Иностранец

Рассказова
     После женитьбы прошло больше пяти лет, когда, наконец, Джон собрался поехать домой, в Англию. Поездка стоила недешево, а в его, теперь уже многодетной семье, с деньгами периодически создавалось напряженное положение. Наконец он закончил свою, заказанную ему крупной фирмой, работу, и, получив за нее хороший гонорар, решил сразу все денежные проблемы. К родителям он поехал один, пригласить их в Россию месяца на три оказалось дешевле, чем съездить к ним всем вместе. Родители его были пенсионерами. Мать - бывший врач, отец - военный в отставке. Недавно им достался в наследство от родственников небольшой дом в пригороде, и они теперь жили в нем, так как жизнь в крупных городах им была не по карману.
     Уже вечером, сидя в гостиной, они разговаривали, вспоминали его детство. Смотрели фотографии жены сына и его ребятишек, смотрели и слушали записанные на флэшку их приветствия на английском языке, смеялись и удивлялись, что дети, похоже, неплохо знают родной язык отца. Джон объяснил, что часто разговаривает с детьми по-английски, и делает это с первых дней их жизни. И сам учится у них и у жены русскому языку. Отец, глядя на него, сказал:
  - Сын мой, на мой взгляд, вы изменились, собраннее стали, строже. И взгляд какой-то другой, глаза изменились.
 - Ты тоже заметил? - спросила мать. - Я думала, мне показалось, потому, что давно не виделись.
  - Скажи, а как вам русская зима? Все, кто был в России, говорят, что таких холодов, как у них, не видали.
   - Нет, отец. Зима конечно холодная, но не постоянно, бывают оттепели, и слякоть и дождь зимой, как у нас. Но и морозы конечно сильные. Но дома у нас тепло. У нас во всех домах отопление, и квартиры очень теплые. Мальчики бегают дома в летних рубашках и шортиках, а дочка в сарафане и все босиком. Сарафан – sundress, это такое русское платье, вот на фото, видите? Очень удобная одежда, а на женщинах смотрится так красиво! Особенно когда в русском стиле и с вышивкой, у моей жены их три, и все разные, она в них прямо секси! Мы ездили летом на дачу, так она босиком ходила за водой, вот фото, видите как красиво! Вообще-то у нас водопровод, но и колодец есть, и я специально ее уговорил по- позировать. Мать удивилась:
   - Дача? Что такое дача? Вилла? Cottage, country house?
   - Нет, что вы, какая вилла, «village house». У нас домик в пригороде, вот он на фото, видите, он маленький и старый, но мы ремонт сделали, там у нас и вода и газ в доме, и канализация все есть. Вот видите, это русская печь, очаг – hearth по-нашему. Она протапливается и в доме очень тепло, даже зимой! Мы не стали ломать, когда провели газ. Мы ею пользуемся, когда жена печет хлеб, или готовит какую-нибудь русскую еду. На плите готовить удобно, но в печи получается вкуснее.
   - Твоя жена печет хлеб дома? Она пекарь?
  - Нет. Как я понял, у русских почти каждая женщина умеет печь хлеб, пироги, булочки, всякое печенье, даже торты умеют готовить. Только городские все это держат в далекой памяти, но если есть возможность, они пекут все сами. И гордятся этим!
  - А это что?
   -  Это наш сад и огород! Здесь мы сажаем овощи, картошку, зелень, ягоды, вон деревья - это три яблони, и яблоки замечательные, вот эти, антоновка такие душистые, с ними жена готовит утку или гуся, и варенье - по нашему – jam, очень вкусное. А эти зимние, в погребе долго хранятся.
  - Погреб?
   -  Сellar. Это такая кладовая под землей, есть в каждом доме, вот ее фото. Там все сохраняют, весь урожай и домашние консервы.
   -Наверное, налоги большие за землю?
  - Нет! У нас двенадцать соток, это около трети акра, налог получается меньше трех фунтов в год. Ну и за домик примерно столько же.
 -Так мало? Или это русская сказка?
