Медитация человечества

Ольга Степина Ерухова
Медитация человечества
«Кто знает всё, тот может всё. Только бы узнать — и крылья будут!» Леонардо да Винчи

«Сегодня я буду культивировать любовь к себе и чувство собственной ценности…»
«Совершенство — иллюзия, за которой я не собираюсь гоняться…»
«Я знаю, что могу всё, что захочу…»
«Я буду жить, чтобы ублажать себя, а не других…»
«Я — прекрасный пазл, кусочки которого непрерывно складываются…»
Это образцы реальных аффирмаций, которые сегодня предлагают адептам медитации для занятий. То есть то, чем занимаются эти практикующие, называется медитацией, а подобные утверждения являются одним из ее инструментов.
«Я раньше думал, что медитация - это «закрыл глаза, сидишь просто и ничего не делаешь». Но все оказалось не так просто. Я перечитал кучу форумов и групп, где советовали техники для начинающих, правильное дыхание и нахождение комфортного места. Ничего не получалось. А потом я узнал об одном секрете, который помогает медитировать качественно... Я узнал о нем совершенно случайно и теперь хочу поделиться с вами...»
Это тоже прямая цитата от гуру медитации, который предлагает за небольшие деньги получить онлайн рецепт истинной медитации. Но самое заманчивое объявление звучит так: «Видеокурс кундалини-йоги «Я привлекаю успех (и деньги!)». 3 урока кундалини-йоги, которые помогут реализовать ваши мечты». Три урока кундалини-йоги! Для привлечения денег! Всего три урока и вот ты в дамках… Так медитация стала одним из рыночных продуктов, спрос на который задает и определяет потребитель.

Если хочешь скрыть истину от человека,
низведи её до обывательского уровня, и тогда он запутается сам.
Из бесед об искусстве профанации

