, но в целом неплохого вкуса, а также варёнку «хлебец» по 2,70 – довольно вкусный продукт, хотя  готовился он, как говорили,  из головизны.  В середине 1970-х копченая колбаса стала дефицитом, но  «хлебец» и дальше  бывал в продаже.
    На факультете у нас тоже работал буфет, и в перерывах там  предлагались прямо из мармита  горячие  сардельки неописуемого вкуса и аромата. Едва заканчивалась вторая пара, как мы мчались, перепрыгивая через ступеньки, в буфет на первом этаже, чтобы застолбить очередь себе и друзьям-приятелям. Это, как ни странно,  осталось ярким воспоминанием о физмате. Не лазеры, ЭВМ, видеомагнитофоны,  тогда бывшие последним писком прогресса, а сардельки факультетского буфета.  На последнем курсе, правда,  эту вкуснятину  стали привозить редко, поэтому приходилось обходиться котлетами, ватрушками, сочниками с непременным  стаканом  кефира. 
     С жидкими молочными продуктами, можно отметить,  в стране перебоев не было, и даже когда мы уже работали,  в холодильных витринах белокалитвинских магазинов, всегда стояли широкогорлые бутылки с  разноцветными крышками из алюминиевой фольги. Кефир, ряженка, молочный напиток «Снежок», сливки и сметана в небольших бутылочках. Тару, кстати, можно было сдать или принести на замену. Тогда в городе был свой молочный комбинат, выпускавший продукцию даже в современной на то время упаковке «тетрапак».
     Был в городе и свой мясокомбинат, делавший неплохую копчёную колбасу «Белокалитвинская», которую, наряду с другими мясопродуктами,  можно было купить в фирменном магазине, неофициально называвшемся почему-то «сагаяновским». Вероятно, по фамилии директора мясокомбината.
     К середине 1980-х сардельки, сосиски,  колбасу и сливочное масло стали продавать после 17 часов, когда заканчивалась смена на заводе. В течение дня люди записывались и потом стояли в очереди, что могло занимать около часа, иногда  и больше – в зависимости от номера.
     Когда товар заканчивался, очередь расходилась. Я ездил время от времени утром на мотоцикле  в город, благо это совсем рядом, записывался, а вечером опять ехал и покупал. Ну, а еще привозил сардельки-сосиски и прочий дефицит  с малой родины, где можно было купить это все гораздо проще. Иногда с коллегами навещали  соседний Ворошиловград (теперь снова Луганск) или Краснодон, как-то даже ездили в украинский Донецк – на экскурсию и «по магазинам». Автобусная экскурсия, как и вообще транспорт,  стоила тогда весьма недорого.
     В шахтерском поселке Шолоховском, в 25 км от Белой Калитвы,  где жили родители жены, какое-то время мы покупали хорошую полукопченую  Краковскую, правда, продавали ее по одному килограмму в руки, но нам два килограмма хватало. Шахтеров и металлургов  государство стремилось обеспечивать лучше, чем остальных, поэтому, наверное, не  стоит обобщать. Где-то дело могло обстоять  хуже, а где-то лучше. Ну и потом, я не пытаюсь ничего приукрашивать или, наоборот, очернять – рассказываю, как было и как запомнилось. Например, в Прибалтике, где приходилось несколько раз бывать, дело обстояло куда лучше, чем у нас. А в Болгарии, где мне довелось побывать в 1982 году, было ещё лучше.
    Но если посмотреть статистику, суммирующую всё перечисленное  выше, то получается, что мяса СССР  было много,  больше, чем сейчас, и средний гражданин  его получал, причем не только в Москве. Среднее потребление мяса в год на человека составляло 60 кг (75 в конце 1980-х), из которых около 2 кг СССР импортировал (однако экспортировал 10 кг рыбы). Это серьезно больше 54 кг на человека в 2007 году (из них примерно 10 кг импорта).