-  Да, это немного, и при этом этот участок земли рассчитан, чтобы прокормить одну семью. Я имею в виду свои овощи и фрукты. Хлеб мы не сеем и скотину не держим. Но летом наши соседи продают нам молоко и куриные яйца, все свежее и дешевле чем в Москве. У них свое хозяйство, фермеры. И никто не запрещает сажать то, что хочешь. Помнишь, Джимми из Америки писал, что у них заставляют все покупать в супермаркетах, что сажать не разрешают? У русских этого нет, они землю любят, зовут матушкой-«mother»  по-нашему, только ласково. И сажают и выращивают и кормятся, так жить дешевле, у кого есть дача. Излишки продают, или делятся с соседями, причем часто абсолютно бесплатно!
  - А медведи? Вас не беспокоят медведи?  Джон расхохотался:
  -  Вы знаете, мама, я ждал этого вопроса с самого начала. Медведи у нас, конечно, есть, но в тайге. Это от нас очень далеко. Есть еще в зоопарке, в цирке, ну и в сказках. Древние славяне считали медведя лесным человеком и у них были племена, называвшие себя медведями. Но это было задолго до крещения России. Более двух тысяч лет назад! Русские иногда хулиганят, катают медведя на мотоцикле по городу, в наморднике конечно, но никто не боится, все смеются. А если европейцы или американцы говорят, что в России по улицам бродят медведи, то смеются даже русские дети!
  -Ты в таком восторге от России? Тебя случайно не завербовало КГБ? - спросил отец.
  - КГБ давно нет, к тайнам я никакого отношения не имею, работа у меня связана с архитектурой и строительством, так что кому я там нужен, вербовать меня? А Россия мне действительно нравится. У них, например, много пословиц, которые помогают им жить. Например:
  - В чужой монастырь со своим уставом не суйся! Это значит, живешь в своей семье и живи по-своему, и не командуй в чужом доме. То же самое и в стране. Все иностранцы, и даже те, кто раньше жил в СССР, должны соблюдать законы и обычаи России. И они не разрешают иностранцам диктовать им свои порядки, никому! Вот у нас, в Англии, арабы диктуют англичанам, как им жить. А у русских один разговор: « - Не нравятся наши обычаи, уезжайте к себе на родину!!» И все! И нет проблем!
  -Но они же должны прислушиваться к международному общественному мнению! - возмутился отец.
   - А у них на все свое мнение есть и чаще всего оно и бывает правильным. Для нас они странный народ. Но я понял, что они очень не любят воевать, ссориться, видимо, слишком много горя досталось на их долю. И еще они  очень терпеливы. Долго молчат, терпят, как кулак на пружине, которая сжимается. А потом, когда терпение лопнет, этот кулак так ударит, что на ногах не устоишь, да еще и не угадаешь, куда он тебе двинет! Они очень сильные, не всегда физически, часто в душах их поднимается гнев и оттуда, видимо сила!
   - А по-моему, они просто очень агрессивны! Они всегда перегибают палку, когда воюют. Вот в войне с Наполеоном, победили и ладно, нет им надо гнать его до самой Франции. И с Гитлером тоже, мало им, что освободили свою территорию, так немцев надо добить именно в Германии, они и Польшу освободили и Венгрию…
   - Да! Это у них в крови. Гнать врага как можно дальше, помочь всем кому можно, так они утоляют свой народный гнев
  - Но это не цивилизованно! А как они относятся к секс -меньшинствам?
  - Ах, отец, оставьте вы цивилизацию европейцам! Они носятся с ней,  как глупец с вышитой торбой, так русские говорят, это совсем другой народ, у них своя цивилизация и нам их очень сложно понять!
  - ??? Торба???
 - Это такой мешок, куда нищие складывали милостыню. И кстати ни геев, ни лесбиянок не преследуют, они живут и работают так же, как и остальные граждане этой страны! Запрещено втягивать в эти отношения несовершеннолетних, запрещены их браки и усыновление-удочерение.
  -  Но так ведь ущемляются их права!
    - У остального общества не меньше прав, а кроме прав, есть еще и обязанности! Я англичанин и люблю свою страну, я здесь вырос, здесь живете вы с мамой, но иногда мне делается стыдно. Вот вы отец твердите, что они дикари. А ведь концлагеря придумали не они, а мы, англичане! Вспомните из истории англо-бурской войны.  Что мы, цивилизованные европейцы делали в Индии, с ее народом. С древнейшим народом, с цивилизацией, тайны которой не разгаданы до сих пор! Вот вы говорите, что русские - дикий народ. А вы знаете, что еще в начале тысячелетия у каждого, даже очень бедного крестьянина была своя баня. Это место где моются, а русские всегда мылись два раза в неделю. Потому, что два раза в неделю пекут хлеб, и тратится очень много дров, а значит, греется много воды и поэтому моются и стирают белье часто.
