21 сентября. Баден

Нада Калина
«Быть мужественным! Я должен трудиться каждый день, несмотря на физические страдания!» (Бетховен)

В Баден мы ехали на междугородном трамвайчике. Конечно, мы о нем все узнали заранее, мы знали, что нужно взять по 3 обычных проездных билета, потому что это была дорога за пределы города. Мы сидели на мягких сидениях, между которыми стоял столик, огромные окна без всяких занавесок позволяли обозревать объекты снаружи с обеих сторон. Полчаса ехали по Вене, рассматривая, как меняется городской пейзаж с удалением от центра. Чем дальше мы ехали, тем более индустриальными и хозяйственными становились картинки за окном. А дальше за городом пошли деревенские пасторали. Ближе к концу нашей поездки на горизонте появились горы. Не Альпы, конечно, но поверхность гористая, поросшая лесом, для нашего глаза непривычная.

Баден – маленький, комфортабельный, уютный и спокойный курортный городок. Вера назвала его мини-Веной. Место это славилось своими термальными источниками еще во времена Римской империи, а в 1480 году получило статус города. Неудивительно, что он был любим многими известными людьми, в первую очередь композиторами, здесь бывали Гайдн, Штраус (старший), Моцарт, за Моцартом подтянулся Сальери («Ну, чем я хуже?») и, конечно, Бетховен.

Ознакомившись с картой города на вокзале, мы двинулись через центр к Курортному парку. Мы идем по улочкам, рассматривая двухэтажные домики со ставнями, все чистенькое, припудренное. На улице в кадках растут оливковые деревца, перед входом в домик чугунная арка увита виноградом, темные гроздья скрываются в резной листве.   Выходим к Ратуше – зданию с четырьмя мини-колоннами над входом и балкончиком, перила которого усажены живыми цветами. Перед Ратушей  красуется белый с золотом Чумной столб. Справа от Ратуши кафе «Централь» и вокруг трехэтажные кремовые домики. Вот, собственно, центр Бадена. Улицы чистые, много зелени, цветы в вазонах, пальмы, штендеры с одеждой, с сумками, платками, с открытками вынесены  перед магазинчиками. Ослепительное солнце сегодня! Ветер, однако, сильный - осень старается вовсю. Мы наслаждаемся прогулкой и милой атмосферой маленького городка, где, кажется, все друг друга знают.

Мы на подходе к курортному парку. Здесь территория вальяжно раскинулась перед возвышением, напоминающим гору, всю поросшую деревьями. Кругом зелень, клумбы с цветами, беседки, фонтаны, летняя эстрада, заставленная стульями, грустно сигнализирующая о наступлении осеннего сезона. Под каждым деревцем, в цветочных композициях разложены тыквы и тыковки разных форм и размеров – тоже знак осени. Один фонтан напротив старинного купольного здания, где, возможно находятся источники с целебной водой. Но мы туда не пошли. В центре другого фонтана – Ундина, а вокруг потрясенные рыбаки, руками разводят – эку мамзель выловили вместо рыбы!  Потом мы снова идем в город, но другим путем.

Находим дом Бетховена - скромный двухэтажный домик цвета охры. На стене висит мемориальная доска, на которой указаны годы (1821, 1822, 1823), когда Бетховен, уже немолодой и нездоровый, приезжал лечиться на воды. Бетховен много лет жил в Вене, здесь и умер. А Баден хорошо подходил для лечения – недалеко от столицы и опять же таки термальные источники. Очень хочется узнать, что теперь внутри этого дома. Оказалось, музей! Цена билетов с учетом двух сеньор (пенсионерок) выходит удачно сниженной. «Студентам и школьникам тоже скидки!» - весело сообщает нам работница музея. Олю часто принимают за студентку, она не очень довольна этим обстоятельством, поэтому я говорю: «А молодая леди уже давно не школьница и не студентка». Тут наша музейная фея замахала руками, мол, слушать ничего не желает: «В жизни всегда найдется чему поучиться!» и дала нам третий билет со скидкой. Музей располагается на втором этаже. Но сначала мы идем в комнату на первом этаже, посвященную слуховым впечатлениям. Посредине комнаты длинная витрина на ножках с высвеченным табло. На сенсорном экране можно выбрать тему для ознакомления с миром звуков: Акустика. Как рождается звук. Волновая природа звука  и.т.д. Здесь можно проверить слух, прослушать звуки, издаваемые разными инструментами, или колоколом, или голосом, или фейерверком. Можно ощутить, как Бетховен терял слух – в разные годы звуки и музыка звучат с разной громкостью, постепенно угасая. На длинной диаграмме там, где пометка «9-я симфония»,  при нажатии любых звуков уже совсем ничего не слышно…