      Ну, а сейчас  я хочу перенестись в летнюю Москву 1961 года, где мне, семилетнему пацану из глухой на то время  провинции,  довелось   не только впервые услышать слово «бутерброд», но и отведать эту немудрёную закуску в виде хорошего ржаного хлеба и кружка  необычайно вкусной докторской колбасы. Ни того, ни другого в наших краях   еще не было и в помине. Правда, у нас была рыба, в том числе и осетровых пород, а каждую весну мы вполне обыденно  ели чёрную икру.
    Ну, а летом 1961 года  мы с мамой поехали на месяц в гости  к дяди, жившему  в самом центре Москвы, на улице Кирова, теперь вернувшей себе прежнее  имя Мясницкая, гостили также  у маминой подруги в подмосковном Болшево – теперь это микрорайон подмосковного города  Королёв.
    После нескольких неудачных попыток  попасть в Мавзолей Ленина и Сталина, нам, наконец, повезло. На этот раз мы вышли из дома в 4 часа утра, а идти-то надо было всего около 20 минут.  Колонна формировалась  в Александровском саду, милиционеры выстраивали  её зигзагами, чтобы все поместились. Длилось это долго и, естественно, мне захотелось есть и пить. И тут появились белые закрытые тележки, от которых  шёл аппетитный запах и над ними вился парок. Многие знали, что это такое, но мы – нет. Мама пошла, чтобы  узнать и вернулась с  мягкими булочками и сосисками. Я до этого их никогда не видел. Это было потрясающе вкусно, без всякого преувеличения. Сосиски были тонкие и длинные, длиннее, чем обычно бывают теперь.  Потом такие же сосиски я сам с видом знатока  покупал  на Павелецком вокзале, а мама только улыбалась в сторонке, любуясь моей самостоятельносью.
    Надо заметить, что за месяц я стал почти москвичом. Меня уже не удивляли ярко освещенные улицы, я без опаски  сам  гулял  по окрестностям, заходил в магазины. Вблизи  площади Дзержинского (теперь она снова Лубянская) как-то  увидел торговлю какими-то странными огурцами. Дома рассказал  об этом, дядя посмеялся и сообщил,  что это бананы, и что стоило бы их купить. Меня снарядили, и я с авоськой снова пошел к «Детскому миру». Постоял в очереди, пообщался с тётями-москвичками,  расспрашивавшими меня, кто я и откуда, и скупился. Бананы были еще зеленые, но когда мы привезли их из Москвы домой, они дозрели, и все родственники от этой экзотики были в восторге. Колбасу из Москвы  мы не привезли, тогда в ней не чувствовалось потребности. Да, такое было.
    Кстати, замечу, что жена дяди работала кассиром в ЦУМе, это недалеко от Большого театра, и мне в этом огромном магазине  не раз приходилось бывать. Со всех сторон там трещали кассовые аппараты. Они были механические: кассирша  набирала  кнопками нужную сумму, крутила ручку, и трескучий аппарат выдавал  кусочек ленты с синими буквами. Но не это мне запомнилось больше всего.
     По всему магазину – там и тут – были развешаны небольшие деревянные шкафчики с зеркалом, к ним то и дело подходили солидные дяди, что-то туда бросали, и им в лоб била струя, как из пульверизатора с грушей, которые были тогда почти в каждом доме. Ну, как я мог не опробовать такое чудо?! Меня поднимали, я кидал в щель двухкопеечную монетку и «освежался» одеколоном «Кармен» или «Красный мак». Такую же монету можно  было кинуть также  в телефонный аппарат, и я периодически звонил дяде из уличных автоматов, пока ему это не надоело.