   - У нас даже знатные лорды, да и особы королевской крови мылись дай-то Бог пару раз в год. Вы же знаете, какая в королевских замках стояла вонь от бегающих по ним собак, породистых, но гадящих везде. И это все не убиралось, застилалось соломой.  Придумали ароматические шарики, чтобы вонь эту не нюхать! И всей знати было проще переехать в другой дворец или замок на время, пока не наведут порядок в этом. Так что они не дикие, совсем не дикие. Они другие, не такие как мы, но не значит, что хуже нас! А вот посмотрите. Это снимки церквей и соборов, монастырей, построенных очень давно. Вот церкви в Кижах, построены из дерева, без единого гвоздя! Или вот, простые деревенские дома, вы посмотрите, какая резьба по дереву, это обычный дом, а кажется, что он весь из кружева! Вот Кремль! Это же старинная крепость! А вот Санкт-Петербург, Эрмитаж. Вот Петергофские фонтаны. Разве дикари способны построить такое? А вот фото из архива. Я взял с собой специально! Это то, что оставили цивилизованные европейцы, германцы после войны. Не знаю, как вам, а мне стыдно! А русские восстановили все, и сейчас все это посещают туристы! Отец, молча, рассматривал снимки.
   - Каждый народ любит свою родину. Но русские… Вот вы же знаете что российские крестьяне были рабами, это называлось крепостными –или по нашему - serf. А теперь представьте себе войну 1812 года, еще битву за Севастополь(1854-1855 г.), битву за Камчатку(1854 г). Солдаты и матросы ведь были взяты в армию из рабов. Из рабов!!!  Но они защищали СВОЮ ЗЕМЛЮ, хотя собственной-то земли, ни у кого из них не было! И так защищали, что на зависть любой армии. И возвращались из армии домой опять в рабство! Вот вы, отец, вы человек военный, вы можете объяснить этот феномен? И я не могу! Срок службы в русской армии тогда был 25 лет! Такого не было ни в одной армии мира! Ведь это настоящая любовь к своей Родине! Атаку мертвецов, в первую мировую, вы мне сами показывали когда-то видео? Во второю мировою войну они воевали, будучи свободными людьми! И как воевали! Не становясь на зимние квартиры, а зима там до -40 – 42 градусов Цельсия! А солдаты-то в окопах, в земляных норах, которые называются землянками….
 Землянка???  Это что???
   - Это такая нора в земле, по нашему – «a hole in the groun».Ведь там была крошечная печка-очаг. Я думаю, что Бисмарк прав. Не только немцам, никому не надо воевать с русскими!
   - А какая погода у них летом? - откладывая просмотренные снимки в сторону, спросила мать, как всегда переводя на погоду все конфликтные разговоры.
   - Лето разное. Как и зима. У нас это не принято, а у них их погодный календарь весь в приметах, и они все умеют предсказать погоду! И чаще всего все сбывается. Летом и жара бывает, и дожди, иногда в июне снег выпадает, но они только посмеиваются! Страна огромная, где-то засуха, где-то все лето сырость, но за счет своих огромных расстояний они всегда с урожаем! И делают запасы на зиму. Зима-то длинная, шесть-семь месяцев в году. Моя жена делает разные соленья на зиму. Капуста в бочке, ее солят особым способом, очень вкусно. Огурцы тоже в бочке, и тоже очень вкусно. И варенье разные, и в банках готовит на зиму кетчуп свой, необыкновенно вкусно. Дети ей помогают, и я очень люблю, когда все на кухне, мы сделали так, что это самая большая комната, очень удобно. Я тоже готовлю, вот завтра сварю вам Борщ. Это такой суп из мяса и овощей, со свеклой. Ты знаешь мама, зимой, когда я прихожу домой, и она мне этот борщ нальет в тарелку, сразу так уютно делается, тепло… Он засмеялся:
  - Особенно, когда водки выпью с мороза, с соленым огурцом и бутерброд с ветчиной, а потом борща поем, и что-то еще, даже уже не хочу, хотя она всегда готовит большой обед, и мясо, и рагу из овощей, Она готовит очень вкусно! Дети едят все с удовольствием.      - Я слышала у них есть такая еда, называется каша…
  - О! Это вообще здорово! Русские готовят их из разного зерна и с молоком и с маслом, это очень здоровая пища, а еще мне очень нравится гречневая каша с грибами. Это мое любимое блюдо!
