Земля бога речного устья. Глава 13. Песок веков

Виктор Квашин
Глава 13. Песок веков

До самого вечера Оло был в приподнятом настроении. Он приказал принести вина и жареной баранины. Усадил напротив Лифен, наливал вино ей и себе, пил, ел и смеялся.

– Представляешь, господин Долгоон пригласил меня к себе домой, чтобы отметить окончание нашей работы. Сказал, что меня снова хочет видеть сам бяньсюй Академии уважаемый господин Оюунгэрл! Господин Долгоон сказал по секрету, что меня собираются наградить за труды для науки! Выпей ещё, красивая, выпей, не стесняйся!

Заснуть Оло не мог, всё ворочался в духоте, вставал пить, снова пытался уснуть. Привиделась жена с маленькими дочками. А сыновья увиделись уже взрослыми. Оло им рассказывал о своём успехе. Дети слушали, а Хурмэ улыбалась так, как только она умела, когда радовалась успехам мужа.

Потом вдруг привиделся дед, как он, провожая на учёбу, наставлял: «Будь честным, Оло, верно служи императору и никогда не забывай, что ты чжурчжэнь!»

Я выполнил, дед, я всё выполнил!

Уже ближе к рассвету Оло забылся.

На серой гальке у самой воды стояла большая серая чайка с чёрным клювом и чёрными концами сложенных на спине крыльев. Птица одним глазом смотрела на Оло и совершенно не боялась.

– Куда теперь отправишь ты меня, больного и немощного, и сколько можно мне путешествовать по этой Земле? – спросил Оло.

Чайка засеменила красными ножками по серому песку и вдруг расправила крылья, подпрыгнула и взлетела. Оло удивился – в первый раз такое. Он проводил птицу взглядом и зажмурился – чайка летела прямо к Солнцу!

Оло с трудом разлепил глаза, полежал, глядя на цветной бумажный фонарик под потолком. Но виделся не фонарик, а Чайка. Знак!

– Эй, Лифен! Подойди. Позови сюда Шадаба. Сейчас. И скажи слуге, пусть мне распорядителя пригласит. Побыстрее.

Распорядитель вошёл одновременно с Шадабом.

– Уважаемый Зумрад, можете ли оказать мне услугу? Привезите сюда чиновника по делам несвободных и чиновника по делам наследства. Только как можно быстрее, у меня мало времени. Я заплачу, сколько потребуется, – Оло трудно было произносить длинные фразы. В груди что-то сжималось и хрипело.

– Сделаю, что в моих силах, – поклонился распорядитель и быстро удалился.

– Уважаемый Шадаб, скажите мне честно, хотите ли вы взять Лифен в жёны?

Лифен ахнула и схватилась за рукав учёного лекаря.

– Уважаемый господин Тохто Оло! Я не знаю, как вас благодарить…

– Говори прямо, у меня нет времени на этикет.

– Да, я хочу! Мы с Лифен…

– Лифен, принеси все деньги, ты знаешь где. Поживей.

– Вот, господин. Принесла.

Оло с трудом в который раз открыл глаза.

– Принесла? Отдай Шадабу. Скажи, пусть принесут всё для письма.

– Господин, может, вам отдохнуть?

– Некогда мне уже отдыхать… Шадаб, сынок, возьми кисть, пиши: «Я, строитель Первого ранга чжурчжэнь Тохто Оло даю полную свободу моей рабыне из хань именем Лифен». Написал?

– Да, господин.

– Пиши: «Я, строитель Первого ранга чжурчжэнь Тохто Оло завещаю всё имущество и все деньги, которые находятся при мне в настоящее время в Ханбалыке, свободной женщине из хань именем Лифен». Написал? Что же так долго эти чиновники едут… Шадаб, рассчитаешься с ними, ладно? Остальное – уже ваше.

Горячая ладошка Лифен легла на лоб Оло.

– Я не знаю, как вас благодарить, господин… – прошептала на ухо.

– Теперь все благодарности – Шадабу, ласковая, – также шёпотом прохрипел Оло. – Будь ему хорошей женой.

Всё-таки, он не удержал сознание, провалился то ли в сон, то ли уже в иной мир. Громкий разговор вернул его в чувство. Приехали оба чиновника с писарями, удивились, что всё уже написано, поставили красные квадратные печати на бумагах, взяли деньги и откланялись.

– Хорошо, что так быстро. Я успел, – сказал Оло. – Теперь – всё…

– Господин! Господин! – Лифен обняла его, морщинистого, грузного, липкого от пота и почти безжизненного. – Господин…

Оло открыл глаза, прошептал:

– Улыбнись, хорошая…

Это была последняя просьба Оло в этой жизни.


Поскольку господину Тохто Оло был положен обратный путь за счёт казны, пепел с его погребального костра отправили в родовое поместье в сопровождении воинского эскорта под командованием сотника Тукпэна, хорошо знавшего дорогу. Той же повозкой везли выполненную за счёт Академии государственной истории Юань каменную стелу с выбитой надписью:

«В четвёртом году Чжунтун строитель Четвёртого ранга чжурчжэнь Тохто Оло был послан с отрядом для усмирения непокорных племён шуйдада в нижнем течении Амур Хара-Мурэн и племён кувэй на острове Камуй-кара-путо-я-мосир. В двадцать пятом году Чжиюань закончил службу на указанном острове в чине строителя Первого ранга, построив множество опорных пунктов и четыре города в означенных землях, тем самым утвердив владения императора на Северо-Востоке до самого Восточного океана».

Стелу установили на берегу реки Елани неподалеку от усадьбы рода Тохто.


Где теперь тот камень? Каким наводнением смыло его и какими песками засыпало? Кому выпадет удача отыскать свидетельство подвигов славного строителя крепостей из монгольской империи Юань тринадцатого века на российском теперь Сахалине? Может быть повезёт вам, читатель?

Следите за своей чайкой!

Книга уже вышла в издательстве Ридеро. Её можно скачать бесплатно или приобрести в бумажном исполнении по адресу: https://ridero.ru/books/zemlya_boga_rechnogo_ustya/