22 сентября. Прощание с Веной

Нада Калина
В погоне за большим счастьем
можно проглядеть маленькое.
(Пауль. С. Бук – мудрость, написанная на обертке  конфетки)

Национальные особенности

В Вене многое показалось мне родным, но не всегда приятным. Надо сказать, при всей  общей европейской чистоте немецкого чистоплюйства тут не наблюдается, а в некоторых местах просто откровенно грязно. Возможно, австрийские дворники не успевали убрать вчерашнее перед нашим появлением, так что мы становились наблюдателями мусорных куч. Австрийцы не пришли еще к здоровому образу жизни, на улице полно курящих, в том числе и женщин. В России тоже курят по-черному, хоть и проводятся время от времени какие-то мероприятия, вводятся законы по борьбе с курением, но русских просто так не пронять. Наверное, и австрийцев тоже. Тут мы похожи.

Австрийцы отличаются от немцев не только отсутствием страсти к безукаризненной чистоте. Вообще австрийцы и немцы несмотря на общность языка непохожие родственники. Когда-то немецкоговорящий народ был разделен в результате борьбы Австро-Венгрии с Пруссией.  Сегодня австрийцы могут обидеться, если их  посчитают немцами. Они не любят выделяться, но четко отделяют себя от немцев. Они более открытые, незаносчивые, легко идут на контакт, чем ментально больше похоже на русских. Помню трех австрийцев, с которыми я работала на заводе «Ремпутьмаш» целый месяц. У них были звучные имена, как у родовитых принцев – Кристиан, Штефан и Фердинанд. Последний был старше других, отец семейства, говорил на каком-то диалекте и страшно злился, когда его не понимали, вид у него был зловещий, он напоминал мне немца в Великую отечественную войну, внешность которого нам известна по  фильмам, в общем и не немца даже, а фрица – только каски и автомата не хватало. К концу совместной работы мы стали почти родными; с Кристи и Штефи я подружилась довольно быстро, мы много общались, от них я набирала специфическую лексику по электрике и гидравлике;  мне удалось растопить и сердце сурового Фердинанда – когда утром он видел меня, расплывался в улыбке, именно он в прощальный вечер подарил мне букет цветов…

А какой был мой ученик Вернер Шиттелькопф – всем Вернерам Вернер!  Благодаря ему я в первый мой венский визит попала в Оперу на «Волшебную флейту». Он подарил мне билеты еще здесь в Калуге - это был поистине царский подарок!

Да, еще мой дед, участник первой мировой войны, говорил: «Австрияки, такие же как немцы, только намного лучше!»

Привычка австрийцев не выделяться касается и одежды. Они одеваются просто, неброско, без претензий, это притом, что уровень жизни в Австрии очень высокий.  Золота в ушах у женщин я не видела – деньги, видимо, на что-то другое тратятся. Некоторые мужчины рабочих профессий после работы не переодеваются, а едут домой прямо в рабочей одежде.

Австрийцы не любят, когда нарушают их личное пространство. Это мы увидели сами. В транспорте они не садятся рядом с другими пассажирами, а только по одному. Когда я однажды села на сидение рядом с дамой, она демонстративно встала поодаль, дождавшись, когда освободится другое сидение, где нет соседа, присела. Как они ведут себя в час пик? Впрочем, похоже, здесь не бывает переполненных салонов общественного транспорта. Самого транспорта не так много -  кроме метро, автобусы и трамваи, но совершенно точно населению их хватает. На остановках мы никогда не видели толпы. На одном из городских баннеров я прочитала об объявленном Дне здоровья без использования транспорта, предлагалось передвигаться пешком и на велосипедах. Вена борется против автомобильной загазованности.

В хойригерах очень многолюдно, сюда приходят поесть, обязательно выпить вина, даже отпраздновать день рождения. Здесь все демократично и просто.  Но на немецкие или чешские пивнушки эти заведения не похожи. Ни сильно пьяных, ни дыма коромыслом здесь не наблюдается. Очень достойно! Конечно, в дорогущие рестораны, которые мы по известным причинам не смогли посетить, австрийцы тоже ходят. Но … мне кажется, питейные заведения высокого уровня везде одинаковые – чопорные и скучные. А может, я как лисица с виноградом …зуб неймет – так не очень и хочется…
 
Какой необыкновенный кофе варят австрийцы! Не знаю, относится ли это ко всей Австрии или только к Вене, но не могу не упомянуть о этом. Каждое кафе – просто храм кофе. Внутреннее убранство кофеен полностью соответствует столичном характеру – изыскано и без излишеств. В воздухе дух кофе!.. У меня с организмом что-то не так. При виде дивана хочется полежать, при виде пива - пить, при виде еды – есть. Пойду сварю себе кофе!