На втором этаже на стенах комнат написана краткая информация о жизни Бетховена в Бадене, она вместо гида рассказывает нам о великом композиторе. Оказывается, после смерти Бетховена, все его имущество провалилось в тартарары – наследников не было и никто не напрягался, чтобы хоть что-то сохранить. Музей откровенно сознался, что многие вещи и мебель не принадлежат Бетховену, а просто собраны из тех, что остались с Бетховенских времен. Но здесь в передней  стоит рояль, на котором играл композитор! На пюпитрах вместо нот таблички с высказываниями музыканта. «Быть мужественным! Я должен трудиться каждый день, несмотря на физические страдания!» На другой стене  список болезней Бетховена на момент его пребывания в Бадене – невеселый списочек. В маленькой комнате обустроена спальня, где стоит всего лишь кровать и платяной шкаф, висит черный плащ и шляпа. В столовой посредине стоит длинный стол с посудой, бокалами и подсвечниками, как будто гости только что разошлись. На стенах портреты или вещи людей, которые посещали Бетховена в этом доме, здесь же информация о них. Именно в первых трех комнатах и жил Бетховен. Следующие комнаты посвящены его произведениям, которые тут же можно послушать. Витрины с нотами, написанными рукой Бетховена, оборудованы воспроизводящим устройством и наушниками. Мы переходили от витрины к витрине, прослушивая предложенные кантаты. Наконец, мы доходим до зала, посвященного «9-й симфонии», большую часть которой композитор написал здесь.  Можно сесть и послушать симфонию, на стене перед сидениями 4 экрана для визуализации воспроизведения гениального произведения всех времен и народов. На одном экране – видеозапись оркестра и хора (насколько я поняла здесь имеются разные записи), на другом – движущиеся ноты (в виде факсимильной копии рукописного варианта), на следующем экране расписаны все инструменты, участвующие в оркестре, и нотная запись для каждого инструмента. В общем, человек с любой степенью музыкальной подготовки может получить свое удовольствие. Я не слишком люблю гаджеты и современную технику, но современное оборудование здесь не мешает ощущению Бетховена, а только помогает проникнуться его натурой. Бетховенская девятая симфония стала заключительным аккордом в нашем посещении музея. После нее мы еще увидели прядь волос композитора, чудом кем-то сохраненная и переданная музею.

Спустившись вниз мы сердечно поблагодарили музейных работниц – тут их было уже  трое. Они расплылись в улыбках, были радушны и дружелюбны. Мы испытали обоюдное приятие!

После посещения музея стало ясно, что в Бадене жив гений места (genius loci) и он очень связан с Домом Бетховена и с самой личностью Бетховена. Нечаянно начинаешь смотреть на все окружающее глазами композитора, особенно на домики со ставнями, церквушки, булыжную мостовую. Здесь мало транспорта, а на некоторых улицах и вовсе нет, поэтому легко представить согбенную фигуру в черном плаще и черной шляпе, с тростью – это Бетховен направляется в курпарк лечиться… Надо жить по Бетховену…

Долго думали, где пообедать. Слишком много кафешек и все интересные. В результате останавливаемся в кафе «Централь», что на центральной площади с Ратушей и чумным столбом. Традиция такая! Где бы с Верой ни были, обедаем в самом центре, можно сказать, на Кремлевской площади.

В Бадене мы нашли еще местный театр - маленькое здание, но как полагается с колонами, ну, с имитацией колонн. Напротив театра фонтан с позеленевшей от времени Музой, которая называется «Муза Эрато». Рядом приходская церковь (Pfarrkirche), носящая по случайности имя Святого Стефана – ну, прямо как в Вене. Да, здесь все как в большом столичном городе, только в миниатюре.

Отсюда мы идем к центру переулками и дворами, через арки и проходы. Какая красота! Такие зеленые сказочные дворики, конечно, сами жители содержат их в чистоте и порядке. Просто удивительно, что при всей регулярности они создают впечатление запущенного сада, что всегда было мне по душе. Ах, австрийцы, ах, молодцы!

Не важно, сколько дней в твоей жизни. Важно, сколько жизни в твоих днях.