Пропорция мужского

Ольга Степина Ерухова
Журнал: Совершенный

Давайте поставим вопрос ребром: что самое главное в мужчине? Кто-то скажет, что это власть и деньги, ибо тот, кто их имеет, может легко контролировать других. Для кого-то это будет сила как проявление физической мощи или волевой несгибаемости. Безусловно, будет упомянут ум как способность решать сложные вопросы и справляться с вызовами жизни. Женская половина выступит за соединение несоединяемого: юмора и брутальности, нежности и жесткости, привязанности и независимости… и тогда получится, что сильный мужчина ; это тот, кто смог соединить в себе эти крайности без внутреннего конфликта. Есть, конечно, и парадоксальные высказывания о том, что сила мужчины в его признании собственной слабости и несовершенства, но оставим подобные рассуждения в стороне, так как они напоминают происки казуистики…

Философское…
При том, что в наше время философия считается обязательной дисциплиной для получения высшего образования любой направленности (гуманитарной, технической, естественнонаучной и т.д.), очевидно, что из целого семестра университетского обучения, отведенного на нее, в головах молодых людей остается лишь каша из неких имен и названий. Гораздо правильнее было бы посвятить все эти четыре месяца изучению начала начал ; эпохе зарождения и развития мышления, внешним и внутренним эталонам мыслительной деятельности, познанию чистых законов бытия и тому, как они преломляются в материальном… И далее уже понаблюдать за историей их искажения и размытия, привнесенного обильными, но зачастую пустопорожними мудрствованиями и социально-религиозными нормами…
Можно было бы, например, благоговейно послушать Пифагора, понять суть претензий к нему у Гераклита, подискутировать с Платоном, сходить в гости к Аристотелю, прогуляться с Сократом, который первым из философов развернулся от познания мира к изучению человека… А также познакомиться с сотнями других мощнейших по сознанию людей, имена которых ни о чем не говорят современному человеку ; с Ферекидом Сиросским, Фалесом, Анаксимандром, Парменидом из Элеи, Гиппасом из Метапонта, Анаксагором, Эмпедоклом, Протагором из Абдер… Всё это были великие люди, наследники древних египетских и шумерских знаний, сумевшие за счет сознания развить их до невероятных высот.
Именно Пифагор ввел в наш язык слово «философия», которое означает «любовь к мудрости». И именно для него синонимом мудрости была гармония в ее математическом отражении, или пропорции. Можно сказать, что философия есть самое возвышенное искусство из когда-либо доступных человечеству. Это есть познание истинной природы вещей и сути мира в соответствии с мерой человеческого восприятия.
В своих изысканиях философ ищет постижение истины, а в своих действиях он пытается соединить свои поступки с ней. Таким образом философия делится на знание и деятельность, на теорию и практику или на познавательно-разумную и деятельно-чувственную части.
Древние мудрецы в лице Аристотеля говорили: «Знание всякой исследуемой вещи относится к философии, которая есть знание обо всем» («Метафизика», кн. 1, гл. 2). Весь этот объем делится на познание божественного и познание искусственного (или материализованного) («Книга о пяти сущностях» Абу-Юсуф Якуб бну-Исхак аль-Кинди). Явленные вещи рассматриваются как плотные, но неотделимые от тонкого замысла, по законам которого они проявляются, поэтому именно постижению законов божественного, или тонкого, были посвящены все мысли древних философов, и главным их инструментом стала математика.

Пропорциональное…
Геометрия - это знание о существовании вечного. Пифагор
Геометрия движет душу к истине и порождает в ней дух философии. Платон
Геометрия – это язык времени. Халид Масуд
Везде, где есть материя, присутствует геометрия. Иоганн Кеплер

При этом лучшим учителем и образцом, демонстрирующим законы математики, всегда выступала природа и окружающий мир.

