Раритет или почти рождественская история

Лина Галиан
            Витька, сколько жил, всегда мечтал о транспортном средстве. Именно о транспортном средстве, а не о машине. Но ему всю жизнь не везло. С транспортным средством, имеется в виду. Так-то всё у него было путём. Вроде бы.  Ну, или во всяком случае, не хуже других жил Витька Солдаткин. 
            Как-то приехал Витька к матери, по хозяйству помочь надо было, дров к зиме нарубить, забор подправить. Стал завалы разбирать за сарайкой, наткнулся на чудо какое-то оцинкованное. Вроде, ванны, но уж больно уродское изделие. Это Витьке так показалось. В огороде копошилась неторопливо  мать, выдёргивала колышки у помидор. Осень, пора порядок в огороде наводить.
               Витька решил прояснить ситуацию.
-Мамань, что это за корыто за сараем я нашёл?
               Мать из- под руки глянула на сына. Улыбнулась.
-А это, сынок, ванна твоя. Купали мы тебя в ей, как ты маленьким был.
-Ё…моё…мамань, да это ж….
               Витька никак не мог подобрать определения изделию советского производства. Мать подошла поближе.
- А чего ты хочешь, Витенька?  Тогда всё в дефиците было. Мы и это, как ты говоришь, корыто у соседки выпросили. Николавна сына попросила купить ванну, бельё полоскать не в чем было, а тот всё резину тянул. Николавна дожидаться не стала, сама купила. А ейный Лёшка в выходные ванну припёр. Стало две. Я  уж тады  к родам готовилась, а ванну ещё не купили, вот отец и выпросил у Николавны это корыто.
                Мать тронула ванну рукой.
-А знаешь, как ты любил в ванне купаться! Ить, до пяти лет ты в  ей плюхался. А я тебя, бывало, вымою, потом в этой воде ещё Людка мылась, а после уж  и мы с отцом ноги мыли. Да-а-а. Вот такие ванны раньше были. Как вы Настюшке покупали,  мы  и мечтать не могли, это ж красота какая!
                Витька пнул ванну.
-И куда этот раритет теперь?
                Мать развела руками.
-Выкинь, Витенька. На что она теперь нужна. Вон мусор в неё скидай, а после  на тележку, да  на помойку. Куды её ещё?
                Витька согласно кивнул головой. Мусора в ванну вошло много, Витька поискал верёвку, чтобы зацепить это оцинкованное чудо за боковую ручку и дотащить его до помойки.  Мать всплеснула руками.
-Витенька, ты скольки мусору-то  навалил, ручка не выдержит! Ты бы на тележку поставил, там, где-то за сарайкой твоя коляска валяется, ты на её и поставь. Всё легше будет.
                Солдаткин пошёл за стайку,  разобрал наваленные доски и увидел ещё одно чудо, очень похожее на ванну, только дерматиновое. Виктор  обернулся к матери.
-А это что за корыто на колёсах? Ещё один раритет!
                Мать засмеялась.
-А это, сынок, твоя коляска. Я тебя в ей в детский сад возила, гуляла с тобой.
                Солдаткин выволок коляску и громко рассмеялся.
-Мам, это же уродство, а не коляска!
                Мать обиженно поджала губы.
-И ничего не уродство! Раньше такие коляски были. Так ещё и такую достать нельзя было. И энту  нам тоже подсудобили, у Караваевых мальчонка вырос, вот они нам и отдали. Бедно мы раньше жили. Мы и тебя-то рожать не хотели.
                Витька нахмурился.
-Как это не хотели?
-А вот так и не хотели. Первый-то у нас сынок помер.  Сразу, как с роддома я пришла, а после прививку  ему каку-то поставили,  затемпературил наш Сашенька и помер  вскорости, через три дня. А после  я снова затяжелела,  уже девчонки пошли, одна за другой,  Анька, следом Наташка, а после  Людка. Я говорю отцу, что хватит уже, а он всё сына хотел….
                Мать присела на перевёрнутое ведро.
-Нешто приморилась я. Так вот, а после уже всё не было никого. Я уже и думать забыла, а как понесла, и не заметила. Баба Нюра твоя, царство ей небесное, мне и говорит, однако ты  Валька, опять брюхатая. А я ещё посмеялась, что быть такого  не может. У меня по-женски всё как надо идёт. Оказалось,  не всё, как надо. А мне-то уж за тридцать, куды рожать-то, энтих поднимать надобно.
                Солдаткин огляделся и тоже присел рядом с матерью.
-Это, стало быть, я мог и не родиться?
-Куды там! Не родиться! Отец, как прознал, сразу в крик- давай, мать рожать! А вдруг пацан будет! А баба Нюра ещё масла в огонь  подливат, рожай, Валька, у тебя живот огуречиком, точно мальчонка будет! А у меня и правда, живот уже был. Я думала,  просто толстею, а вишь, как получилось, ты народился.