Сегодня мы наблюдаем удивительный уровень опошления и искажения знаний из всех возможных областей жизни человека. Разрушение границ традиционных культур и их смешение, утрата социальных ритуалов, изменение образа жизни человека в связи с активным проникновением различных технических девайсов, смещение ценностей с поисков смысла своей жизни на обретение сиюминутного удовольствия ; все это дает нам образец человека нового времени, не привыкшего в чем-то долго и глубоко разбираться. Девиз современного мира: «Если у тебя не получается что-то после первых пяти минут, бросай и иди пробовать что-нибудь другое! Мир велик, и ты обязательно когда-нибудь найдешь себя». Именно по этому рецепту мы бросаем отношения, не научившись мудрости и терпению в паре, меняем профессии каждые пять лет, нигде так и не становясь профессионалами, меряем свой интерес к вовлечению во что-то количеством денег… мы хотим немедленного результата в своих занятиях и хобби ; в спорте, танцах, творчестве, рукоделии… самых высоких вершин, планетарного признания и, желательно, крупной монетизации…
Подобное отношение было немыслимым и, вероятно, даже стыдным для тех, кто в еще недалеком прошлом десятилетиями работал над собой, чтобы стать профессионалом в своей работе, для ученых, которые только через долгие годы подходили к озарению в восприятии сути каких-то явлений, для мастеров-носителей различных традиций, представителей искусства, которые годами искали совершенство пропорций, для настоящих учителей в передаче знаний… И вряд ли этих людей интересовал рост количества адептов и уровень популярности их деятельности, ибо они росли в ней прежде всего для себя и над собой.
Медитация определяется сегодня самыми разными способами в разных источниках. Подобно йоге, это понятие стало мультисмысловым, перейдя из довольно специфической области духовного самосовершенствования в повседневную жизнь современного индивида. Словарь философских терминов определяет медитацию как «умственное действие, направленное на приведение психики человека в состояние углубленной сосредоточенности». Само слово meditatio  отсылает нас к понятию «размышление», также под этой работой зачастую понимают ряд психических техник в рамках духовных, религиозных или оздоровительных систем. Медитацией можно обозначить и состояние, в которое должен научиться переходить практикующий эту технику для того, чтобы постоянно пребывать в нем.
В зависимости от уровня собственных достижений и видения каждый мастер медитации может предлагать собственные процессы и вершины в ее практиковании: «Медитация является важным средством преодоления кармы. С каждой медитацией ваша карма уменьшается, ибо в это время ваша энергия фокусируется в мозге и сжигает его старые клетки. После каждой глубокой медитации, вы будете обретать всё большую и большую свободу» (Парамаханса Йогананда).
И хотя в современном сознании медитация ассоциируется в первую очередь с индийской культурой, мы должны объективно понимать, что данная практика уходит корнями в глубочайшую историю человечества, будучи неотделимой от поисков и попыток объяснения сути пространства и смысла жизни человека.
Исторически можно выделить несколько этапов в восприятии медитации как состояния и как техники. Мы можем полагать, что до активного включения сознания и самоосознания вся жизнь человека проходила в состоянии естественной медитации, когда все его существование подчинялось и согласовывалось с природными циклами и силами. Уровень медитативного состояния напрямую зависел от той пренатальной энергии, с которой человек приходил на эту планету, так как в зависимости от нее он мог настраиваться на соответствующие вибрации (от планетарных до космических).
Включение сознания с определенного момента инициировало произвольное наблюдение, а также поиск и формирование таких инструментов, которые позволили бы удерживать канал медитативного состояния более чистым и устойчивым. Так начали создаваться и развиваться различные мистерии и обряды с выходом на трансовое состояние их участников и формироваться специальные пространства (храмы, святилища, сакральные места и т.д.), где люди постоянно пребывали в подобных состояниях. Данный этап был также весьма естественен с позиции его внутреннего устройства, так как человек имел достаточно видения и резонанса для настройки на высокие энергии.
Это была эпоха египетского миропорядка, оракульных святилищ, классических древних религиозных, философских и мыслительных школ. Это было время, когда человек воспринимал совершенную пропорцию гармонии в макрокосмосе, пребывающем во вневременном медитативном балансе, и искал способы взрастить ее в себе.
Можем ли мы утверждать, что фараоны и жрецы Египта, оракулы дельфийского и додонского храмов, последователи учения Гераклита Эфесского, Демокрита, Фалеса Милетского, Анаксимена, Пифагора находились в постоянном медитативном усилии, соответствующем их уровню резонанса и задачам? Безусловно, да.
Для постижения знаний Пифагор (570—490 гг до н. э.) много путешествовал, обучаясь у египетских жрецов, у персов в Вавилоне, у самого Заратуштры (считается, что в странствиях и обучении он провел 34 года). Он глубоко познавал науку и магию своей эпохи, плоды орфического учения. Создав свою школу по принципу ложи или храма, Пифагор развивал идеи бессмертия, вегетарианства (как следствие учения о переселении душ), гармонии сфер (или музыкально-математическом устройстве космоса), нумерологии, метафизики, философии и математики. Сила его состояния была такова, что даже после его смерти в храме муз Метапонта его учение продолжило жить и развиваться в других полисах античного мира, оказав влияние на человечество через века, о чем свидетельствовали Платон, Коперник, Данте Алигьери, Шекспир, Ньютон, Кеплер, Эйнштейн…
