17 сентября. Встреча с искусством в дождливый день

Нада Калина
В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора,
«Я поведу тебя в музей!» - сказала мне сестра
 (процитировала Вера)

Сегодня с утра идет откровенный дождь. Выходим под зонтами и жмемся друг к другу. Вера замечает, что в такую погоду нас бы метлой не выгнали из дома, а тут идем себе – охота пуще неволи. В плане у нас стоял музейный квартал и Музей истории искусств, с него мы и решили начать, поскольку прогулка по музейному кварталу предполагала хорошую погоду. Вера уже третий день пытается уговорить нас проехаться на трамвае, но нам не достает полной информации, а потому и уверенности, куда мы приедем. На одной трамвайной остановке мы вдруг замечаем рекламный плакат «Donnerwetter!“, что в переводе с немецкого означает ругательство типа «Гром и молния!». Как вовремя нам встретился этот плакатик  - для хмурого дождливого дня достойное начало, мы запечатлели его Вериным фотоаппаратом.

Музей истории искусств

Привычной дорогой доезжаем до Музея, по-немецки он называется Kunsthistorisches Museum (Художественно-исторический музей). Он находится на площади Марии-Терезии, родоначальницы Габсбургов, кстати, единственной женщины, которая правила Австрией. В этом году празднуется 300-летие со дня рождения этой удивительной женщины. На площади ее имени стоит ее памятник – она на троне, вокруг разбит парк с газонами, клумбами, фонтанами, а справа и слева от памятника два совершенно одинаковых здания (прием такой архитектурный), воздвигнутых по проекту архитектора Готфрида Земпера и барона Карла фон Хазенауера с величественным куполом посередине в окружении четырех малых куполов. В одном таком здании находится Музей истории искусств, который был целью нашей прогулки сегодня. В здании по левую руку от Марии-Терезии – другой музей: естествознания.

По дорожке из глубины парка в нашу сторону катили какую-то тележку два переодетых в костюмы 18 века господина. Мы уже перестали удивляться, так как насмотрелись на местных «Моцартов» перед Собором Святого Стефана, предлагавшим нам билеты на концерт, да и в Хофбурге ряженые сновали туда-сюда, временами звонили по мобильным телефоном, что особенно смешно смотрелось с натянутыми до колен белыми чулками.

Пока стояли в очереди, Вера напомнила нам стишок Сергея Михалкова: ««Я поведу тебя в музей!» - сказала мне сестра». Я стала судорожно вспоминать, что было первой строчкой, почему-то у меня на языке вертелся «дождь с утра», наверное, потому что дождь в этот день был бесповоротной актуальностью.

Боже мой! Как я была рада, что попала в это расчудесное место!  Позже я отметила, что каждый новый объект осмотра мне казался самым ярким в Вене и именно он дарил мне наивысшее счастье, а таких объектов здесь оказалось немерено…

Во всем Музее 91 зал, внутреннее убранство богато  - лестницы и декор из мрамора и гипса с позолотой; стены в залах однотонные, пастельные, будто припудренные, картины в роскошных золоченых рамах на таком фоне смотрятся наилучшим образом - ничто не отвлекает. Потолочный плинтус, многоступенчатый, выпуклый, настырный, являет собой переход к потолку, густо украшенному вычурным орнаментом, каждый раз разным и неповторяющимся. Сравнить этот прием можно с Эрмитажем или Художественным музеем им. Пушкина. Потолок я рассматривала, сидя в центре зала во время перерывов, а так на потолок смотреть было некогда. Обилие картин известных и незнакомых мне художников сразу забирает внимание.  Интересно, что знакомых картин я вообще не увидела. То есть этот культурный выход в художественный музей отличался именно тем, что почти все в нем было в первый раз! Мурашки бегали по коже…

Гольбейн, Кранах, Жак де Гейн (?), Бернардо Строцци «Проповедь Иоанна Крестителя» - очень впечатляет - живые лица, тело, руки как у Иванова! Многие картины посвящены снятию с креста и оплакиванию Христа, видимо, многих художников вдохновлял этот факт, чувствуется веяние времени. Вот мой любимый Альбрехт Дюрер! Целый ряд портретов, среди них «Портрет кайзера Максимилиана» с гранатом в руке (символ власти и намек на завоевание Гранады) -   этот портрет я знаю, «Семья кайзера Максимилиана». портрет Вильгельма Халлера,  в первый раз вижу «Старуху с мешочком монет», оказывается она на обороте портрета и на что-то аллегорически намекает. Картина религиозного содержания – «Поклонение Святой Троице».

