Мини-лекции 17. Изображение. Кадрирование

Владимир Сысолятин
   В общем виде всё о чём мы будем говорить называется ОПТИМИЗАЦИЯ. Естественно изображения. Не секрет, что много-много фотографий грешат своим качеством, а иногда и вообще непригодны ни к чему! Стало быть их нужно привести в божеский вид. Это с одной стороны, а с другой привести параметры изображения к нужным Вам.

   Как-то в разговоре я своих мужиков поставил в тупик. Вопрос простой: «Что такое градус? В чём измеряется температура»?
 — В градусах, в чём же ещё?!.
 — А угол?
 — В градусах.
 — А водочка?
 — Тоже в градусах!? Тормоз был полный! О чём это я? А о том, что авторы всяческих книг по графике (компьютерной) употребляют слово РАЗМЕР применительно к двум величинам, хотя и связанными между собой. Размер изображения геометрический в пикселах (точках) и размер файла, хранящего информацию о изображении, в байтах (килобайты, мегабайты...). Встречал я авторов обзывающие размер в байтах, ОБЪЁМОМ, а ещё раньше, осторожно, ВЕСОМ! Не позволяйте себя запутать, а точнее сами не запутайтесь в том, о чём пойдёт речь. Условимся, размер, геометрический это тот, который Вы визуально можете оценить?! Объём то, что Вы не видите, зато компьютер, а особенно линии связи перегоняющие эти Ваши байты-килобайты очень даже видят! Вот на рис7а «официальные» подсказки, информация о изображении. Верхняя подсказка в программе FrontPage, а нижняя, виндузовская (WINDOWS). В верхней, объём обзывают РАЗМЕРОМ, Раз:, — разрешение в точках. Нижняя, как видите и то и другое и всё, — размеры! И если Вы встретите странные рассуждения по поводу сколько времени загружается картинка, это относится ко времени жужжащих модемов! Когда скорость передачи Ваших данных измерялась в 28,8 Кбит/сек. Естественно объём картинок имел значение! И сейчас ещё существует (у нас года четыре ещё было), то уже современные скорости передачи по оптике, 10-100 Мегабит/сек. Почувствуйте разницу!

   А, теперь к делу! Да, испорченные временем фотографии можно в фотошопе отрихтовать, но и современные требуют ухода. Снятые разными людьми, разными аппаратами в разных условиях не всегда пригодны прямо вот так сразу, сейчас же в страницу. В первую очередь необходимо произвести КАДРИРОВАНИЕ. То есть, убрать весь «мусор», случайно попавший в кадр: люди, животные какие-то объекты, не в тему?! Кадрирование отрезает всё ненужное и выделяет главное. К сожалению вот так просто не всегда получается. Тогда применяют всякие другие фотошоповские приёмы, но о них поговорим в других мини-лекциях. А мы начнём с более простых и доступных способов. Здесь же мы будем использовать только один инструмент, — CROP, кадрирование. Самое простое рис1 из общей картины вырезать главное. В нашем случае яхты. Единственное правило желательно выполнять, оставлять свободное пространство в сторону движения яхт, автомобилей и прочего движущегося... Либо перед взором живого существа. Чтобы взгляд не упирался в стенку (край картинки).

   В панели инструментов щёлкните во значку Crop на рис3,6 вид пимпочки. Указатель мышки примет именно такой вид. Направьте в нужную точку, нажмите левую клавишу и ведите по картинке. Вслед за указателем появится штриховой след. Если Вы прервёте выделение, то останется штриховой прямоугольник с квадратными маркерами по углам и по середине каждой стороны. Ровно по центру прямоугольника будет крестик с окружностью по центру. На рис3 он и есть, я только окружность и части крестика подкрасил. Штриховые линии называют ещё бегущими муравьями. Если Вы указатель введёте в поле прямоугольника то он превратится в чёрную стрелку (без хвостика). Нажав на левую клавишу, Вы захватите прямоугольник и можете его перемещать. Отпустите клавишу и щёлкните по ENTER и всё, что попало в прямоугольник останется, остальное удалится. Если Вы передумали, сделайте ОТКАТ. ПРАВКА-ШАГ НАЗАД (от 1 до 10 шагов?)!