Мог ли Пифагор достичь таких вершин, пребывая в состоянии отвлечения, раздражения и обыденной суеты? Однозначно, нет. Значит, мы можем говорить о том, что благодаря обучению и постоянной практике этот ученый и философ научился пребывать в состоянии максимальной концентрации, чистого ума и наблюдения.
…«иные приходят на игры состязаться, иные — торговать, а самые счастливые — смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы — до единой только истины» (Пифагор).
Исторические свидетельства говорят о том, что отец Пифагора, Мнесарх из Тира, скорее всего занимался крупной торговлей, однако многие из его учеников и более поздних исследователей пытались связать происхождение философа с пифийским Аполлоном (ибо он говорил «не меньше правды, чем пифии», по словам Аристиппа, ученика Сократа, а имя его означает «тот, о ком объявила Пифия»). Вероятно, данный факт отражает способность Пифагора находиться в особом медитативно-трансовом состоянии, когда он обретал определенные оракульные способности.   
Ради чего природа и божество произвели нас на свет: когда Пифагора спросили, что же это такое, он ответил: «Созерцание неба».
«Протрептика», Аристотель
Еще Геродот называл Пифагора «величайшим эллинским мудрецом», а о его популярности мы можем судить по тому, что первый подписанный в истории портрет на монете чеканился в 430-420 годах до н.э. в Абдерах, и принадлежал он именно Пифагору. Также интересно отметить, что вплоть до середины 19-го века, пока не появилось слово «вегетарианство», отказ от мяса называли «пифагорейской диетой».
Безусловно, Запад проявлял интерес к способностям мозга и после эпохи великих античных школ. Известно, например, о существовании неких «духовных упражнений», о которых писал Филон Александрийский в 20 году до н.э. Они основывались на работе внимания и концентрации. А основатель неоплатонизма Плотин (204-207 гг н.э.) разработал специальные техники медитации как способ познания своей Души для ее восхождения и слияния с Божественным. 
Однако, сдвигаясь по шкале времени вперед, мы можем наблюдать все большее расщепление сознания человека на то, что можно условно назвать идеальным и материальным. Усиление фокусировки на объектах материального мира, все более жесткие каноны социального устройства общества, изменение культурных и этических норм ; все это стало привязывать человека к «проявленному» пространству, формируя иные ценности (потребность в безопасности, телесном комфорте, бонусах за высокий статус в обществе, выделение среди себе подобных), за которые приходилось постоянно бороться. Так из состояния концентрации на себе и макрокосмосе, что предполагало довольно высокий медитативный статус сознания, человек пришел к состоянию соперничества и борьбы за власть. Фокусировка внимания сместилась на слежение за себе подобными, чтобы сравнивать, предугадывать, контролировать и защищать границы своих материальных накоплений.
Можем ли мы сказать, что все великие мессии в истории человечества являли собой образец медитативного состояния, транслируя этот ключ пространству? Иисус Христос, Будда, Мухаммед действовали из состояния глубокой настройки на то высшее, что вело их по жизни. Каждый из них прошел длительный этап обучения тому, что мы называем сегодня тайными знаниями, и, получив посвящение, они практиковали эти знания всю жизнь. Но оказалось ли готово пространство принять их состояние за образец и норму или низвело все до уровня формальных предписаний и примитивных действий?
Невозможность воспринять и пережить то состояние, в котором жили эти великие люди, привела к тому, что его обозначили как особый божественный дар, недоступный обычным людям.
Время шло, и пространство не теряло надежды реализовать себя в человеке через высочайшие способности его мозга и сознания. Эпоха Ренессанса, подготовленная деятельностью представителей Высокого Средневековья (катарами, тамплиерами и подобными им орденами, учеными, архитекторами, музыкантами и т.д.), создала уникальный пример человека, «существующего в духе». Люди, всецело посвятившие себя науке, философии, искусству, зачастую не замечали внешних условий, в которых им приходилось жить, и отказывались от реализации привычных ролей в обществе. Они не заводили семьи и не рожали наследников, не стремились к высоким постам в социуме, не участвовали в дворцовых интригах, не строили себе домов и замков. Все их мысли жили исключительно в их лабораториях и мастерских.
Эти люди могли годами сосредоточенно изучать какое-то отдельное сочленение тела человека, созерцать игру света на предметах, чтобы затем пытаться перенести это на холст, создавать множество черновиков для реализации какого-то проекта, ставить десятки опытов, наблюдая и анализируя процессы… Сегодня, не имея возможности принять полный масштаб этих личностей, мы зачастую приписываем им современные пороки и какие-то особенности, но вся проблема видится в несопоставимом уровне развития сознания и в нашей неспособности пребывать в тех настройках, в которых жили они.
 