  - Я и вижу, что ты совсем не худой, я думала, что вы голодаете, по телевизору говорили, что мало собрали зерна.
   - Это не правда. Если в одном месте мало, зато в другом месте много! И поменьше слушай журналистов, они чаще врут, чтобы им хорошо заплатили!
  - А правда, что русские все пьяницы? Твоя жена пьет? А детям вы даете водку? - спросил вдруг отец.
   - Нет конечно! Я иногда выпью водки, и то очень редко, жена моя вообще не пьет, на новый год, или на рождество шампанского выпьет и все. А детям-то зачем водку давать? У нас, конечно, есть водка, детям компресс сделать, ну на медицинские нужды, а так она не нужна! И пьяницы, такие, чтобы, как их русские зовут горькие пьяницы, все наперечет. Бомжи пьют, это безработные, но они везде пьют не только в России. А в народе пьянство не любят, пьяниц презирают, и…жалеют!
  - Жалеют?
  - Ну, так уж у них заведено, что пьют чаще с горя, а таких и жалеют, но преступления в пьяном виде осуждают сильнее, чем трезвые. Больше срок судья даст, если был пьян! Отец посмотрел на часы. Было уже около полуночи, и он заявил:
   -  Всем спать! Мы сегодня засиделись, и хоть мы все не работаем, здоровье надо беречь. Правду говорят, что в родительском доме и сон крепче, и Джон проспал до восьми часов, но как только проснулся, сразу позвонил в Россию, жене. Мать с отцом слышали его разговор, улыбались и переглядывались, но видно было, что их удивил этот ранний звонок. На недоуменный взгляд матери он сказал:
- Что вы удивляетесь? Я уехал, а там жена и дети, я волнуюсь, душа болит, как они там?
- Душа? «Soul» Что это? Дух?? – spirit??
-  Нет. Это у русских выражение такое, когда волнуешься за кого-то из близких, вот тут ноет и болит. Я раньше и не знал, никогда не болело.
 -Может у вас проблемы с сердцем? Я позвоню доктору Крафту, он опытный кардиолог, пусть он даст тебе консультацию
- Мама, вы зря волнуетесь, сердце у меня в порядке, я вполне здоров, у меня нет причин для беспокойства!
 - Сын мой, вы должны уважать мнение вашей матери, она врач, она желает вам добра, и ведь это не трудно, сделать обследование и показаться кардиологу! Джон не стал сопротивляться. Мать осталась довольна заключением врача:
 - Ты действительно в прекрасной форме, но мне не понятна твоя боль в груди.
 - Видимо я становлюсь русским, я же говорил, никогда раньше у меня там не болело.
 -Так не бывает, ты англичанин, и никак не изменишь этого!
- А вы вспомните, я вам звонил, чтобы вы поберегли свое здоровье? - Ну да, но я все-таки простыла, и три недели кашляла.
- Я это знал. Я видел плохой сон и тревожился за вас, мама. А хотите я вам скажу, что будет дальше?
 - Откуда ты можешь знать это?
 - У меня появились сны-предчувствия. Я просыпаюсь и знаю, что с моей женой, здоровы ли дети, есть ли проблемы!
-? -? -? Она с удивлением посмотрела на него:
 - По-моему ты увлекся!
-  Нет! Это видимо пришло ко мне вместе с крещением.
 - Ты перешел в их веру?
- Да. Я окрестился, и у меня теперь есть русское имя Иван. Я и обвенчан по православному обряду.
- А как же молитвы, как ты молишься?
-  Я учусь. У русских в церкви все просто, но и сложно одновременно. Вот мы в церкви сидим, а они стоят, и дети и взрослые. Только для престарелых и инвалидов есть скамья. Они говорят, что на Страшном суде мы все перед Богом будем стоять, а не сидеть, и всю долгую службу стоят. Если маленькие дети и побегают, их не унимают, но это бывает редко.