   Теперь разберёмся с картинками рис5,6,7?! Во-первых, на картинках изображено здание Белорусского государственного педагогического университета. Во-вторых, на рис5 его изображение с падающим зданием. На самом деле всё стояло прямо и это снимок автора Максима Яшина. Это я его слегка наклонил, в учебных целях конечно! На рисунке линия горизонта для высоты фотокамеры. Точка схода, это место лучей, линий перпендикулярных нашей картине. уходя вдаль они для нас с Вами сойдутся в одной точке, точке схода. Объектив аппарата именно через эту точку смотрел вдаль. Линия реального горизонта наклонена вместе со зданием. Наша задача с помощью Crop повернуть всю картинку против часовой стрелки на угол ошибки. Это можно сделать двумя способами. Во-первых, указателем Crop обведём всю картинку, а далее?.. Указатель приблизьте к верхнему правому углу (маркеру), он превратится в двойную стрелку согнутую под углом и как бы охватывающую угол изображения. Нажмите и не отпускайте левую клавишу мышки. Затем можете поворачивать всё выделенное, точнее тот штриховой прямоугольник. В нашем случае по часовой стрелке на угол ошибки и стало быть на глазок. Отпустите мышку и на ENTER! Получится такая вот картинка рис6. Если Вы угадаете угол ошибки, то здание встанет как надо. Уголки ошибки на всех четырёх сторонах я подкрасил. Теперь Ваша задача из всего этого вырезать максимально возможный прямоугольник изображения не захватывая уголки ошибки. Да, конечно будет потеряна часть изображения, увы...

   Второй вариант, без предварительного выделения и поворота. А далее: ИЗОБРАЖЕНИЕ-ПОВОРОТ ХОЛСТА-ПРОИЗВОЛЬНЫЙ. Появится диалоговое окно. В окошечко забейте угол ошибки. И если, что-то не туда повернётся вместо пимпочки CW щёлкните на CCW и повторите процедуру! В итоге появится такая же картинка как на рис6. А затем, как и в первом варианте с помощью Crop и ENTER! Останется чистая картинка без всяких углов и с потерями, увы?! Далее Вам слово?! Я увеличил картинку до размера остальных, поэтому здание выглядит пополневшим и очень гордым рис7!

   Следующий вид исправление искажений фотографии в результате съёмки с близкой и низкой точки. Отчего получилась такая вот картинка рис2. Это Вестминстерский дворец с большим Беном в обнимку. Наша задача выправить картинку. С помощью Crop обведём картинку по максимуму. Затем на панели свойств инструментов поставим галочку в свойстве ПЕРСПЕКТИВА. Теперь указатель вместо появившейся уголковой стрелки превратится обычную. Нажав левую клавишу мы можем, скажем верхний маркер двигать влево-право. Точно так же оставив правый маркер в покое, двигать левый, верхний. В итоге такая вот картинка получится рис3. Главное чтобы (А Вы наверное уже поняли?) штриховые стороны были параллельны стенам наклонённого Бена справа и башен слева. И если Вы уверены, что всё именно так, давите на ENTER. И получится такая вот картинка рис4!

   Если Вы внимательно посмотрите на рис4, то увидите, что все строения, включая и Бен пополнели, стали шире. Кроме того и симпатичные фонари. Как Вы уже догадались нужно слегка вытянуть картинку по высоте, не изменяя ширины. Или наоборот сжать по ширине не трогая высоту... Но пострадает геометрия. Мне же нужно было вписаться в нужные размеры!

   Самое главное, чтобы Вы поняли сам принцип и не делали грубых ошибок?! И больше практики! У Вас всё получится!