Дальше Диего Веласкес – целый ряд портретов инфанты Марии Терезы, имеющей прямое отношение к Габсбургам по материнской линии, Веронезе,  Ван Эйк, Брейгели Старший и Младший – Старшего тут не меньше, чем вчера видели в Альбертине. Теперь идут незнакомые имена фламандских и голландских художников - Хуго ван Гус, Рогир ван  дер Вейден, Франс Флорис – «Судный день», Ханс Мемлинг со своим диптихом «Адам и Ева». Вермеер «Мастерская художника» – Узнаете руку? … не мою, художника? – Вера сразу узнала.

В этом музее Питер Брейгель Старший представлен в цвете. Кроме жанровых картинок из деревенской жизни («Крестьянская свадьба» - двое мужчин несут на носилках тарелки с едой; «Крестьянский танец» - пара танцует перед выставленными на улице столами, где сидят посетители и музыкант со странным музыкальным инструментом, похожим на волынку) много картин другой тематики – «Охотники на снегу», «Вавилонская башня», «Избиение младенцев»). Брейгель неоднозначен, однако.

Как много средневековых и мифологических страстей на полотнах! «Юдифь с головой Олоферна» в нескольких вариантах, то есть разных авторов. Снятие с креста Спасителя и его оплакивание, страдания святых мучеников – любимая тематика знаменитых и малоизвестных художников.

В зале итальянской живописи все стены увешаны картинами до потолка – в три ряда.  Опять обнаженные тела, мадонны, святые, Христос, чаще всего, увы, распятый, портреты прокураторов, курфюрстов, арбитраторов, богатых римлян и т.п. В этом большом зале для посетителей выложены схемы расположения картин на каждой стене в малом масштабе по номерам, к номерам – надписи с названиями картин. Мы все трое усаживаемся в центре зала и с помощью схем постепенно изучаем живопись. Картины грамотно подсвечены, так что все существенное выделяется, как надо, становятся выпуклыми или даже объемными, как в 3D. Люди на картинах как живые - глаза блестят, кожа светится, ощущения непередаваемые!

Вдоль больших залов проходит ряд маленьких зальчиков, в которых можно побродить и вернуться в большой зал. Здесь много работ небольших размеров, но чрезвычайно интересных – здесь жанровая живопись, мифологические сюжеты, есть что рассматривать. Оля обратила наше внимание на портрет Филиппа Красивого (конечно, одного из Габсбургов) – о времена, о нравы! Если носатый Филипп с маленькими глазками был красивым, представляю, как непривлекательно выглядели некрасивые люди.

Уходить не хочется, а ноги гудят… Эх, я бы здесь еще побродила. Вера с Олей уходят на следующий этаж смотреть египетскую коллекцию. Я смиренно остаюсь на втором этаже, отдохну, поднаберу силенок…

