Зачем

Борис Владимирович Пустозеров
Большинство людей задавали и задают себе этот вопрос. «В чём смысл моей жизни, зачем я появился и живу?»
Многие отвечают сами себе конкретно – чтобы родить и вырастить детей, то есть, чтобы продолжить род и, в целом, продолжить существование человечества. Или же чтобы проявить себя в лечении людей от болезней, в строительстве и изобретательстве для улучшения жизни людей, в науках, открывающих новые горизонты знания у людей, и просто в добрых делах для людей в течение всей своей жизни – то есть, в итоге, тоже чтобы продолжить существование человечества. Даже те, кто видит своей целью уничтожение «неверных» – религиозные фанатики-смертники, идейные политические террористы и националисты, – творят свои «чёрные» дела с внутренним убеждением, что они «избавляют» человечество от «вредных примесей», способствуя «очищению» человечества и продолжению его «правильного» единственно возможного существования.

Многих такой ответ – «чтобы продлить жизнь человечества во Вселенной» – вполне устраивает, но других подобный ответ подталкивает к новым вопросам. «А в чём тогда смысл существования человечества, зачем человечество появилось на данном отрезке эволюции?» И, согласно своим убеждениям или своей вере, в меру своей культуры или просто начитанности, каждый из вопрошающих пытается ответить на этот вопрос по-своему:
- нет никакого смысла, человечество – это лишь часть материи во Вселенной, которая когда-то возникла из точки и когда-то вновь «сожмётся» в точку,
- человек есть творение Бога, а его замыслы человечеству неведомы, и каждый человек сможет понять, зачем он жил, лишь когда «отправится в мир иной», где на все вопросы ему будут даны все ответы,
- это эксперимент Высшего Разума, то есть в мире есть какие-то разумные сущности, и они создают вселенные с различными формами жизни, или же просто «сеют» разум в различных звёздных системах Вселенной и наблюдают за его развитием, чтобы в итоге создать какое-нибудь Галактическое разумное сообщество.
Таким образом, ответы на вопрос «ЗАЧЕМ» сводятся к двум вариантам. Если жизнь появилась случайно, то смысла в возникновении и существовании человечества нет. А если жизнь была запланирована, то смысл в появлении человека во Вселенной есть, но сегодня живущему на Земле человечеству узнать это ещё не дано.
Смириться ни с первым, ни со вторым вариантами ответа человек, который, по словам Максима Горького, «звучит гордо», не может, поэтому проблема «смысла жизни» преследует почти каждого человека всю его жизнь.

Теперь слегка отвлечёмся от человека и обратим взгляд на Мир, который, по «последним данным» логофизики, состоит из Вселенной и Бытия. Что есть мир? Это движение и покой. То есть это объективный мир, мир Движения, Вселенная, в пространстве которой движутся материальные объекты. И это Субъективный Мир, Бытие, мир Покоя, мир субъекта, находящегося в центре этого своего субъективного мира.
Это же так просто понять! Каждый субъект живёт в собственном мире! Каждый человек – это целая материальная система, практически мини-вселенная, то есть, это субъект. Но и каждый связанный дружескими, общественными или рабочими связями человеческий коллектив или каждая семья – это также материальная система, и это тоже субъект, то есть та же семья является центром собственного мира и имеет собственное пространство отношений между членами семьи. К примеру, мать, отец и пара их детей являют собой среднюю семью, и каждый член семьи живёт не только в собственном субъективном мире, но живёт также и в «общесемейном» субъективном мире. И в этом «семейном мире» каждый член семьи уже является объектом, а не субъектом, и поэтому ему приходится считаться с движением (то есть, с интересами) других объектов (то есть, других членов семьи). Таким образом, семья как материальная система влияет на принадлежащие ей объекты, каждый из которых является субъектом и имеет собственное бытие, но это его бытие зависит от семьи как от маленькой вселенной. Иногда какой-то объект (отец или мать, или родившийся долгожданный ребёнок) на какое-то время подчиняет себе все остальные объекты (остальных членов семьи), становясь в центр «семейной» системы, и тогда его субъективный мир практически совпадает с «общесемейным» субъективным миром, потому что все «крутятся» вокруг него, и исполняются все его решения или желания.
Подобно этому, вокруг директора как центра «коллективной» системы, «крутится» коллектив работников предприятия, а вокруг президента или короля, как центра системы «страна», «вращается» народ этой страны. Ну, и, конечно, вокруг центра системы под названием «человечество» худо-бедно обращаются люди планеты Земля, даже не подозревая об этом. А сама система «человечество», или ноосфера, является всего лишь объектом системы «биосфера», которая в свою очередь, является объектом системы «планета Земля», также как атмосфера, гидросфера, литосфера и т.д.