                Витька обнял мать.
-И хорошо, что народился! Вырастили всех.
-Куды б мы девались! Вырастили. А ты последыш  был, девчонки тебя нянькали. Анька  подрастать стала, всё кричала, как  ты надоел ей. Теперь у вас уже свои дети. На другой год  тебе сорок пять стукнет. А девчонки и вовсе уже бабками стали. И мне прибираться пора. Я уж и смёртное приготовила. Людке сказала, где и что лежит, чтобы шибко-то не искали. У меня всё припасено. Всё, как следовает.
                Витька поцеловал мать в седой висок.
-Живи, родная. Мы тебе ещё восемьдесят лет не отмечали. Терпи, маленько до юбилея осталось. Ты у нас ещё хоть куда. Вон, по огороду, сама управляешься.
                Солдаткин встал.
-Ладно, поволок я всё это на мусорку.
                Витька хитро прищурился.
-Мамань, а назад всё это тащить?
                Мать только махнула рукой.
-Брось ты там всё это. Кому теперь нужен энтот…ралитет.
                Солдаткин весь день копошился у матери в огороде. Вышел отец, опираясь на палку. Тяжело вздохнул, не может он сыну помочь, сам еле ходит. После, как всё было разобрано и дела все сделаны, Витька помылся в бане. На столе уже дымилась картошка, в тарелке соленья разные и нарезанное щедрыми ломтиками сало   просилось в рот.
                Отец выставил бутылку водки. С устатку положено. А после бани, тем более. Витька от стопки не отказался, вместе с ним выпил и отец. Мать водку  только пригубила. Аппетитом, вернее его отсутствием, Витька не страдал.
                Плотно набил живот и откинулся на стуле.
-Ну, родители, спасибо! Угостили славно. Рюкзак набил под самую завязку. Поеду я, однако домой.
                Мать всплеснула руками.
-Куды энто на ночь глядя! Да ещё выпивши! Чай, места много, оставайся. Позвони Маринке, скажи, что туточки  ночевать будешь, чтобы не волновалась.
                Солдаткин отказываться не стал, позвонил жене, что заночует у своих, пусть не теряет. Отец потянулся к бутылке.
-Ну, тады давай, ещё по маленькой. Раз ты никуда не торописсься, можно и ещё по стопочке. Бог троицу любит.
                Витька согласно кивнул головой.
-А, давай, батя! Ещё по одной и на боковую.
                Отец глянул в сторону жены.
-Мать, а ты сынка-то порадовала?
                Витька обернулся к матери.
-А что за радость у нас? Почему не поделились со мной?
                Мать улыбнулась.
-Вот, дед! Ну, помело! Чисто, помело! До завтрева не утерпел. Будет теперь сынок всю ночь ёрзать. Ладно уж,  скажу. Мы тут, сынок, с отцом покумекали, у нас кое-какие деньжишки скопились, вот и решили тебе их отдать. На энти деньги машину, поди,  не купишь. Но хоть може, мотоциклет какой. Будешь к нам почаще ездить.
                Витька сглотнул. Это что же получается? У него появился шанс исполнить свою мечту? Транспортное средство он может себе купить? Спрашивать, сколько денег родители дают, было совестно.  Но может, и правда, на что-то денег хватит. Если что, можно кредит в банке взять.
              Хотя, у них и так долгов хватает.  Старший в институте учится, а девчонки ещё в школе. Трое детей у Витьки. Так получилось.  Но он нисколько не жалеет. Потому что дети хорошие получились. Горя с ними Витька не знал. Умные и послушные. И он для них ничего не жалеет.  Теперь всё на детей. Девчонки - невесты, абы во что не нарядишь.
                Солдаткин вздохнул. Мать поняла его вздох по-своему.
-Сынок, ты не переживай. Ежели что, мы с дедом ещё подкопим. А теперь давайте спать. С вечера деньги в руки не дают, а утречком я тебе их отдам.
                Витька долго уснуть не мог. Извертел все бока, мечтая, как пойдёт в выходные на авторынок. Хотя, чего ждать выходных! Рынок, где машины продают, каждый день работает. Сначала Витька сходит и приценится, а уж после…  Хотя, ещё неизвестно, сколько денег родители дадут. Может, только и хватит, что на мотоциклет. Но помечтать уже можно.
                С этим Витька и уснул. Ночью ему снилась тёмно-синяя машина, вот только марку машины Витька не разглядел. Но ясен пень, что не иномарка.  Утром Витька бодренько вскочил, умылся, а самого всё разбирало любопытство, сколько же денег он получит. Взгляд  упал на комод, там стопочкой лежали синие бумажки. По виду-много. Тысяч…пятьдесят, наверное.