Я могу рассчитать движение небесных тел, но не безумие людей.Исаак Ньютон

Вероятно, лучшим из представителей современного человечества можно считать Леонардо Да Винчи ; тотального гения во многих сферах жизни (философ, художник (живописец, скульптор, архитектор), учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, музыкант, виноградарь, кулинар). Ум обычного человека сегодня привык воспринимать его как художника, в крайнем случае, как изобретателя, но это был уникальный человек, который умел проникать в удивительные глубины как малых, так и больших миров.
Его главной медитацией было постижение тайн и закономерностей природы и прекрасного. Записи в личных дневниках Да Винчи свидетельствуют о том, что мозг его был поглощен размышлением круглые сутки, и иногда озарения и решения приходили глубокой (и зачастую бессонной) ночью…

В ночь святого Андрея [30 ноября] я довел до конца квадратуру круга; и когда закончилась свеча, которая горела всю ночь, и закончилась бумага, на которой я писал, задача была решена. Codex Madrid, 2:12r.

В то время как вся творческая молодежь флорентийской академии, захваченная идеями возрождения античных идеалов, проводила время в ярких и бурных дискуссиях, Леонардо держался в стороне от общественной жизни, проводя все время в мастерской и оттачивая свое мастерство и понимание.

Чтобы телесное благополучие не портило благополучия разума, живописец или рисовальщик должен быть отшельником, и в особенности — когда он намерен предаться размышлениям и рассуждениям о том, что, постоянно появляясь перед глазами, дает материал для памяти, чтобы сохраниться в ней.
И если ты будешь один, ты весь будешь принадлежать себе. И если ты будешь в обществе одного-единственного товарища, то ты будешь принадлежать себе наполовину, и тем меньше, чем больше будет нескромность его поведения; и если ты будешь со многими, то будешь еще больше подвергаться подобным неудобствам; и если бы ты захотел сказать: я буду поступать по-своему, я буду держаться в стороне, чтобы я смог лучше наблюдать формы природных вещей, то я говорю, что это плохо выполнимо, так как ты не сможешь сделать так, чтобы часто ухо твое не было открыто для их болтовни.
Нельзя служить двум господам. Ты будешь плохим товарищем, а еще хуже будет результат размышлений об искусстве. И если ты скажешь: я буду настолько держаться в стороне, что их слова не достигнут меня и не помешают мне, то на это я тебе говорю, что тебя будут считать за чудака; но не видишь ли ты, что, поступая так, ты тоже оказался бы в одиночестве?Леонардо да Винчи

Главным исследованием, которому Леонардо посвятил всю свою жизнь, была мистерия света: он познавал ее через интеллектуальное восприятие посредством оптики и геометрии, через чувства и переживания, через созерцание игры света в окружающем пространстве, через попытку отразить ее изобразительными средствами…
Можно сказать, что Леонардо Да Винчи создал целое учение о свете, изучая анатомию глаза, открыв многие законы оптики и уделив особое внимание законам отражения света. Особым его даром можно считать разработку техники, когда взгляд персонажа, изображенного на полотне, смотрит прямо на зрителя, в какой бы точке по отношению к картине тот не находился.
Уникальной особенностью Леонардо Да Винчи является тот факт, что он не только познавал законы окружающего его мира, но и серьезно работал над своим внутренним миром, практикуя внутреннюю алхимию и формулируя правила работы с телом и мозгом. Он был вегетарианцем, уделяя большое внимание законам приготовления и эстетике сервировки блюд, искусно играл на лире, работая со звуком и законами резонанса, досконально познал строение человеческого тела, обогнав в этом изучении своё время почти на триста лет. Вместе с Лукой Пачоли Да Винчи специально занимался исследованием Золотой пропорции, создав трактат «О божественной пропорции». Многие из рекомендаций в его «Трактате о живописи» касаются работы с мозгом и развития мышления.
Также я испытал на себе, что получается немалая польза от того, чтобы, лежа в постели в темноте, повторять в воображении поверхностные очертания форм, прежде изученные, или же другие достойные внимания предметы, захваченные тонким размышлением. И на самом деле это очень похвально и полезно для того, чтобы закреплять себе предметы в памяти. Леонардо да Винчи
Можно сказать, что Да Винчи являя собой пример универсального ; или можно даже сказать совершенного ; человека (homo universalis), но как много из его наследия было подхвачено человечеством в его массе?

