История Тамани часть 90

Николай Мринский
Вскоре рядом с этим коммерческим проектом появились отели и, гости «Атамани» могут с интересом знакомиться с бытом наших предков - казаков, так ярко и многогранно представленном из разных станиц Кубани. Этнографический музейный комплекс открыт для посетителей со всего мира с весны до осени и знакомит их с многовековой историей земли Таманской. И всё же этот комплекс не является в строгом смысле слова этнографическим, хотя и содержит в себе много этнографических элементов. Конечно же, он имеет в большей мере просветительское и даже отчасти туристическое значение. Однако было бы опрометчивым отрицать его значение вообще. Устроители этнокультурного комплекса изначально были нацелены на то, чтобы он органически сочетал в себе традиционность и современность, т.е. чтобы комплекс был действительно действующим. Здесь нельзя не согласиться с С. Минц, отвергающей обвинения в непрофессионализме устроителей комплекса: «Атамань» имеет мало отношения к истории, но позволяет людям «поиграть в историю». Это не только способ развития этнотуризма, столь необходимого краю, но и важный канал распространения исторического сознания, в какой-то степени даже определённого патриотизма» (31). В «Атамани» можно покататься на лошадях, посмотреть на щедрые огородики, раскинувшиеся возле каждой хатки, отведать различных угощений и накупить кучу сувениров. В музее можно войти в любой курень и хату, попробовать научиться народному ремеслу - к примеру, кузнечному делу, а также отведать наваристый борщ, вареники со сметаной, узнать рецепты различных народных казачьих блюд.

В сентябре 2011 г. в «Атамань» снова съехались десятки тысяч гостей со всей страны и из-за рубежа. Казачья станица «Атамань» год от года развивается по новым направлениям, прирастает новыми и весьма интересными достопримечательностями и стала (за 4 года) полноценно представлять из себя кубанскую станицу XIX - начала XX веков. С размахом прошёл фестиваль «Легенды Тамани». Его открытие было начато с парада флагов городов и районов Кубани. Казаки и гости широко отметили 219-ю годовщину высадки первых черноморцев на кубанскую землю. На территории Фанагорийской крепости состоялось торжественное открытие памятников Александру Суворову и Федору Ушакову. Бюсты великих воинов освятил Исидор - митрополит Екатеринодарский и Кубанский. Популярность «Атамани» возрастает с каждым сезоном и объясняется просто: здесь изучают историю и быт казачьей Кубани испытанным и проверенным способом погружения. Здесь каждый экспонат буквально дышит историей, но не лежит под стеклом, а по-прежнему служит людям. Открытие очередного сезона в «Атамани» началось с фестиваля «Радуга семейных талантов». Общая площадь этнокультурного комплекса в 2012 г. уже составила 68 га. В сентябре впервые на Кубани и в «Атамани» соединились два фестиваля краевой - «Легенды Тамани» и «Мир Кавказу» - грандиозный праздник всех народов Кавказа! В 2010 г. сотрудники Фонда Археология совместно с учёными Института археологии РАН начали уникальные раскопки на одном из курганов, расположенных недалеко от станицы Тамань в районе Лысой и Ведьминой гор.

Это место известно тем, что именно здесь располагались курганные захоронения правителей античного города Гермонасса, одного из самых значимых городов Боспорского царства. Как известно Гермонасса позже была известна под именем легендарной Тмутаракани, древнерусского анклава на территории непрерывного существующего античного полиса. Изучая дореволюционные архивные документы, историки убедились, что именно у Ведьминой горы находятся захоронения правителей древней Тмутаракани, обещающие исследователям сенсационные находки. Уникальность раскопок заключается и в том, что полномасштабные исследования курганов на некрополе Гермонассы практически не велись с начала прошлого века. В свое же время именно в этих курганах был найден знаменитый таманский саркофаг, являющийся жемчужиной археологической коллекции Гос. Исторического музея. Золотые изделия, найденные на раскопках некрополя, находятся в Золотой кладовой Гос. Эрмитажа. В сентябре 2012 г. на территории пос. Волна, который подчинен администрации Тамани прошла краевая конференция по линии Российского общества историков-архивистов на тему: Участие черноморских казаков в войне с Наполеоном. С основным докладом выступал автор очерка. После её проведения участники посетили все памятные места станицы и были, безусловно, в восторге. Особенно понравилась «Атамань» - кубанский туристический «клондайк», где в сезон на каждом подворье станицы - музея постоянно действуют тематические экспозиции, представляя быт, ремесленную и общественную деятельность казаков.