                На эти деньги запросто можно купить отечественную старую машину.  А что! Вполне! И Витьку бы это устроило. У соседа шестёрка, он её купил за полтинник, подшаманил малёха и она у него, как ласточка летает.  И у Витьки руки,  откуда надо растут. Если что, сосед поможет, он в машинах разбирается. Нет, точно! Пускай уже сбудется его мечта! И дай Бог здоровья родителям за такой подарок!
                Мать взяла с комода деньги  и подала сыну.
-Вот, Витенька, тут пятьдесят тысяч. Уж, не обессудь, сколь накопили.
                Витька обнял мать.
-Мамань, спасибо огромное. В следующий выходной ждите на машине. Всей семьёй приедем, вот увидите.
                Отец тоже улыбался. Витьку отец любил больше всех. Когда сбылась его мечта о сыне, Пётр клятвенно обещал  жене, что бросит пить. И слово своё сдержал. Выпивал только по праздникам и то чуть-чуть.  От того, что помогли сыну хоть чем-то, старики радовались сами, как дети. Их дочери все удачно вышли замуж, сильно себя рождением деток не утруждали. 
                А Витька последыш, ему и любви больше доставалось.  У  Люды было двое детей, а старшие родили по одному и на этом решили закончить процесс пополнения населения в стране.  У всех были свои машины, только Витька тянулся на детей, они с Маринкой себе во всём отказывали,  но их дети ни в чём не нуждались.
                Потому, наверное, и не купили себе Солдаткины машину. Хотя Витька всю жизнь  мечтал о ней. Витька долго ходил по рынку. Сначала пошёл один. Присмотреться, прицениться, он и один может.   Машин было много, глаза разбегались. Взгляд искал тёмно-синюю машину. Ту, что во сне видел.  Продавцы зазывали, каждый к себе, и все нахваливали свои машины. На иномарки Витька не смотрел.
              Не с его деньгами на те машины таращиться. Хоть, за погляд  денег не берут, но  душу травить зря, тоже не стоит. По мере того, как продавцы озвучивали цену, настроение падало всё ниже.    С его полтинником тут делать было нечего. Витька прикинул, что придётся брать кредит. Потом мелькнула мысль, попросить денег у старшей сестры. Поди, даст.
             Краем глаза заметил юркого паренька, который почти всё время ходил за ним следом.   Наверное, деньги стырить хочет, подумал Витька. А нету! Витька денег с собой не взял. Не дурак он,  с деньгами по рынку болтаться. Солдаткин  уже собирался заканчивать обзор транспортных средств, как вдруг взгляд выцепил из ряда машин ту самую.
                Ту самую  синюю машину, что он видел во сне. Витька подошёл поближе. Душа замерла. Машина во все свои фары смотрела на Витьку, и казалось, что она только его  ждала. Продавец машины окинул оценивающим взглядом покупателя, хлопнул рукой по капоту.
-Что ходим, чего выбираем?
                Витька пожал плечами.
-Пока присматриваюсь.
-А какую машину хотите?
                Солдаткин смутился.
-Не знаю. Вот, пока только смотрю.
-А чего смотреть? Тут покупать надо! Посмотри на мою ласточку! Картинка, а не машина! Хочешь, прокатись.
                Витька протолкнул ком в горле.
-Это… а сколько стоит?
-Недорого. Сто пятьдесят штук.
                Солдаткин  перевёл дух. Ноги ослабли. Прощай, мечта. Тёмно-синяя красавица Витьке не по карману. Он тяжело вздохнул.
-Я подумаю.
                Продавец разом потерял весь интерес к Витьке и отвернулся.
-Подумай.
                Витька побрёл к выходу. День уже не казался радостным, а собственное достоинство упало до уровня пятидесяти тысяч, которые лежали дома. На выходе Солдаткина догнал шустрый паренёк.
-Дядя, а что так рано с рынка?
                Солдаткин психанул.
-Какой я тебе дядя?
                Паренёк вскинул руки.
-Извини, друг. Это я так. Мы тут всех дядями зовём.
-Кто это -вы?
-Ну, я тут, вроде посредника. Между покупателем и продавцом. Помогаю за небольшое вознаграждение.
                Витька отвернулся и непонятно почему, вдруг выложил все свои опасения.
-Ты если украсть, то у меня нет денег с собой. А если, как ты говоришь, посредник, то у меня нет денег, чтобы твои услуги оплачивать. Да и вообще…
                Паренёк рассмеялся.
-Понятно. Значит, денег в обрез.
                Витька кивнул.
-Не то слово.
-А сколько есть?
-Полтинник.
-А пошли, я тебе покажу одну машину. Глянешь,  вдруг понравится.