Я проснулся, только чтобы понять, что весь мир пребывает во сне. Леонардо Да Винчи

Современное понятие медитации стало формироваться в сознании европейского человека после активного знакомства с индийской культурой, где медитация существует с незапамятных времен как особая практика в контексте религиозно-философских учений. Наиболее раннее упоминание о ней относится к Ведам, также известны свои формы медитативной работы в даосизме, буддизме, дзен-буддизме, суфизме и других учениях Востока. В основе большей части восточных медитаций является концепция освобождения от оков физического тела и выход из колеса сансары, для чего были разработаны специальные техники, включающие в себя особые положения тела, работу со звуком, символами, специфические физические движения и различные приемы визуализации.
Такие формы медитации не являлись предметом широкого распространения в социуме, они изучались много лет под руководством мастера-учителя и практиковались в храмах, монастырях, ашрамах, в условиях отшельничества. 
Движение знаний Востока на Запад в девятнадцатом веке происходило благодаря англичанам и в не меньшей степени русским исследователям (Елене Блаватской, Николаю и Елене Рерих). В европейский уклад стало проникать понятие особых техник самосовершенствования, приводящих к проявлению исключительных возможностей, балансирующих на грани чуда. С этого момента концепция медитации стала лавинообразно мутировать, искажаясь наслоениями частных пониманий и утилитарных подходов. Но можно отметить, что параллельно эту процессу шел и другой: многовековые знания начали серьезно систематизироваться, являя картину большего осмысления и понимания.
Так появилось понятие о статической и динамической медитации, о разнообразии ее объектов в виде предмета или идеи, духовной истины, божественной силы или трансперсонального переживания, об особом состоянии мозга и сознания, которое возникает в процессе медитации, об оздоровительных эффектах этой практики и других воздействиях на деятельность организма, об использовании различных инструментов в процессе медитации – звука, света, цвета, ароматов, различных символов. Однако есть одно объединяющее условие, которое является обязательным для всех форм медитативной практики ; полное абстрагирование от внешних помех и устранение всех факторов, рассеивающих внимание (как внешних, так и внутренних, выражающихся в физическом, эмоциональном, интеллектуальном и другом напряжении).
Среди современных школ медитации есть два течения, использующих разный подход к постижению этой техники. В первом случае учитель является образцом, суть состояния которого эмпирически постигает ученик, постоянно практикуя рядом и настраиваясь на соответствующие вибрации и резонанс. Во втором случае учитель медитации проводит этот процесс через осмысление, формируя некую карту из понятий, этапов обучения, инструментов и возможных помех в работе. Это более высокий уровень, так как такой человек должен не только стать мастером практики, но и «вырасти» над ней для того, чтобы суметь проанализировать и систематизировать ее.
Одним из сильнейших мастеров современности второго направления можно считать Джидду Кришнамурти (1895-1986), индийского духовного учителя, философа, писателя, оратора. Кришнамурти настаивал, что никакие внутренние изменения в человеке не могут быть достигнуты с помощью внешних сил, будь то политика, философия или религия. Инструментом внутреннего освобождения он видел медитацию, тщательно разработав ее положения и идеи.
Кришнамурти считал, что к изучению медитации необходимо подходить с умом, который свободен от известного и от предположений прошлого. Только такой медитативный ум способен исследовать понятие самоосознания, вопросы страхов, конфликтов, взаимоотношений, любви, смерти и, конечно, саму медитацию.
Медитация – это тяжёлая работа. Она требует наивысшей формы дисциплины – не соответствия традиции, не имитации, не послушания, но дисциплины, которая приходит через постоянное осознание – постоянное осознание не только связанных с вами вещей внешне, но также и внутренне. Поэтому медитация – это не деятельность в изоляции, но действие в повседневной жизни, которое требует сотрудничества, чувствительности и разумности. Без закладывания фундамента праведной жизни медитация становится эскапизмом (побегом от реальности) и поэтому не имеет никакой ценности вообще. Праведная жизнь – это не следование социальной этике, но свобода от зависти, жадности и стремления к власти – качеств, все из которых порождают вражду. Свобода от них приходит не через деятельность воли, но через осознание этих качеств через самопознание. Без познавания действий высшего "Я" медитация становится чувственным возбуждением и поэтому практически не имеет смысла. Джидду Кришнамурти
И вместе с тем он говорит: Медитация – это движение любви. Это не любовь к одному или многим. Она подобна воде, которую любой может пить из любого кувшина, будь он золотой или глиняный; она неистощима. И при этом происходит одна специфическая вещь, которую не могут вызвать никакой наркотик или самогипноз; ум словно входит сам в себя, начиная с поверхности и проникая всё глубже и глубже туда, где глубина и высота уже теряют своё значение, и всякая форма измерения исчезает. В этом состоянии имеется совершенный покой – не удовлетворённость, которая появляется в результате удовлетворения, но покой, который содержит в себе порядок, красоту и интенсивность.
Кришнамурти много путешествовал с выступлениями, постоянно анализируя, как различные аудитории воспринимают его концепции. Он хорошо познал внутренние проблемы закрытых духовных обществ, постоянно оттачивал ясность формулировок и понятий, был открыт для бесед с представителями различных конфессий, общался с учеными (физик Дэвид Бом станет его другом по полемике на долгие десятилетия). Духовно взрослея, Кришнамурти с возрастом менялся и в своем видении человека, и в задачах, стоящих перед человечеством, и в методике обучения. Неизменным было лишь одно: его постоянная сосредоточенность и состояние глубокого погружения в себя.
***
В рамках данной темы можно было бы рассказывать о многих направлениях и учителях медитации. Сегодня это понятие действительно требует некой ревизии, переосмысления и реабилитации. Но завершить исследование хотелось бы, как ни парадоксально, еще одной отсылкой к Пифагору. Изначально его последователей делили на «математиков» и «акусматиков». В то время как первые (пифагорейцы) изучали всю суть науки, вторые (пифагористы) использовали лишь обобщённый свод знаний в виде «акусм» (устных предписаний), с помощью которых они строили свою жизнь. Это выглядело как повторение изречений Пифагора, к которым относились как к неким божественным предписаниям. При этом акусматики не стремились к созданию чего-то нового и углублению учения: они считали мудрыми тех, кто мог запомнить и применить в повседневной жизни наибольшее количество приписываемых Пифагору изречений.
Когда мы говорим о медитации как о состоянии постоянной настройки и концентрации, которое должно стать самой сутью жизни человека, а не искусственной техникой, нам крайне полезно периодически спрашивать себя: кто я ; математик или акусматик на этом пути?