Здесь проходят масштабные фестивали, смотры и конкурсы, концерты с участием ведущих артистов Кубани и России. И последнее: казаки всегда любили подтрунивать друг над другом, «приклеивать» клички - прозвища. Давались они и жителям хуторов, станиц. Так, к примеру, станичников, Вышестеблиевской называли «горобцами», а ахтанизовцев, соседи называли «звонарями». Это было связано с одной байкой: как-то ночью в станице бык-приблуда запутался в веревках церковных колоколов, из-за чего они полночи звонили, и полстаницы сбежалось, думая, что случился пожар. У каждого прозвища своё происхождение, своё объяснение. Конечно, нам интересна «история» - «колотушников». А дело обстояло обычно так... Стояли таманцы на берегу своего залива и ждали, когда подойдет пароход из Керчи или баржа с камнем-ракушняком. С палубы судна им кричали: - Гей, колотушники, ловите! - и бросали туго оплетённую веревками гирьку, привязанную к толстому причальному канату парохода. Гирька эта была похожа на исконные деревянные колотушки, которыми выбивали из подсолнухов семечки, затем давили масло из них, поэтому и её тоже называли колотушкой. Таманцы тянули канат и на причале набрасывали его на металлическую тумбу (кнехт), т. е. крепили. Чтобы поймать колотушку, на пристани обычно выстраивалась целая очередь, желающих подзаработать, ведь за швартовку парохода или баржи с углём давали целый пятак. Автору в 60-х гг. 20 в. не раз приходилось видеть эту процедуру лично и даже порой участвовать в ней.

Тамань... Моя любимая станица.
 Люблю тебя, как мать родную я.
Ну как, скажи, тобою не гордиться,
 Тамань моя, жемчужина моя!
Ты посмотри -там гроздья винограда,
 А поодаль чуть шепчется ковыль,
 Стоит стеной пшеница золотая
 И море шепчет, с берегом играя.
 Люблю тебя за небо голубое,
 Люблю тебя за моря синеву,
 Люблю тебя за солнце золотое,
 Люблю за ласку, щедрость, доброту...

 Тамань. 1965 г. Валентина Иванова.

В Тамани кладбище русских солдат и казаков превращают в свалку отходов - под таким заголовком данная информация была опубликована в СМИ, директором по развитию Фонда Археология Олегом Марковым 25 сентября 2012 г. Найденное в Тамани археологами кладбище русских солдат и казаков, завоевывавших для России Кубань превращают в свалку отходов, перезахоранивая в тоже самое время немецких солдат. Во время проведения плановых работ в Тамани, строителями было разрушено несколько погребений. Первыми на место прибыли поисковики во главе с Валерием Камышаном. По их сведениям, где-то в этом районе находились захоронения советских солдат и санитарное захоронение румынских солдат, устроенное после освобождения Тамани от фашистов. Быстро поняв, что перед ними более древнее захоронение, они обратились в Таманский музей и вызвали археологов Восточно-Боспорской Археологической Экспедиции под руководством кандидата исторических наук Николая Сударева. Совместными усилиями поисковиков и археологов разрушенные захоронения были присыпаны и остановлены строительные работы. Одновременно археологи занялись уточнением – что же это за некрополь. В 1777 г. во времена присоединения Кубани к России на Таманском п-ове находились Курский пехотный полк, Тамбовский пехотный полк, Украинский гусарский полк, Пластунский полк и подразделения донских казаков. В марте 1777 г.  бригадир Бринк отводит войска из Тамани, но оставляет Курский пехотный полк во главе с Григорием Макаровым.

В то же время Макаров начинает строительство укрепления к востоку от татарской Тамани. Уже с самого начала освоения Тамани в нем участвуют черноморские (бывшие запорожские и будущие кубанские) казаки. Пожалование земли было обещано Екатериной II ещё в январе 1778 г. Создавая на обломках разогнанной Сечи новое казачье войско, Г.А. Потёмкин (имевший казачье прозвище Грицько Нечоса) объявил, что Императрица соглашается пожаловать запорожцам земли «в Керченском куте или на Тамани». Однако, массовое переселение происходит только в 1792 г. морским путем - во главе с полковником Саввой Белым и чуть позднее, по суше – с кошевым атаманом Захарием Чепегой и в 1793 г. – войсковым судьей Антоном Головатым. Первый год пребывания казаков в Тамани был крайне труден. Сохранилось описание пребывания Суворова в Тамани в 1792 г. При посещении казармы Каневского куреня полководец ужаснулся. Там было «тесно, грязно, больные лежали вместе со здоровыми, многие не имели теплой одежды». Обращался к нему с жалобой «на превеликую тесноту в куренях» и Савва Белый. Естественно в этих условиях была и большая смертность. У читателя может возникнуть вопрос – «А при чем тут найденные захоронения и история освоения Тамани?» Ответ кроется уже в самом вопросе. Перед нами остатки самого первого христианского православного кладбища, возникшего одновременно с освоением Тамани русскими людьми. Начиная с 70-х гг. XVIII в., встал вопрос о том, где хоронить умерших православных солдат и офицеров. В татарском городе Тамане естественно таких кладбищ не было.

Продолжение следует в части  91                http://proza.ru/2021/03/02/1165