Прощание с австрийской столицей

Наш последний день. «Мне грустно и легко. Печаль моя светла…» На сегодня  никаких особых планов мы не строили, просто пошли погулять по центру, сделать небольшие покупки.

Снова Штефансдом. Лошадки в цветных наушниках – синего, красного или черного цвета - цокают вокруг, блестят новенькие  без единой царапины повозки, огромные сверкающие витрины магазинов, манящие вывески кафе и ресторанов. Центр – это сплошная пешеходная зона. Сюда можно добраться на метро и так же уехать. Вон на углу здания стеклянная кабинка лифта, на котором можно спуститься в подземное царство. Как здесь удобно пользоваться транспортом – везде лифты, редко приходилось спускаться или подниматься по лестнице. Оля иногда уходила на эскалатор, а мы с Верой подружились с подъемником.

На все виды транспорта билет в одну сторону продается по одной цене – 2,20 евро.  Однажды совершенно случайно оператор метро продал мне 2 билета с пенсионерской скидкой. Почему-то мы с Верой раньше не догадались сказать, что мы сеньоры. Можно было бы слегка сэкономить. Вообще, в отпуске лучше не переводить евро в рубли, чтобы не расстраиваться.  За некоторые услуги  так и так платить приходится.

В сувенирных магазинах мы ударили по кошелькам. Ох, зазвенели монеты, зашуршали бумажные еврики! Конечно, ничего сногсшибательного мы среди венских сувениров не отыскали, но не ехать же пустыми домой. Самым близким приобрели памятные подарочки, я даже нашла сладкое вино для друзей, хотя сама я предпочитаю сухое. Вообще еще прикупили сластей – здесь кругом Моцарт-шоколад и остальное иже с ним.

Вера купила себе стильную текстильную сумку с надписью VIENNA. Покупка, с одной стороны, была вынужденной – в нее я сложила свои вещи, так как мне пришлось разместить в своем чемодане Верины бутылочки: с вином и с тыквенным маслом, а Вера, хитрая моя сестричка, свой чемодан пронесла в самолет как ручную кладь. С другой стороны, сумка оказалась такой симпатичной, что смогла стать красивым аксессуаром на каждый день. Счастье может быть и таким – маленьким и симпатичным, главное – не пройти мимо…

Еще одно импозантное и одновременно изящное заведение стоит упомянуть. Это кафе «Слука», основанное в 1891 году. Очень стоящее место! Одна люстра чего стоит – прям как в Версале. Есть мы не стали, остановились на кофе и десерте. Опять взяли по-разному сваренный кофе – трехслойный со взбитыми сливками, с ромом и горячий шоколад.. Каждый выбрал выпечку по вкусу, а Вера – кусочек фирменного торта «Слука»! Вкусный венский кофе, мы будем тебя вспоминать!

Вечером идем отмечать наш последний день в Вене в хойригер «Гиттис», который мы подсмотрели по дороге от наших апартаментов к метро. Пришлось в терминале снять наличку – таково было условие по оплате. Прошли подальше внутрь винного ресторанчика – опять нас понесло не туда, оказалось, что мы пришли в зал для курящих. Вернулись, заняли столик и стали изучать меню. Сколько здесь смешных и непонятных словечек – не знаешь, что выбрать. Очень заинтересовало блюдо под названием "Блунц'н Грёстль унтер райхлих Крен",  в котором я поняла только "...под большим количеством..." Пошла разбираться к витрине. Оказалось, что это кровяная колбаса внушительных размеров под хреном. "Химбеер Крахерль им Флашерль" - малиновая шипучка в бутылочке, ну, это мы не пьем. Ели куриные шницели – снова огромные порции – под розовое вино.

После ужина мы не пошли сразу домой, а немного погуляли по нашему турецко-багдадскому району. Кроме нас на улицах никого не было, впрочем, как всегда.

Еще утром мы хотели через нашего управляющего заказать такси на завтра, звонить через Москву с наших телефонов было совсем неразумно. Наш водитель-пакистанец Малик оставил нам визитку с телефоном. Осталось найти Сашу с Уралмаша. В апартаментах его не оказалось, но в квартирах второго этажа, где шли ремонтные работы, я обнаружила бригаду рабочих и передала через одного из них записку для Саши. Днем наша горничная-сербиянка уверила нас, что шеф сделает все, что мы просили.

На следующий день ровно в 11 часов мы вышли из апартаментов с багажом. К нашему удивлению нас встретил Малик – он уже прибыл, чтобы отвезти нас в аэропорт.  Саша  свое сербское слово сдержал!

2017