А теперь зададимся вопросом. Кто задаёт вопрос о смысле своей жизни или о смысле существования человечества, конкретные вопросы о смысле создания семьи, смысле деятельности какого-нибудь общества или риторический вопрос о смысле существования биоорганизмов, то есть о смысле жизни «вообще»? Только человек! Вся остальная Материя никаких вопросов не задаёт, а просто движется в Пространстве. Ни одна из материальных систем – ни клетка человеческого организма (это ведь тоже материальная система), ни какое-нибудь насекомое, ни биосфера, ни планета, ни Солнечная система не интересуется ни смыслами, ни идеями. И только человек, люди (в виде какого-нибудь объединения или сообщества) задают этот вопрос – ЗАЧЕМ живём! Если же такой вопрос в обществе или в голове человека не задаётся, то проблем в этом направлении не наблюдается. Так что человек должен понять, что он сам себе создал проблему «смысла». Остальные материальные объекты Вселенной лишних проблем себе не создают.
Почему он эту проблему создал, вполне понятно – ведь человек, поклоняясь всяким богам, всегда считал себя «вторым после бога» главным существом на земле – вроде того, что Бог создал землю, и в завершение сотворил человека как своего «заместителя-распорядителя» на земле. Потом человеку стало понятно, что Бога, возможно, и не существует (на бога надейся, а сам не плошай), что богов просто-напросто придумывают. Но отказываться от своей роли «царя» Природы уже не то что не хочется, а считается просто дурным тоном – «никто, кроме Человека, вследствие его умности-разумности, не имеет права считаться высшим и главным существом во Вселенной»! Самое удивительное, что никто, кроме человека, об этом даже не догадывается, поэтому иногда какой-нибудь «неразумный» смерч делает людям очень больно, руша их жилища и даже калеча самих людей.

Если человек родился вследствие плана своих родителей «иметь детей» или вследствие незапланированной случайности, то причина его рождения в том и другом случае понятна и проста – это либо желание родителей, либо небрежность матери в предохранении. Искать другую причину – «зачем я родился, а вдруг для того, чтобы осчастливить человечество?» – означает, что человек сам в своём субъективном мире придумывает для себя основание своего, пусть маленького, но всё же превосходства над другими людьми-субъектами, мол, «я субъективнее других субъектов, и это не зря, это было предопределено!»
Нельзя говорить, что Ленин был рождён для того, чтобы.., или Чикатило был рождён для того, чтоб… Каждый человек, как и зверёныш, как и росток дерева рождается без какого-либо смысла, и даже продолжение вида или рода не является смыслом его рождения и существования. Этот смысл возникает в голове человека только тогда, когда он приобретает какой-то опыт жизни в мире и начинает мыслить. И, таким образом, у каждого человека появляется свой собственный им «изобретённый» смысл жизни, который может меняться по ходу жизни, в зависимости от приобретаемого опыта. Пусть же проблема «смысла жизни» больше не преследует ни одного человека – более «правильного» смысла, чем «продление существования человечества как разумного общества», придумать не получится.
Но ведь тогда помощь и уважительное отношение людей друг другу являются частью этого смысла, не правда ли?