Самый мудрый и благородный учитель - это сама природа. Леонардо да Винчи
Природа есть источник всех истинных знаний. Леонардо да Винчи

Мудрецы глубокой древности эмпирически воспринимали и изучали то, что обретет ясную теоретическую формулировку в Средние века: гармонические числа, последовательности и «золотые» пропорции. Им было ясно, что всё, явленное по законам гармонии, длит себя вечно, ибо не подчиняется законам времени. Своим внутренним напряжением правильная пропорция создавала вибрацию, переходящую в светимость, и та соединялась с напряжением и светом всего макрокосмоса в его извечном разворачивании самого себя.

Математика - это язык, которым Бог написал вселенную. Галилео Галилей

Практически все в нашем мире подчиняется закону чисел и тяготеет к гармонии. По закону последовательности Фибоначчи закручена спираль в центре подсолнечника, ей же подчиняется рост дерева и развитие его ветвей и корневой системы. Прекрасным воплощением пропорции являются морские раковины и головки распускающихся цветов.
Спиралью всегда формируются водные и воздушные потоки планеты. Даже Млечный Путь каждым из своих спиральных рукавов представляет логарифмическую спираль около 12 градусов.
В древнем мире божественной пропорции старались подчинить всё ; от метрического стихосложения и правил возведения зданий до создания ритуалов и структур общества. Не случайно, циркуль, угольник и отвес были не столько строительными, сколько сакральными инструментами. Практически все известные нам священные символы были также созданы строго по законам внутренней пропорции.
В те времена люди физически воспринимали, что, следуя божественной пропорции, проявленной в макрокосмосе, человек настраивает и выравнивает свои собственные параметры, входя в резонанс с бОльшим. Ценность этого заключалась в особом переживании, позволяющем находиться в настройке на «музыку сфер» и не понижаться в своих вибрациях в обычной жизни.
Позже творцы Высокого Средневековья и Ренессанса перевели взгляд с Неба на человека, увидев в структуре человека подобие божественному.
Оказалось, что каждая кость указательного пальца ; от кончика до основания запястья ; больше предыдущей примерно на коэффициент Фибоначчи (1,618). И в целом, все кости человека выдержаны в пропорции, близкой к золотому сечению. При этом чем ближе данные пропорции к этой формуле, тем более красивым выглядит для нас человек. Под пропорцию 1:1,618 попадают такие связи, как соотношение от стоп до пупка и весь рост человека, от плеча до макушки и размер головы, соотношение высоты и ширины лица, ширина рта и ширина носа и многие другие… На основе этих изысканий художники и скульпторы прошлого создавали свои творения, оторвать взгляд от которых человечество не может до сих пор.
Серьезное развитие получило и восприятие пропорции в архитектуре. Особенно большое внимание этому уделяли на арабском Востоке, явив миру поистине уникальные формы. Мечети, мавзолеи, минареты, городские постройки, дворцы правителей, цитадели, жилые дома, арки, башни, ворота, мосты Ближнего Востока ; всё это воплощает удивительное понимание законов пропорции и является настоящими сокровищами мировой культуры.

Великое здание должно начинаться с неизмеримого, затем, проходя через измеримое в процессе своего проектирования, оно снова становится непостижимым… Луис Кан

Как ни парадоксально это прозвучит, но даже новая эпоха целиком и полностью продолжает развиваться в понятиях чистой математики и ее законов. Без использования законов чисел Фибоначчи и Золотого сечения у нас не было бы ни интернета, ни компьютеров, ни Wi-Fi, ни спутников, ни GPS и т.д. Этот прорыв был связан с открытием законов фрактального сжатия. Понимание, что контрвращающиеся спирали подсолнечника работают так же, как спирали ДНК, позволило математикам и другим ученым открыть путь наименьшего сопротивления или фундаментальный закон экономии энергии…
И на сегодняшний день на планете еще сохранились целые культуры, где важна реализация любого процесса прежде всего в категориях пропорции, а не экономической выгоды или конъюнктуры. К таковым, например, относится Япония, для которой ключевым понятием является восприятие гармонии, реализуемой через ритм. Знаменательно, что этому закону подчиняются не только создаваемые материальные объекты, но и отношения, нормы и регламент жизни в самой стране.