 Отец строго, без улыбки взглянул ему в глаза.
- Это твой выбор, но я этого не одобряю! Ты должен был жить в вере наших предков! Но я уважаю твой выбор. Ты взрослый человек и, видимо, знаешь, что делаешь!
 - А кто тебя уговорил, перейти в их веру? Русский поп? Или твоя жена?
- Мама, там никто никого не уговаривает, они говорят, что у каждого человека своя дорога к Богу. И в кого ты веришь, как и где молишься, никого не волнует. И никто не требует соблюдения религиозных постов, наоборот священники в церкви объясняют, для кого разрешено не соблюдать пост вообще, а кому какие разрешены отступления. Так что свобода вероисповедания полная. -  А мусульмане, евреи? Их не притесняют?
 - Нет, отец, что вы? У мусульман и иудеев есть свои храмы, а в России есть еще и буддисты и ламаисты, и вообще разных верований и религий очень много, так же как и разных национальностей, народов.
 - Разные обычаи, разные верования, как же они уживаются все вместе? И нет национальной неприязни? По-моему мой сын научился у русских рассказывать сказки?!
 - Вы можете мне не верить, но в обычае у русских необыкновенная доброта. Когда мы зовем на помощь, то кричим:
-  Hey, anyone или hey, anybody…(Эй, кто-нибудь)…
А они кричат:
 - Люди добрые, помогите!. . Вот мы утром говорим слова «хорошее утро» - good mornig, а они говорят, что утро доброе, (kind morning ) И еще добавляют слово – «Здравствуйте». Желают здоровья это по-нашему «God bless you». И говорят это всем, и знакомым и не знакомым. Благодарят словом спасибо, это сокращенно от «Спаси тебя Бог» (God save you) Прощаются похоже на наше «goodbye», до свидания, а если надолго, то прощайте – «forgive» от слова прощение, имеется в виду, что если долго или совсем не увидятся, то чтобы простили, обиду, или грех какой-то. Вы знаете, отец, как зовет меня моя жена:
- Свет мой! – «my light», но не электрический свет, а свет души. А я сначала говорил просто дорогая –«my dear». А один русский научил - душа моя «my soul»
- Опять душа?
  -Да, мама, душа. Они говорят, что надо жить душа в душу, а это значит …как объяснить? Обменяться сердцами наверное, но это грубое представление. Душа это тоньше!
- Ты стал романтиком? Раньше ты относился ко всему проще!
 - Нет. Просто я пытаюсь понять народ в котором живу.
 - А мне смешно. Говорят, что у них все красавицы красного цвета! Мать улыбнулась -Это так? Джон рассмеялся:
-Нет конечно! Просто у древних русских, их называют славянами «Slavs» - красный цвет-оберег, от слова оберегать – «to preserve» По нашему - амулет(amulet),защита(protection). Красный считался самым красивым. В Кремле есть красная площадь(the Red Square),но она не красная - red, а красивая – beautiful, так русские называют исстари. И в доме есть красный угол, это место где висят их иконы, красный угол- «red corner in the hut», красивый, а не красного цвета.
 - Аааа! Про иконы я слышала, это такие портреты Христа и Девы Марии.
- Это не просто портреты! Есть еще изображения их святых, я правда пока не всех знаю. А вы знаете, что иконы живые?
 - Как это?
 - Вы можете себе представить, что перед войной многие иконы, плакали кровавыми слезами?
 - Это уловки русских попов!