Ученики спросили Учителя:
— Расскажите нам свой секрет: как вам удаётся сохранять спокойствие, быть счастливым и при этом, несмотря на возраст, успевать сделать так много дел. И как вы достигли просветления?
Учитель ответил:
— Секрет всего, что я достиг, прост. Когда я иду, я иду. Когда я ем, в это время я ем. Когда я работаю в огороде, я именно этим и занимаюсь. А когда я медитирую, то я делаю именно это.
Ученики удивились:
— Но, дорогой Учитель, мы делаем то же самое, но мы пока не достигли успеха: ни в медитации, ни в выполнении порученных нам дел.
Учитель объяснил:
— Дело в том, что вы не присутствуете в настоящем. Когда вы идёте, вы уже мысленно там, куда направляетесь, и не видите всей красоты и красок настоящего момента. Когда вы едите, ваши мысли блуждают уже снова где-то в будущем — вы уже размышляете о том, что будете делать после обеда. Таким образом, вы лишаетесь тонкой части пищи, которая доступна только тогда, когда мы поглощаем пищу с полным вниманием и любовью к ней. Когда вы работаете, ваша голова в это время занята множеством посторонних мыслей. Поэтому вы не можете быть совершенными в своей работе! Также по этой же причине вы не способны использовать свою работу для развития связи с Высшим Началом, которому следует её посвящать и которую нужно делать для него с полной отдачей. И поскольку вы не привыкли жить в настоящем в повседневной жизни, вы неуспешны и в медитации. Ваш ум продолжает где-то блуждать в прошлом или будущем. Когда же вы сосредоточитесь на настоящем моменте, ум исчезнет, и проявится ваше Высшее Сознание. Если вы берётесь за любое дело, вложите в него всю свою душу, то есть максимально на нём сконцентрируйте всё своё внимание и действуйте с полной самоотдачей. Начните жить настоящим моментом, проживая каждый момент жизни с полным вниманием, и вы будете успешны в любом деле!