Везде присутствует свой ритм. В ритме каждого пути содержатся свои отличия. Существуют ритм службы и ритм неудачи, ритм исполнения и неисполнения обязанностей. Не следует забывать и о ритме всяческих искусств и художеств. Также есть свой ритм и в невидимом (пустоте). Есть ритм обогащения и ритм разорения. Следует хорошо понимать и различать ритм расцвета и ритм угасания. Миямото Мусаси «Книга пяти колец»

Нахождение в ритме создает условия существования в потоке, когда происходит полное слияние с действием, его восприятием и переживанием. Состояние ума, в которое приходит человек, позволяет ему наблюдать и разделять гармоничное и негармоничное, пропорциональное и непропорциональное, вечное и временное…
Можно говорить и о некоторой части современных художников, скульпторов и архитекторов как об иной расе, для которых законы математики есть живые правила, непосредственно влияющие на восприятие и жизнь человека. Здесь можно упомянуть Луиса Кана, Эйнара Торштейнна, Сантьяго Калатрава, Оскара Нимейера, Марио Ботта, Даниэля Либескинда… Примечательно, что все эти профессионалы не только гении архитектуры, но и зачастую музыканты, философы и писатели, то есть люди, свободно работающие с энергией и инструментами геометрии, музыки и слова.

Мужское…
А теперь можно вернуться к первому вопросу статьи: что же выступает ключевой силой в мужчине?

Ричард Бакминстер Фуллер однажды объяснил мне, что наш мир построен из геометрических пропорций, таких как Золотое сечение и числа Фибоначчи, и что, постоянно думая о геометрии, мы можем организовать и гармонизировать свою жизнь в соответствии со структурой мира. Эйнар Торштейнн, исландский архитектор (1942-2015)

Это древний, ясный и, казалось бы, очень простой секрет: самая большая сила мужчины заключается в его способности наблюдать, изучать и воплощать законы пропорции в процессе своей жизни на этой планете. Но если женщина способна делать это интуитивно и зачастую неосознанно, то мужчину следует обучать данному знанию с детства, формируя в нем зависимость от высокой гармонии и дисциплины математического порядка, а не ввергать его в мир случайных чисел нарушенного пространства, как это происходит сегодня.
Восприятие пропорции должно стать тем коридором, в рамках которого будет выстраиваться коммуникация с социумом, «вариться» и пестоваться бизнес, создаваться личные отношения, взращиваться и совершенствоваться личный дух… Пространство, реализованное мужчиной по законам пропорции, не подвержено тлену и искажению, ибо оно проводит в мир временного свет вневременного, вечного. Это некое прави;ло, которое ограничивает любое действие рамками универсальных принципов, создавая таким образом ясность и задавая опору не только для современников, но и, возможно, для будущих поколений (как мы, например, сегодня воспринимаем Пифагора, Платона, Леонардо да Винчи или Микеланджело)…
И в следующий раз, встречаясь с мужчиной, которого вы определите для себя как объективно сильного, присмотритесь, не является ли закон пропорции тем секретом, на котором строится его сила?..

Почему у цветков яблони всегда по пять лепестков? Только дети задают подобные вопросы. Взрослые почти не обращают внимания на такие вещи, для них это нечто само собой разумеющееся, как, например, тот факт, что мы используем для счета лишь столько цифр, сколько пальцев у нас на обеих руках. Однако, если внимательнее посмотреть на цветок яблони, или морскую раковину, или качающийся маятник, мы обнаружим совершенную красоту, удивительную гармонию, пробуждающую чувство благоговения, которое мы испытывали в детстве. Нечто большее, чем мы сами, открывается нам, являясь при этом частью нас. Из очертаний, границ вещи рождается безграничное. Дьёрдь Доци