- Вы не справедливы отец! Откуда и кто мог знать, что будет такая кровавая и страшная война? Этого никто не мог знать! И они сами понять не могли, ведь это было более чем за год, до начала войны! У нас в Англии страшно бомбили Ковентри, Лондон, более двадцати городов! И это ужасно! Я видел фото, особенно Ковентри! Но в России все гораздо страшнее. У них, полностью стерты с лица земли около двух тысяч городов и поселков! А деревень более семидесяти тысяч! И около двадцати пяти миллионов человек остались без крыши над головой, а вы можете себе представить русские морозы, и некуда спрятаться от холода! А сколько погибло мирных жителей. Я не говорю про солдат. Понимаю, это война! Но они, ни на кого не нападали, они защищали свою землю. А сколько вернулось раненых, инвалидов? Сколько осталось сирот? Я когда думаю о своих детях, мне делается страшно, ведь гибли и дети! У моей жены, в семье, со стороны отца погибли пятеро сыновей, а со стороны матери четверо. Девять молодых мужчин не женились, не родили детей, не дождались внуков, правнуков! Если считать по одному человеку, то только эта семья потеряла двадцать семь человек. Конечно, русские не скоро забудут эту войну! Родители переглянулись, и мать мягко сказала:
    -Джон, вы слишком взволнованы! Сегодня прекрасная погода и я хотела бы сходить прогуляться в парк. И конечно, если мои мужчины согласятся меня сопровождать, я буду очень рада! Они вышли на улицу. День и вправду был замечательный, солнечный, теплый. Они шли по своему городку и то и дело останавливались, чтобы поздороваться со знакомыми родителей Джона. Мать была очень довольна прогулкой, она всем говорила, что сын приехал в гости, приглашала знакомых на чай, отец вежливо улыбался, раскланивался, и Джону, тоже ничего не оставалось, как выполнить этот обязательный ритуал, от которого он порядком отвык. В России, там, где был его нынешний дом, люди, относились ко всему проще и к ним в гости на чай, или даже обед вполне могли нагрянуть без приглашения его друзья и подруги жены. Они и сами, бывало, заходили к знакомым после кино, или после прогулки, и им всегда были рады. Конечно, было и так, что они обзванивали родных и приглашали их, и сами получали приглашения в гости по телефону. Но чаще все это происходило просто и спонтанно.    Сначала это его удивляло, а потом он просто привык. И сегодняшняя прогулка, и все поклоны и церемонии вызвали, у него улыбку. Это была его любимая Англия, с ее этикетом и традициями, понятными и близкими ему с рождения. В чаепитиях, встречах со знакомыми родителей, разговорах, рассказах и спорах прошла неделя. У самого Джона не было знакомых и друзей в этом городке. Родители переехали сюда через год после его отъезда в Россию. Он съездил в Лондон и встретился с парнями, с которыми дружил давно, играл в баскетбол, тусовался по клубам, когда семья жила в столице. Он по-прежнему звонил по утрам в Россию, при этом он не видел, как у матери в глазах появляется ревнивый блеск, а отец скептически и с превосходством улыбается, слушая его разговор. Борщ, который сварил его сын, сначала не понравился ему, что-то сладкое в мясном супе, должно быть свекла. Чеснок с черным хлебом, это было непривычно, но из вежливости он съел.    Только мать поинтересовалась, зачем сын сварил так много. На что тот ответил, что борщ, сваренный вчера, значительно вкуснее свежего. Джон привез для борща из Лондона настоящий черный хлеб, квашеную капусту, и русскую сметану. Оказывается, в столице было несколько магазинчиков на рынке, которые специализировались на русской кухне. И совершенным сюрпризом оказалась гречневая каша с грибами. Правда, грибы он купил, какие были, обычные шампиньоны. И вот каша-то отцу и понравилась больше борща. И еще ему очень понравился квас! Джон приготовил его из черного хлеба, и дрожжей. Отец взял кружку и пил его весь вечер понемногу. А когда Джон сказал матери, что русские женщины от этой каши худеют, то она записала рецепты на оба блюда, и адреса магазинов, где все это можно купить. На другой день мужчины устроили для себя русский обед, и Джон угостил отца русской водкой с соленым огурцом, бутербродом с чесноком и ветчиной, и тарелкой огненного борща со сметаной. И конечно больше ничего есть старый вояка не стал. Он был не просто сыт. Он впервые в жизни объелся, и вечером, посмеиваясь над сыном и над собой, говорил:
 - Теперь я понимаю, почему русские люди такие полные и крепкие. Такая еда дает очень много сил! Добавил он, лукаво поглядывая на жену и подмигивая ей, то одним, то другим глазом
-  И такая еда, кстати, очень быстро согревает человека, особенно если ему пришлось долго быть на морозе. А морозы бывают до 30-35 градусов по Цельсию (а по Фаренгейту  это 86 – 95градусов )! Это очень холодно! При морозе в минус 20 градусов дети от первого до пятого класса не ходят в школу. А при минус 25-30 градусов и все остальные дети. Я в первое время думал, что именно мороз заставит меня уехать на родину. Но любовь оказалась сильнее.