    Тогда же я впервые попробовал в переходе метро сладкую вату с какой-то фруктовой добавкой. Ну, и, конечно, нельзя не вспомнить легендарное московское мороженое тех лет. Эскимо на палочке в шоколадной глазури за 11 копеек, фруктовое в бумажном стаканчике – за 9 копеек, пломбир за 19, сливочное  в вафлях за 22 копейки  и трубочка с орехами за 28. Необычайно вкусное, приготовленное по строгим ГОСТам из натуральных продуктов  мороженое, производство которого началось по всей стране, – это тоже заслуга деятельного и увлеченного человека А.И. Микояна. У нас в посёлке через некоторое время тоже появилось в продаже мороженое и газировка с сиропом, но это было по линии кооперации. Тем не менее, мороженое было вкусное, натуральное, чуть желтоватое из-за яичных желтков. Мороженое в цилиндрических жестяных коробках привозили в одно и то же время, и за ним выстраивалась детская очередь. Я тоже бывал в числе завсегдатаев. Стоило 100г мороженого 11 копеек, но можно было заказать «с горкой» и «гульнуть» на 15, а то и на целый «двадцулик».
      Из Москвы я тогда вернулся с комплектом школьной формы – с ремнём и  фуражкой, к гимнастёрке, как в армии,  подшивался белый подворотничок, а на кокарде и на бляхе красовалась открытая книжка.  Читать, правда, я уже умел и даже знал наизусть довольно большие стихотворения и песни. По просьбе тёти не раз с удовольствием «исполнял» эти «шлягеры» и «выразительно» декламировал  «Робин Бобин Барабек Скушал сорок человек, И корову, и быка, И кривого мясника...»
   А еще мы привезли из Москвы небольшую пластмассовую чашку, которую на ВДНХ прессовали из порошка  в присутствии зрителей,  и дарили всем по очереди на память.  Это было начало хрущёвской «химизации народного хозяйства», и это был прогресс науки и техники, который остановить нельзя. Через несколько лет  стали петь: «говорят, что будет сердце из нейлона»…
    Потом мне много раз доводилось бывать в Москве, но то, первое посещение  осталось самым важным, оно убило во мне комплекс провинциальности и стало первым фундаментом  и стимулом самосовершенствования.  В детстве это очень важно для формирующегося человека: вырваться из повседневности, шаблонности, подняться над обыденностью, увидеть мир за околицей привычного.
      Ну, и в заключение поговорим немного об истории. Была ли колбаса в России в досоветское время?
     Была. Но перед началом Первой мировой войны производство колбасных изделий на душу населения составляло всего 1 кг в год. К 1990 году в СССР, если верить статистике, на человека приходилось более 40 кг колбасы в год.
    А придумали колбасу вовсе не немцы, как принято считать. Нет, их не зря величали колбасниками, но педантичные немцы просто довели производство этого продукта  до совершенства. Сосиски – другое дело, но и тут немцы спорят за честь этого открытия с австрийцами. Так получилось, что человек, придумавший сосиски – Йохан Георг Ланер, учился мастерству в Германии, а сосиски начал делать после переезда в Австрию. Между прочим, большими ценителями этого изобретения, сделавшего фурор на колбасном рынке начала XIX века, были знаменитые австрийцы Франц Шуберт и Иоганн Штраус.
   А вообще изначальным  смыслом колбасы  была лучшая сохранность мяса, что было важно для заготовки припасов впрок, в том числе для дальних путешествий и военных походов.
   В Китае (ну, как же без Китая!)  колбаса  была известна еще в пятисотых годах до нашей эры, и готовили ее из телятины со специями.
    В европейской античности первое упоминание об этом продукте встречается ещё у Гомера. Греки на пирах ели колбасы, приготовленные из свиных желудков, заполненных рубленым мясом со шпиком, и закопченных после этого. В Древнем Риме колбасу производили в  промышленных масштабах, поскольку она входила в походный рацион  римских войск. Существовали  десятки  разных рецептов из мяса, птицы и даже из рыбы и морепродуктов.
