Коллаборационист и коллаборант. Охота на слова

Александр Ерошкин
Слово КОЛЛАБОРАЦИОНИСТ опять вошло в активный лексикон современного политика. В годы моего детства о нём вспоминали редко, когда по всесоюзному радио сообщали о судебных процессах на Украине, на Северном Кавказе, в Прибалтике, где наказывали за предательства и сотрудничество с фашистами выявленных и скрывавшихся от правосудия  граждан на оккупированных врагом  территориях. Сейчас же слово звучит в связи с попытками переписать историю, пересмотреть итоги Второй мировой войны, реабилитировать преступников, вернуть отчуждённые территории и добиться от победителей компенсаций за свои «злодеяния». То есть ЗЛО пытается объявить себя «ДОБРОМ» и поставить всех на голову.

С коллаборационизмом связан процесс разрушения памятников в честь победителей в войне, осквернение могил погибших, а микрогосударство  Лихтенштейн даже обратилось в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) за удовлетворением территориальных претензий к Чехии, княжество требует вернуть  ему земли, конфискованные за сотрудничество с фашистами по итогам Второй мировой войны.

Надо отметить, что род Лихтенштейнов владел огромным имуществом в Моравии, в том числе замками Леднице и Валтице из списка культурного наследия ЮНЕСКО.

В 1938 году фашистская Германия аннексировала  Австрию, и  Лихтенштейны перебрались в свои чехословацкие владения, расположенные в Моравии и Силезии. Князья Лихтенштейна оказались коллаборацианистами нацистского режима Германии. В частности, князь Франц Иосиф Лихтенштейн предложил оккупационным властям на землях, граничащих с Германией, уволить всех чехословацких служащих и запретить все организации, преследующие интересы Чехословакии, включая сельхозпроизводителей, а продукты закупать исключительно в Германии.

В июне 1945 года правительство Чехословакии конфисковало имущество немцев, венгров и граждан нейтральных стран, проявлявших враждебность к чешскому государству. Было конфисковано и имущество княжеской семьи. Думается, решение было правильным.

Дипломатические отношения между Чехией и княжеством Лихтенштейн установлены только в 2009 году, но чехи отказываются возвращать конфискованное. Лихтенштейн претендует на более чем 2 тысячи квадратных километров, это в 12,5 раза больше сегодняшней территории княжества.

Почему вдруг княжество решило, что сейчас ему удастся вернуть то, что было конфисковано за сотрудничество с фашистами? 

Да потому, что власти Чехии сами нарушили те договорённости, которые были достигнуты по итогам войны, и стали пересматривать прошлое, снесли памятник реальному освободителю Праги, маршалу Коневу,  и воздали хвалу власовцам. В таких условиях Россия уже не может выступать гарантом  и защищать интересы Чехии.

Я не думаю, что Лихтенштейн чего-либо добьётся. Но кто его знает? Если начнётся процесс дележа добычи, о справедливости можно и забыть. Так было во все времена.

Если будет создан прецедент в отношениях Лихтенштейна с Чехией, то, как говорят, откроется  ящик Пандоры,  начнётся  цепная реакция: отделение, изъятие, аннексия и так далее. Каталония, Шотландия, Уэльс и другие. Есть что делить в Венгрии, Румынии, Словакии… А там только начни. После того, что сотворили поляки и литовцы в Беларуси, пытаясь совершить госпереворот и присвоить три тысячи госпредприятий, чтобы поправить своё положение, я думаю, что наказание неизбежно. И хотя беларусский кризис ещё не завершился, но  четвёртый раздел Польши и передача Вильно Беларуси, а Клайпеды – России маячат на горизонте. Но это при условии, что про коллаборационистов забудут и начнут кромсать карту Европы, которая оформлена по итогам Второй мировой войны.

Евросоюз очень многое делает, чтобы взорвать себя изнутри. Последний пример – международный кинофестиваль в Берлине. 

Берлинский кинофестиваль объявил об изменениях в своём регламенте. В частности, на мой взгляд, правильно сделали, что  прекратили присуждение Приза Альфреда Бауэра, первого директора Берлинале,  из-за новых данных о его сотрудничестве с вождями Третьего рейха. Но при этом, как говорится, обгадили себя по уши, отказавшись от  наград за лучшие женскую и мужскую роли. Видите ли, светлолицым не модно стало делить мир на мужчин и женщин, теперь все  «гендерно-нейтральные». Дьявольщина в чистом виде побеждает… А коллаборационисты – слуги дьявола.

Что касается слова КОЛЛАБОРАНТ, то оно просто заменяет длинное понятие. Но будем помнить, что это тоже прислужники дьявола.

Откуда и когда появился этот термин КОЛЛАБОРАЦИОНИЗМ? Во время Второй мировой войны. Первоначально он означал сотрудничество граждан Франции с немецкими властями. К этому сотрудничеству – КОЛЛАБОРАЦИОНИЗМУ -  призывал нацию глава режима Виши маршал Петен в 1940 году, то есть  в период оккупации Франции.

 В ходе Второй мировой войны многие европейские правительства добровольно шли  под германскую оккупацию, например,  правительство Квислинга в Норвегии, режимы вроде Локотской республики на оккупированной территории СССР и другие или  военные организации  граждан оккупированных стран действовали под контролем гитлеровского блока (Русская освободительная армия Власова, национальные дивизии СС почти во всей Европе и др.).

Остаётся посмотреть, как образовано слово КОЛЛАБОРАЦИОНИСТ. В его основе французское слово collaboration, прочитаем его вместе.

Приставка co, она и в русском языке пишется так же, но звучит как со, например, в таких словах, как сосед, сосуд, собрат, сомнение, сожаление, совет, сооружение. Присмотритесь с латинизированным словам, которые начинаются на со- или ко-, иногда слог закрывается согласной, которая по сути не играет никакой роли, но повторяет нередко согласную, с которой начинается корень. Эта согласная иногда совсем не звучит, если выражена буквами h или g.

Llabor – с этих двух слогов – ла и бор - начинается слово ЛАБОРАТОРИЯ, мастерская, где работают. Да и слово РАБОТА содержит по сути те же слоги, те же буквы. А la может выступать в качестве артикля, особенно в тех языках, для которых сперва создана грамматика, а потом под эту грамматику подбиралась лексика.

Коллаборационизм - это   «сотрудничество», со + работа, совместная деятельность, в данном случае,  осознанное, добровольное и умышленное сотрудничество с врагом, в его интересах и в ущерб своему государству.