                Солдаткин пошёл с пареньком к рядам машин, что стояли у забора. М-да-а-а. Машинки, конечно, не блеск. Как раз для такой нищеты, как Витька Солдаткин. Настроение стало ещё хуже. Подошли к тёмно-зелёной  машине.
                Паренёк открыл дверь.
-Вот, смотри. Машина на ходу. Не новьё, конечно. Но за пятьдесят штук транспортное средство не купишь. А тебе, считай, повезло.
                Солдаткин придирчиво оглядел машину. Начищенная, она блестела, но было видно, что пороги уже проржавели, салон обшарпанный, хотя и чистый. Но, как говорится, за ваши деньги только такой каприз.  Витька сел в машину, повернул ключ, мотор радостно затарахтел, видимо,  машина устала стоять без дела.
                Солдаткин проехал круг, второй. А потом и не понял, как всё так быстро получилось, но уже к вечеру покупку оформили. Витька стал владельцем машины. Вернее, транспортного средства. Пришёл на покупку глянуть сосед. Долго ходил вокруг машины, спросил, сколько Витька отвалил за этот раритет.
                Потом пнул по колесу и уверенно заявил, что Витька мощно переплатил за эту консервную банку.  Витька совсем расстроился. Перед глазами почему-то встала его детская коляска, больше похожая на оцинкованное корыто.   Он покачал головой, нет в жизни счастья. Ванна ему досталась от соседки. Коляску тоже кто-то отдал. 
              Своего велосипеда у Витьки никогда не было, ему по наследству доставались велосипеды сестёр.  Сначала трёхколёсный, потом Школьник, потом уже взрослый, но красного цвета. Короче, не везло Витьке всю жизнь.  И с машиной тоже не повезло. Потому что через два дня она категорически отказывалась заводиться.  И с толкача её пробовали запустить, и на верёвке таскали. И ручкой заводили.
                Витька ту ручку долго крутил, потом плюнул.
-Грёбаный ты, патефон!
                Сосед, который вместе с Витькой пытался реанимировать полудохлое транспортное средство, удивился.
-Почему -патефон?
                Потом подумал и рассмеялся.
-Точно, тот тоже ручкой заводился!
                Солдаткин чуть не плакал. Это ж надо было так влипнуть! Родители деньги копили, а он, как последний му…дурак, просто выкинул те деньги. И без всякой пользы. Сосед долго что-то делал под капотом и машина завелась.
                Он повернулся к Витьке.
-Короче, хватит сопли мазать. Поехали на рынок. Мы этому продавцу сейчас машину назад вернём. Ещё и рыло начистим.
                Витька только отмахнулся.
-Где мы его искать теперь будем!
-Не боись. Он на своём рабочем месте. Очередного лоха выискивает. Ты бы хоть меня с собой позвал, что ли. Там специально хлам собирают, начистят и впаривают, типа за копейки.
-И что мы ему скажем?
-Найдём, что сказать. Главное, до базара доехать.
                До базара в тот день Витька с соседом не доехали. На повороте у Элеватора на полной скорости в Витькину машину врезалась большая чёрная машина. Ни Витька, ни сосед  сильно не пострадали, но вот машина…   Витька кое-как вылез из своего покорёженного транспортного средства и чуть не заплакал.
                Он даже не обратил внимания, что по его лицу течёт кровь из рассечённой брови. Солдаткин опустился прямо на землю, потому что ноги его не держали. Ему до смерти было жаль своих родителей, которые так долго копили деньги, чтобы подарить их сыну, а тот  так бездарно ими распорядился…Из чёрной машины вылезли два парня. Сосед сказал, что надо вызывать ГАИ.
                Парни переглянулись. Один из них присел на корточки перед Витькой.
-Слышь, брат…ты это…может, разойдёмся по-тихому? Я тебе денег дам. Твоя всё равно машина старая была.
                Витька горестно вздохнул.
-Я её три дня назад купил. Даже поездить не успел.
                Парень поднялся. Глянул на часы. Обернулся к своему другу.
-Серёга, у тебя сколько денег с собой?
                В тот день Витьке впервые за всю жизнь был послан подарок с небес. Сосед только руками развёл. Так не бывает. Если бы ему рассказали про эту историю, он бы никогда не поверил. Но тут он всё видел своими глазами. Тех денег, что парни дали Витьке за его разбитую машину, хватило на Витькину мечту.
               Он купил ту тёмно-синюю машину. Сосед покупку одобрил. Парни тогда уехали, а Витька с соседом так и не поняли, с чего виновники аварии так расщедрились. Обычно, всё бывает по- другому.  А разбитую машину разобрали на запчасти. Хоть какие-то деньги…Но самое главное, что тёмно-синяя машина…она такая красавица! И вообще…