Музейный квартал. Обед в районе Шпиттельберг

Из художественного музея идем через Музейный квартал в район Шпиттельберг. В музейном квартале можно было погулять, если бы была другая погода. Но разверзшаяся с небес хлябь сегодня даже не думает заканчиваться,  распугала всех гуляющих прохожих, открытые кафешки мокнут под дождем, а здания двух самых крупных музеев квартала – Музея Леопольда и MUMOK (современного поп-арт искусства) в этот пасмурный день выглядят зловеще, особенно черного камня  MUMOK. Собственно Шпиттельберг тоже интересен в теплую и сухую погоду, но мы идем в поисках кафе или ресторана, чтобы пообедать. Останавливаемся в маленьком ресторанчике под  названием «Богема»! В прихожей оставляем мокрые зонты – тут их целая куча, нам предлагают свободный столик в пустом отсеке заведения, в другой части  ресторанчика слышны голоса - мне всегда хочется в гущу, где люди, но официанту виднее… Обстановка атмосферная: официант в черном, сдержан, классически услужлив, звучит классическая музыка. На столе в хрустальном подсвечнике толстая, наполовину сгоревшая свеча с наплывом. В меню: Увертюра (напитки), Пролог (закуски), Акт 1, Акт 2 и Акт 3 – какая прелесть! Мы изрядно подзамерзли и намокли, поэтому решили погреться. Подходит официант, уж очень серьезный, а я ему: «В качестве увертюры мы возьмем Грюнер Вельтлинер – 3 порции, пожалуйста!»  Мечты сбываются! Это как раз то вино, о котором я мечтала, когда писала стихотворение о Вене. В первом акте у нас был великолепный тыквенный суп, во втором – мясо с клецками, а в третьем  - кофе и мороженое с вишневым вареньем. Официант превзошел самого себя, он просто классный: отточенные движения, продуманная чистая речь, мы сердечно благодарим его и оставляем чаевые. Все так вкусно, изыскано и музыкально!

Дом музыки пролетел мимо меня… То есть мы добрались до него, но я, увы, не пошла его осматривать, немножко расстроилась, но в качестве утешительного приза получила от своих милых родственниц диск с «Волшебной флейтой» Моцарта. Очень венский подарок!!!

Венская мода

Всегда интересно понаблюдать, что в моде за границей. Сильно разодетых модниц мы в Вене не встретили, даже в центре. Одежда у венцев сдержанных расцветок и не радикально модного покроя. Правда, мы видели людей в метро, которым, по понятным причинам, пользуются люди среднего и низкого достатка. Женщины не красят волосы, не злоупотребляют макияжем, маникюр с лаком я видела всего раза два за все дни,  при этом обладательницы маникюра были явно не австрийского и даже не европейского происхождения. Яркие ногти в Австрии не в моде. Зато модны брови! Темные, крашеные, татуированные или, страшно сказать, нарощенные – очень заметные на лице, порой и глаз не видно – одни брови. Вот чего я никогда не понимала и сейчас понять не могу: зачем красить брови широкой полосой, если от природы у тебя светлые тонкие бровки. У меня от природы черные гусеницы вместо бровей (раньше я их сравнивала с бровями Брежнева), я не знала, куда от них деваться. Слава богу, с годами чернота и густота моих бровей заметно ослабли, но красить их я ни за что не буду. По мне так лучше совсем без бровей – как Джоконда.

В первый же день в метро наше внимание привлекла женщина возраста мисс Марпл – эта уж точно австрийка, потому что одета она была в лучших австрийских традициях. Я не могла глаз оторвать от этой милой фрау и рассмотрела ее очень хорошо. Она седоволосая, полудлинные волосы забраны на затылке заколками в аккуратную прическу (что-то подобное я видела позже у молоденькой девушки, только прическа была сообразно возрасту более небрежная); на ней темная длинная юбка в складку, белая блузка и зеленый жакет из плотной ткани с металлическими желтыми пуговицами на ножке. В ней столько внутреннего достоинства – ни дать, ни взять герцогиня.

Очень ярко и дорого одеваются молодые замужние мусульманки. Мусульманка непременно подкрашивает глаза, брови и губы, головной убор из шелкового  платка теплых тонов, дорогое пальто, белые кроссовки с металлическими украшениями под золото. Кстати, о мусульманках. В Австрии действует Закон о запрете сокрытия лица, касающийся, в первую очередь, традиционных одеяний мусульманских женщин, совсем недавно принят новый закон - Anti-Verhuellungsgesetz, согласно которому всем проживающим в Австрии гражданам положено носить открытое лицо и зона от корней волос до шеи должна быть открыта. Мусульман, по всей вероятности, в Австрии много и в настоящий момент они выступают против этого закона.