  - Твою жену зовут Вера, ты писал? А что значит это имя у русских?   
   - Вера, это значит верить – to believe , у русских есть праздник четырех женских имен- Вера, Надежда, Любовь, и мать их Софья. По-нашему это-(Faith, Hope, Love and their mother Sophia). Софья в переводе с греческого – мудрость - «wisdom!». Он отмечается 30 сентября. У моей жены день рождения как раз в этот день! И мы ходим в церковь на службу, а потом дома, приходят ее родители и родные. Устраиваем праздничный обед, поем песни, веселимся.
 -И пьете водку? Говорят, что русские заставляют всех пить водку! Это так?
 -  О боже! Сколько лжи о России! Журналисты очень хорошо отрабатывают свои гонорары! Вы знаете, отец, что в России не пили вино до девятого века. Вино стали завозить из Византии, и оно было только для князей, простым людям не по карману. Они пили брагу, медовуху, пиво и квас (span, wine from honey,beer),а водку стали пить, по-моему, с конца пятнадцатого века. И они не знали табака! Табак завезли из Европы! У них не принято навязывать другим не только водку, но свое мнение, и вообще вы с мамой должны приехать к нам, и пожить у нас хотя бы месяца три. Только настроиться надо на добро, а не на зло. Я не идеализирую русских, есть у них и плохое, и не мало! Один мат чего стоит!
   - Мат? Что такое мат?
   - Оооооо! Это такой изощренный, ругательный язык, он очень грубый и ужасный, наши ругательства перед ним ничто! А русские если ругаются, то делается очень плохо, и от такого оскорбления хочется убить того, кто так говорит! Но в, основном, плохое, к стыду к нашему, пришло на Русь именно из Европы! Мы всегда считали их дикарями, а это совсем другой мир, другая планета! Ты знаешь, как они относятся к иностранцам?
   -И как же?
   - С жалостью! Как к глупым детям или больным!
   -Но почему? Ведь европейская культура…
   -В старые времена нас всех, европейцев, на Руси называли немцами, но не «German» и не «Teuton», а немцами-немыми! «speechless» и «uncomprehending» То есть те, кто не понимают и сказать не могут! По сути мы, европейцы, такими для и остались.
   -Какое высокомерие! Высокомерие дикарей!! ! - возмутился отец.    -  Как они смеют? Европейская культура, намного старше русской! Это признают все в мире!
   -Вы неправы, отец! Не все! Русские не признают! А это одна шестая часть суши! И они не дикари! Это очень талантливый народ, трудолюбивый и абсолютно мирный! Вот вы, отец с уважением относитесь к культуре инков! А почему вы отказываете в уважении русским? Вы знаете, что грамоту на Руси знал даже простой народ.  Это доказывают берестяные грамоты, которые находят на раскопках, а ведь они датируются одиннадцатым веком! Это не справедливо, тем более, что вы ничего не знаете об этой стране! Ведь нельзя же всерьез читать то, что пишут наши газеты. Те, кто пишут подобное, никогда в России не жили!  Европейские и американские режиссеры снимают русскую классику не любя и не понимая Россию. Вот, к примеру, фильм «Тихий Дон» Там жену казака играет француженка Делфин Форест. У нее очень красивые волосы. И режиссер разрешил ей играть с распущенными волосами. А этого не могло быть в России! На Руси, не только девушки, но и девочки носили косы. Тем более замужние женщины. Такая женщина считалась бы распутницей, «wanton»  и была бы жестоко наказана!
  -Но это же дикость!
