Побег из Каларгона

Георгий Моршанский
Заполярный Норильск вступил в год своего двадцатипятилетнего юбилея. Несмотря на так называемый период «застоя», жизнь не стояла на месте. Продолжалось строительство Надеждинского металлургического завода, новой Талнахской обогатительной фабрики, рудник «Таймырский» вышел на свою проектную конечную отметку. Велась борьба за «красноярский миллиард», когда труженики Красноярского края в десятой пятилетке обязались выпустить на один миллиард рублей сверхплановой продукции. В Большом Норильске насчитывалось 50 000 ударников коммунистического труда, а его население достигло 230 тысяч.

В Норильске появился клуб самодеятельной песни и танцевальный коллектив «Бальтанор». По телевизору шел любимый норильчанами сериал «Следствие ведут знатоки», а дети смотрели мультик «Трое из Простоквашино».

О мрачных временах Норильлага уже практически ничего не напоминало. Своеобразным его «осколком» оставался поселок Каларгон, расположенный километрах в двадцати к западу от Норильска, да встречались еще изредка старые лагерные бараки. По одной из версий его название переводилось как «врата смерти», по другой – «остаемся на месте». В Каларгоне ранее размещался штрафной лагерный пункт с изолятором. Сюда направляли заключенных в качестве наказания за нарушение режима, а иногда и за незначительные проступки. Здесь они занимались добычей известняка из одноименного месторождения и обжигом извести. Это была своеобразная норильская «Голгофа». Попасть сюда означало резко понизить свои шансы на выживание, вплоть до расстрела. Заключенные любым путем старались выбраться из лагеря: шли в побег, калечились, совершали убийства и прочее. Грозой лагерного контингента и последним начальником лагпункта был капитан госбезопасности Шахматов. Его называли «палачом» Каларгона. Позже он получил звание майора и был награжден орденом Боевого Красного Знамени за участие в подавлении выступления заключенных.

Норильлаг просуществовал до 1956 года и был расформирован. В оставшихся бараках Каларгона разместили рабочих. Бывший штрафной изолятор (ШИЗО) стал функционировать как следственный изолятор.

В июне 1978 года из Каларгона совершили дерзкий побег 11 матерых уголовников. В истории Норильлага случались групповые побеги. Так в августе 1945 года из лагерного пункта «Кайеркан» бежал 31 заключенный, 29 из которых были убиты. В официальной сводке значилось, что все бежавшие задержаны. Начиная с 1956 года, июньский побег был самым массовым. Штаб по поимке преступников активно включился в работу. Были мобилизованы все силы. По тревоге подняли части военного горнизона, привлекли даже горноспасателей и прибыл взвод «тюремного спецназа» из Красноярска. Близлежащая тундра тщательно «прочесывалась». Окрестные турбазы были закрыты и охранялись нарядами милиции. Досматривался пассажирский и прочий транспорт. В распоряжение штаба передали необходимое количество вертолетов Норильского авиаотряда, которые барражировали над тундрой.

Норильский промышленный район жил в тревожном ожидании. По телевидению передавали приметы бежавших. Не рекомендовался выход в тундру на охоту, рыбалку и просто на отдых.

Беглецы появились на буровой неожиданно. Всех согнали в столовую. Против «калаша» не попрешь. Они вывели из строя рацию, чтобы исключить распространение информации о них. Понятно, что оружие они «одолжили» у охраны. У дизелиста не выдержали нервы. Он попытался укрыться в дизельной. Очередь из автомата прошила стену и дверь. В результате мужчина погиб.
 
Уголовники рассчитали все правильно. На буровой можно было разжиться продуктами и другими нужными вещами. На их удачу там оказался вездеход. Вездеходчик как мог, отказывался ехать с ними. Один из  «побегунчиков» вызвался   сам управлять техникой, а то пришлось бы мужчине стать невольным заложником. Забрав все необходимое, они рванули в тундру прочь от буровой.

По некоторым данным беглецов перехватили в районе поселка Потапово, находящегося на правобережье реки Енисей в 90 километрах южнее Дудинки. Они направлялись в Игарку. Заглохший вездеход обнаружили с вертолета. Дальше все было делом техники. Говорили даже, что их  расстреляли с вертолета.

В результате проведенных поисковых мероприятий всех беглецов поймали. После этого побега СИЗО было решено перенести в Старый город.
 
Р.S. Много позже появилась информация о том, что из крытой тюрьмы «Владимирский Централ» была предпринята попытка побега, в котором участвовали фигуранты из Каларгона. С помощью макета пистолета вылепленного из хлебного мякиша, они пытались вырваться на волю. Безуспешно.


Август 2020 г.