    В V веке нашествие варваров отправило в небытие  Римскую  империю, но  история римской колбасы продолжилась. Наследницей древнеримских кулинарных традиций стала итальянская кухня, славящаяся своими мясными деликатесами.
    Наш сын, вернувшись из Рима, привёз целую коллекцию  колбас и знаменитой пармской ветчины различных модификаций. По цене эти продукты дороже наших, хотя и качеством  разительно превосходят их. Но если взять отношение к среднему доходу жителей, то получается, что для итальянцев  их замечательные Капиколло, Мортадела с фисташками и цельными горошинами чёрного перца, знаменитая Пепперони  и огромное множество других  колбас (в каждой деревне свой рецепт)  – дешевле нашей «докторской» за 670 рублей с ароматом копчения, которого в ней категорически не должно быть. Купить колбасу в Италии можно в среднем по цене от 18 до 32 евро за 1кг и это всегда продукт высочайшего качества, способный удовлетворить любой, даже самый взыскательный   вкус.
     На Руси издавна  готовили  классическую домашнюю колбасу из свинины или говядины, порезанной крупными кусками, вперемешку с рубленым салом, чесноком и перцем. Все это заправляли в промытую тонкую кишку (черева) и запекали в печи. Мясные изделия длительного хранения были важны еще и из-за строгого церковного календаря. Периоды разговения чередовались с долгими постами, и на протяжении всего этого времени мясо надо было как-то сохранять.
     Первые упоминания о технологии переработки соленого мяса на Руси относятся к временам  князя Святослава и зафиксированы в исторических очерках Василия Татищева. В трудах Николая Карамзина описано приготовление русской ветчины в эпоху князя Владимира, при котором ее оригинально оформляли и подавали на знаменитых киевских пиршествах.
     Что же касается именно колбас, сосисок и колбасок, то их производство началось в России во времена Петра I, и первыми колбасными ремесленниками на Руси были немцы, приехавшие в Москву и Петербург по зову первого российского императора.
    Со временем производство колбас было освоено и русскими мастерами, но не носило масштабного характера. Знаменитым  на всю Россию центром  производства колбас был, в частности, небольшой волжский город Углич. Здесь был известный  колбасный завод купца Алексея Карповича Постнова. Один из угличских рецептов, надо отметить,  был реализован в советской колбасе Любительская.
     На 100 кг колбасы вареной Любительской высшего сорта полагалось говядины жилованной высшего сорта 35 кг, свинины жилованной нежирной 40 кг, шпика хребтового – 25 кг.
    А вообще, на протяжении долгого времени  большим спросом  небогатого городского населения, официально именовавшегося  простонародьем, пользовались ливерные колбаски, которые продавались в трактирах и мясных лавках. Их готовили на основе печени, сердца, легкого и других субпродуктов. В XIX веке среди  ливерных колбас были особо популярны  колбаса Паштетная и Ливерпульские колбаски.   
     В это время  в ассортименте колбасных изделий числились и  такие, ныне забытые, разновидности, как  Гринцвурст – колбаса на основе круп, Хлебная колбаса, Картофельная, Тыквенная и довольно популярная и «нажористая» Гороховая колбаса. Их, как правило, подавали в трактирах наряду с рубчиками (требухой) и колбасой из квашеной капусты.
   Но даже и эти эрзац-колбасы были доступны не всем. Что уж говорить о крестьянах, в меню которых мясо, если и бывало, то только по большим праздникам, а в остальное время, в лучшем случае, «хлеб да каша – пища наша».
    Теперь мало кто читает, часто доверяя непроверенной информации пропагандистов, а стоило бы ознакомиться с картинами жизни народа, представленными в произведениях А.М. Горького, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова  и многих других литераторов.
    Советский колбасный проект, не имевший прецедентов в истории,  стал крупным прорывом в обеспечении населения громадной страны полноценными продуктами питания. Все достижения и недостатки в его реализации в те или иные периоды нужно рассматривать с учетом этого факта.