  -Нет. Это обычай! Вот у нас, в Англии, никто не представит себе даму без шляпки и перчаток в церкви, или например, без обуви, это неприлично! И это правильно, а у русских по-своему! В русском варианте фильма эту же роль играет Эллина Быстрицкая, она вообще еврейка. Она и сама редкая красавица и волосы у нее прекрасные, но она не показывает их. Роль была сыграна с таким уважением к обычаям казаков, что местное население, там, где снимали фильм, не хотело верить, что она не казачка! И потом, очень плохо, что тексты адаптируют под Европу, сокращают, и пропадает вся прелесть классики! Русские так не говорят. Русская классика очень глубока по нравственному наполнению. И в результате простого неуважения и не знания страны получается плохой фильм. Может его и посмотрят в Европе или в Америке. Но не в России. Русские не будут смотреть! А это аудитория в сто сорок миллионов человек! А вы знаете, что русские сняли нашего Шерлока Холмса? И сняли так хорошо, что я, например, не мог ни к чему придраться, а Ее Величество Королева произвела в рыцари актера Василия Ливанова. И еще, вы заметили, что все принцессы, которые вышли замуж в Россию, стали более русскими, чем сами россияне? Россия переделывает человека на свой лад, хорошего делает лучше, а плохим в России и самим плохо, и окружающим от них плохо!
    -Да! Я заметил, что вы, сын мой, очень изменились за эти годы, Россия переделала и вас?
    - Наверное, да. Но еще не совсем. Вы же знаете, что я в свое время достаточно послужил в английской армии. В России меня в армию не возьмут, там несколько иные законы о военной службе. Но я заметил, что когда по телевизору начинают ругать эту страну, во мне поднимается протест, я начинаю злиться на политиков, которые лгут английскому народу. Меня, бесят журналисты, никогда там не бывавшие, и тоже поливающие грязью народ, который они совсем не знают! Это не честно! Русские мирные люди и у них нет притязаний на чужие богатства и территории…
    - А Крым? Они захватили Крым! Народ Крыма страдает, русские угнетают его…
  - Дорогой отец! Не нам, англичанам об этом говорить. Вспомните наши колонии и доминионы. Какой чужой кровью они нам достались. То ли дело Крым! Вот вы приедете, и мы с вами слетаем туда! И вы все увидите своими глазами! Русские не захватывали Крым! Это всегда была территория России, как впрочем, и сама Украина. Там, в Крыму люди поняли, что Украине они не нужны, потому, что они в большинстве своем русские, что их, скорее всего физически уничтожат, если Крым останется украинским. И они сделали свой выбор!!! Вы послушайте украинских политиков. Требовали на русских в Крыму сбросить атомную бомбу! Поэтому крымчане и стали гражданами России! Мы полетим туда, и вам станет стыдно, ведь я вас знаю как никто, вы благородный человек, прошу вас, не надо повторять ложь! Ведь этим вы роняете сами себя…   Мать посмотрела в окно:
  - По-моему, дождь кончился, а мы собирались на прогулку, дорогой, ты не забыл? Джон видимо не пойдет, он хотел посмотреть футбол, а нам надо собираться, дождь может пойти опять, и мы не погуляем. Минут через десять они ушли. Джон устроился около телевизора, но из головы не шел разговор с отцом. Он удивлялся сам себе. Стариков трудно переделать, сам-то он, когда впервые приехал в Россию ко всему относился настороженно.   Всё ждал, что его вызовут в КГБ, ждал подвохов от новых сослуживцев, одно время даже ждал ареста, когда сидя в компании слушал русские анекдоты, и когда ему объясняли самую соль анекдота, смеялся громче всех. Не все он понимал, не все принимал, и понадобилось более пяти лет, чтобы он понял, что Россия стала ему домом.
    Семья и жена накрепко привязали его к этой стране, и теперь, сидя в доме у родителей, он не понимал, кто же он на самом деле? Он англичанин по рождению, но почему же тогда болит сердце, или душа, когда он думает о той, другой стране? Ведь в России он просто скучал по матери и отцу, и, конечно, грели воспоминания о детстве, о друзьях. Может потому, что жена слушала и понимала его, и видимо принимала прямо в свое сердце все, что он рассказывал об Англии. И ему не надо было ее в чем-то убеждать, она просто верила ему. Верила, вера. Вера! Само имя ее давало ему покой и силу.
    А дома, здесь в Англии, он все время натыкается на неверие, неприятие того, о чем он говорит, и за эти три недели он устал доказывать отцу, что белое это белое, а черное, это черное! А значит, просто необходимо, чтобы они, его самые близкие и любимые люди, как можно скорее приехали в Россию. Он подумал так и улыбнулся, на минуту представив себе, как трудно будет им, когда они вернутся, потому, что тогда уже им самим надо будет доказывать, что белое это белое!